Меню Рубрики

Два основных вида огранки камней. Виды огранки драгоценных камней: описание и фото. Основные виды обработки драгоценных камней

В этой статье:

Виды огранки драгоценных камней различны, некоторые из них появились сравнительно недавно, другие уже стали частью истории. Ювелиры на протяжении многих веков обрабатывают кристаллы, считая, что огранка важный элемент, который способен повлиять на стоимость украшений. В действительности так и есть, после обработки самоцвет может начать сиять новыми красками или же полностью утратит природную привлекательность.

Разновидности

Одной из первых появилась огранка в форме розы, придворный ювелир немного поработал над камнем, чтобы угодить привередливому монарху. Результат работы настолько поразил господина, что тот щедро отблагодарил мастера. Сегодня розу используют редко, причина в том, что такой вид обработки считается устаревшим. Его применяют лишь тогда, когда нужно сохранить первоначальный вес камня. Роза имеет несколько граней и часто выступает в качестве одного из этапов огранки.

Виды огранки камней

Огранка кушон известна мастерам довольно давно. Большинство бриллиантов времен Барокко было обработано именно таким образом. Иногда подобный вид обработки носит название антик. Кушон применяется тогда, когда нужно сохранить вес камня.

Огранка ювелирных камней в форме круга встречается чаще всего, ее считают классикой жанра. Бриллианты имеют форму круга и 57 граней. Подобный вид обработки отличается сложностью, ювелир работает над минералом, в результате чего он значительно теряет в весе. Зато становится более крепким и устойчивым к царапинам и повреждениям.

Камни в форме круга могут украшать кольца, браслеты, кулоны и ожерелья. Форма считается идеальной, но требует от мастера определенных навыков. Чтобы превратить алмаз в бриллиант круглой формы, используют специальные пилы. Такие самоцветы сверкают на солнце ярче других. Подобная форма обработки была известна еще в XVII веке, но тогда она была далека от совершенства.

В 1960 годах XX века появилась новая разновидность огранки. Теперь ювелиры стали придавать самоцвету форму овала. Он идеально подходит камням, которые отличаются крупным размером. Ограненные таким способом самоцветы используются ювелирами охотно, если кристалл вставлен в кольцо, то он визуально сделает пальцы длиннее. А кулон в форме овала превратит любую шею в лебединую.

Огранка триллион используется для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Спасибо за изобретение подобного вида обработки стоит сказать мастерам из Амстердама. Сегодня триллион фантастически популярен, дело в том, что он отличается свободным нравом. Имеет форму треугольника с клиньями, при этом количество граней может меняться. Тут все зависит от предпочтений ювелира и характеристик минерала.

Квадратная огранка отличается ровными гранями и их равным количеством. Квадратом могут быть огранены те минералы, которые не нуждаются в сложной обработке, нередко таким способом гранят фантазийные бриллианты. Квадрат хорошо смотрится в обществе других минералов, а может выступать в качестве единственного украшения, тогда его располагают в центре изделия.

Работа огранщика связана с большими сложностями, и разновидностей обработки довольно много. Но существуют некоторые формы огранки, которые требуют пристального внимания:

  1. Маркиз.
  2. Багет.
  3. Груша.
  4. Октагон.
  5. Сердце.
  6. Пятигранник.
  7. Шестигранник.
  8. Восьмигранник.
  9. Кабошон.

Свое название маркиз огранка получила в честь фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур. Она отличалась любовью к ювелирным украшениям и поразительной улыбкой. Говорят, что блики камня, обработанного таким образом, напоминают улыбку маркизы. Острые грани самоцвета отражают свет солнца и заставляют кристалл блистать.

Коварный багет выдаст все дефекты камня, при этом они будут заметны, даже невооруженным глазом. Лупа или микроскоп тут не понадобятся, достаточно будет просто взглянуть на минерал. Самоцвет в огранке багет будет иметь контур прямоугольника. Покупая в салоне украшения с кристаллами, обработанными в этом стиле, стоит уделить особое внимание их качеству.

Груша или капля относится к классическим формам обработки. Ограночная капля обязательно должна иметь площадку. Груша универсальна, подходит как крупным самоцветам, так и мелким. Кристаллы такой формы могут быть использованы для изготовления серег, кулонов, подвесок и других украшений.

Октагон подчеркивает красоту минерала и его чистоту, является одной из разновидностей ступенчатой огранки. Помогает защитить хрупкий самоцвет от повреждений и сколов.

Огранка камней

Сердце встречается редко и отличается сложностью в исполнении. Такой тип обработки используется в исключительных случаях, для изготовления украшений под заказ. Придавая камню форму сердца, мастер должен создать четкий контур. В процессе работы расходы будут внушительными, по этой причине не так уж и много бриллиантов, изумрудов и рубинов, которые имеют подобную форму.

Пятигранник - это геометрическая фигура с соответствующим количеством граней. Камни, которым придают такую форму, отличаются размером. В большинстве случаев речь идет о тех самоцветах, которые особой ценностью не обладают.

Шестигранник хорош тем, что грани минерала отражаются друг от друга. В результате создается причудливый узор. Таким способом обрабатывают только те кристаллы, которые имеют крупный размер и выступают в качестве центральной вставки.

Восьмигранник - это разновидность фантазийной огранки. Такие способы обработки позволяют придать камню цвет, сделать его красивым и блестящим. Если работа проведена правильно, то из минерала получится шедевр. Так гранят только крупного размера самоцветы.

Кабошон в переводе с французского означает «шляпка гвоздя». Такой тип огранки известен ювелирам очень давно, он отличается минимализмом. Мастеру удается сохранить вес камня, на его поверхности создается ровная площадка.

Фацетная огранка и ее виды

Фацетная, или фасетная, огранка имеет несколько разновидностей, она подходит кристаллам прозрачного или полупрозрачного оттенка. Используется для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Особенностью этого вида огранки ювелиры считают нанесение на поверхность самоцвета плоских граней.

В современном ювелирном искусстве чаще всего применяется:

  • Клиньевая: используется для обработки алмазов, турмалинов, топазов и рубинов. Таким способом гранят еще горный хрусталь. Классикой такого вида огранки считается маркиз. Самоцвет, обработанный таким способом, отличается тем, что от его поверхности максимально отражается свет.
  • Ступенчатая: подходит для огранки гранатов, рубинов, сапфиров и изумрудов. Такой тип обработки делает светлые камни выше, а темные меньше. Работа мастера направлена на поддержание красоты минерала.
  • Смешанная: требует от ювелира особых навыков, относится к фантазийной. По этой причине стоимость работы будет довольно высока, обработка способна подчеркнуть цвет и красоту камня, а также заставит его сверкать под лучами солнца и при искусственном освещении.

Разновидности огранки камней бывают разными, работа мастера влияет на стоимость украшений и в некоторых случаях способна превратить малопримечательный минерал в настоящий шедевр.

Фантазийная огранка имеет как минусы, так и плюсы, от ювелира понадобится виртуозно владеть квадрантом и обладать неплохой фантазией. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что нет ничего лучше, чем классика. По этой причине многие бриллианты имеют круглую форму. Считается, что такие камни сияют ярче, поскольку обработка помогает им раскрыть все свои прелести.

Когда возникает желание приобрести такой красивый самоцвет, как топаз, всегда появляются вопросы: сколько стоит натуральный камень, от чего зависит его цена и почему один стоит дороже, а другой дешевле. Мы поделимся с вами базовым знаниями о качествах этого минерала, чтобы вам стало ясно, как оценить топаз.

Одним из примечательных естественных свойств топаза является его способность изменять цвет. Топаз имеет кристаллическую структуру, но отличается от многих кристаллов тем, что изменяет цвет не по причине нахождения в нем посторонних примесей, а потому, что его кристаллы имеют погрешности в конструкции их решетки. Современные специалисты освоили технологии изменения окраски топазов путем их нагревания до определенных температур, а также с помощью интенсивного облучения рентгеном. Если топаз нагреть, он может совсем обесцветиться и стать прозрачным, а если подвергнуть его радиоактивному воздействию, он приобретет густую и насыщенную окраску.

Критерий стоимости - цвет камня

Прозрачные камни стоят в соответствии с определенными критериями. Это масса камня, качество его огранки, сам цвет и чистота кристалла. Цвет и происхождение камня стоят на первом месте. Очень высокий спрос существует на камни желтых, розовых и оранжево-красных цветов.

Следует иметь в виду, что топазы ярко-красного цвета в естественных условиях почти не встречаются, поэтому их общепринятая цена является очень высокой. Поскольку покупатели часто спрашивают именно редкие кристаллы, умельцы впадают в искушение и начинают думать о том, как изготовить их имитацию. Таким образом на рынке и появляются всевозможные подделки - как хорошие, так и плохие.

Поэтому не лишним будет обучиться тому, как отличать настоящий от рукотворного, или попросту поддельного. Например, натуральный розовый топаз будет стоит гораздо дороже, чем камень такого же цвета, но выведенного искусственным путем.

Что представляют собой императорские топазы

Как камням придаются искусственные оттенки

Это может показаться странным, но любой розовый экземпляр, даже если цвет его сделан искусственным путем, стоит дороже, чем естественный голубой - несмотря на то, что кристаллы холодных цветов более долговечны. Это говорит о том, что редкость розового цвета топазов вообще вместе с технологическими усилиями (в человеческом понимании) оказывается дороже природной красоты.

Но это превосходство в цене присутствует только в том случае, если искусственно-розовый топаз имеет вес до определенных цифр. Если камень весит максимум 10 карат, перекрашивать его есть резон, и цена на него поднимется во много раз. Но если камень весит больше, такие манипуляции могут ему навредить - по причине того, что для более крупных камней часто характерно неравномерное распределение цвета, либо просто обесцвечивание. По этой причине большие топазы чаще окрашивают в голубые тона: они более стойкие и надежные.

В Таиланде розовый топаз в 10 карат стоит от 10 до 15 долларов, а голубой (например, синий, который называют лондонским) стоит всего 5-10 долларов за один карат. Небесно-голубые и швейцарские голубые кристаллы стоят в Таиланде гораздо дешевле.

Бесцветные кристаллы перед продажей подвергаются искусственной коррекции цвета, потому что природные оттенки могут быть не такими яркими и выразительными (серыми, буроватыми или грязно-молочными). Считается, что из таких камней невозможно сделать никаких украшений, но и у них тоже есть верные поклонники, готовые купить их без всякой обработки.

Бесцветные топазы еще называются белыми. Среди них особую ценность имеют экземпляры с причудливыми объемными рисунками. Рутиловые иглы, создающие такие узоры, могут располагаться внутри кристалла хаотично или, наоборот, в определенном порядке, создавая тем самым изумительные зрительные эффекты.

Яркие топазы - самые дешевые

Не секрет, что среди неискушенных покупателей большой популярностью пользуется недорогой, но очень красивый , получаемый с помощью магнетронного напыления металлическими частицами. Специально для этого был изобретен прибор, который называется магнетрон. Это генератор электромагнитных колебаний сверхвысокой частоты. На камень направляется мощное излучение, которое «впаивает» металлические молекулы в кристаллическую поверхность камня. В результате такого воздействия световой поток разлагается на границах сред, и получается прекрасная картина оттенков всего цветового спектра.

Стоят такие камни недорого, всего пять долларов за один карат - отчасти по той причине, что результат обработки магнетронным излучателем недолговечен. Совестливые и знающие продавцы сразу настоятельно рекомендуют не оставлять «мистический» топаз в местах прямого солнечного цвета, потому что его цвета могут поблекнуть.

Блеск и прозрачность кристаллов

И то, и другое создает привлекательность украшения ничуть не меньше, чем цветовой показатель. Если при обработке кристалла использовались хорошие полировочные и шлифовальные материалы, он будет выглядеть гладким.

Чистота кристалла, особенно привлекающая внимание покупателя, часто тоже создается рукотворными средствами. Многие камни, добытые в естественной среде, не имеют такой прозрачности: обычно они на просвет полупрозрачны, как будто налиты молоком или сливками. Однако с помощью современной обработки люди научились «управлять» кристаллической решеткой топаза так, чтобы камень приобретал полную прозрачность.

Но если такой прозрачный топаз повторно нагреть, к нему может вернуться его природная мутноватая дымка. Именно поэтому «мистические» топазы и другие обработанные виды камней нельзя оставлять в местах, где присутствует прямой солнечный свет.

Как видите, топазы бывают разные - как природные, так и те, которым волей человека был передан тот или иной цвет. Безусловно, это дело вкуса. Кому-то нравятся более холодные и естественные оттенки, а кто-то является поклонником недорогого, но удивительно красивого мистик-топаза, который «боится» солнечного света. Иногда цветовая обработка выполнена настолько мастерски, что назвать такие изделия подделками просто нет желания. Многие кристаллы доступны по цене, и при желании можно подобрать камень любого типа - за исключением тех экземпляров, которые и по сей день являются самыми редкими.

Лучшие друзья девушек оцениваются не только по чистоте, цвету и весу в каратах, но и по форме огранки. От нее зависит, насколько красивой будет игра цвета и форма драгоценного камня. Форма обработанного материала для дорогих украшений может выглядеть как геометрическая фигура: круг, овал, треугольник, ромб и так далее. Огранкой же характеризуется число граней, их расположение и очертания. Какие существуют виды огранки драгоценных камней? Познакомимся с азами ювелирного мастерства.

Технология обточки и огранки драгоценных камней

Прежде чем приступить к описанию видов огранки драгоценных огней, стоит уделить внимание технологии работы с сырьем. Этап обточки определяет качество будущего изделия и процент использования сырья. Когда-то все операции производились вручную, но сегодня разработаны специальные станки. Один опытный оператор может одновременно обслуживать около двенадцати таких машин. Весь процесс и результат обработки отражается на мониторе.

Огранка производится с целью придания природным и синтетическим материалам определенной формы, количества граней, достижения блеска, устранения некоторых пороков (как правило, естественного происхождения). Весь процесс делится на две стадии: шлифовка и полировка.

Во время шлифовки с поверхности обрабатываемого сырья удаляются частицы для придания ему определенной формы. В дальнейшем при полировке отшлифованным поверхностям придается зеркальный блеск. После выполнения всех технологических операций производится промывка камней в кислотном растворе, а последняя - в кипяченой воде, и двукратная сушка спиртом. После этого все камни направляются в отделы контроля качества продукции.

Виды огранки: стандартная круглая и фантазийная

Более 90 % бриллиантов и множество других драгоценных и полудрагоценных камней имеют круглую форму. Этот вид огранки драгоценных камней считается классическим. Отличает круглую форму стандартные орнамент и пропорции, более высокая стоимость готового изделия, высокопрофессиональный подход к выполнению всех операций. Этот вид огранки драгоценных камней (описание и формы далее рассматриваются более подробно) приводит к безвозвратной потере более половины от исходной массы материала.

Другие формы огранки (все, кроме круглой формы) называются фантазийными. Хотя известный аргентинский ювелир Антверпена Габи Толковский, который огранил за свою жизнь множество алмазов, считает, что фантазийной следовало бы назвать именно круглую форму сырья для ювелирных изделий. В природе встречаются алмазы в разных формах, но те, которые задают форму будущего камня, могут быть квадратными, треугольными, прямоугольными, скошенными, но никогда не бывают круглыми.

Привлекательность фантазийных видов огранки драгоценных камней основана главным образом на привлекательности самой формы, а не игре цвета и глубине оттенка камня. Даже наименование той или иной формы огранки в большинстве случаев звучит привлекательнее, например «Принцесса» или «Маркиз». Стандартная же огранка более продумана в плане игры света, наиболее красивого вида камня по оптическим свойствам.

Классика обработки драгоценных камней

Как уже упоминалось выше, классическим видом огранки драгоценных камней является круглая форма. Это проверенная временем огранка, которую придумали одной из первых еще в начале двадцатого века. Тогда же появились специальные алмазные пилы, которые позволили работать даже с самыми твердыми минералами. Так ювелиры начали с помощью одних алмазов превращать другие в бриллианты.

В круглых драгоценных и полудрагоценных камнях 57 граней. Именно такой вид и количество граней наилучшим образом показывают блеск и игру света в камне, глубину его оттенка. Также круг способствует долгожительству ювелирного изделия, так как сводит к минимуму риск сколов и другого рода повреждений. При перепродаже круглая огранка оценивается дороже других.

Для небольших камней используются упрощенный способ в 33, если камень весом до 0,99 карата, или 17 граней, если исходный материал весит до 0,29 карата. Главной отличительной особенностью этого вида огранки драгоценных и полудрагоценных камней является то, что в процессе обработки теряется около половины первоначальной массы. Если взять два камня (один с круглой, другой - с фантазийной огранкой) с одинаковым весом, то внешне материал, обработанный фантазийным способом, будет выглядеть больше.

Овальная огранка драгоценностей

Такой вид огранки драгоценных камней (форма овала) используется для изготовления колец, сережек, браслетов, подвесок или ожерелий. Вариант вошел в ювелирный «обиход» в шестидесятых годах прошлого века. Камни овальной формы в кольцах зрительно удлиняют пальцы, делают их изящными и тонкими. Ювелирные изделия с материалом такой огранки красиво блестят и переливаются на свету. Обычно камни овальной формы имеют 57 фасетов - так грани называют ювелиры.

Вариант огранки из средневековой Франции

Огранка «Маркиз» с 55 гранями используется для колец, сережек и подвесок. Интересный факт: вид огранки драгоценных камней получил свое название по имени маркизы де Помпадур, которая была фавориткой Людовика XV и жила при дворе. Только вот в русском языке «маркиз» - это скорее мужской, чем женский аристократический титул.

«Маркиз» - это огранка драгоценного камня в форме овала, но с заостренными углами, многим этот вариант больше напоминает лодочку, чем кокетливую улыбку французской дамы.

С украшением, драгоценный или полудрагоценный камень в котором огранен в форме «Маркиз», нужно быть предельно осторожным. Острые концы - уязвимая и очень хрупкая часть изделия. Кольца с таким камнями зрительно удлиняют пальцы и придают аристократическое изящество своей обладательнице или обладателю.

Утонченная «груша», или «капля»

Черты двух предыдущих вариантов - овальной огранки и «Маркиз» - сочетает «капля», или «груша». Для этого вида огранки драгоценных и полудрагоценных камней характерно наличие только одного заостренного конца, второй же остается близким к стандартной овальной форме. Особенно важно качество обработки именно заостренного конца. В стандартном варианте такой вид огранки драгоценных камней (фото ниже) имеет 55 или 56 граней.

Камни грушевидной формы, как и близкие им изделия с овальными драгоценностями или огранкой «Маркиз», зрительно удлиняют шею, если используются в кулонах или ожерельях, придают изящество пальцам, если речь идет о кольце.

Огранка «Принцесса» для настоящих леди

«Принцесса» по оптическим свойствам близка к классической круглой огранке драгоценных и полудрагоценных камней. Свет в камне удивительным образом «играет», а форма обычно квадратная или прямоугольная. Придумали такой вид огранки драгоценных камней и технологию их обработки в конце шестидесятых-семидесятых годах двадцатого века.

Камни «Принцесса» чаще всего используются для обручальных колец. Количество граней может различаться (49, 65, 69 или иное число). Такой камень теряет меньше исходного веса при обработке, чем другие фантазийные варианты. Да и стоит «принцесса» дешевле романтической формы сердца или капли.

Очень хрупкими являются прямые углы, они требуют дополнительной защиты.

«Изумруд», подчеркивающий естественную чистоту

«Изумруд» - это прямоугольная огранка, которая применяется, как правило, для крупных драгоценностей исключительной естественной чистоты, так как скрыть практически любые мелкие изъяны при такой обработке совершенно не представляется возможным. Все потому, что «Изумруд» - это большое количество (57 или 65, как правило) мелких граней.

По способности играть светом этот вид огранки уступает лишь круглой и «Принцессе». По интенсивности световых вспышек, однако, «Изумруд» их превосходит. Используются такие камни в серьгах, кольцах, подвесках, ожерельях, браслетах.

Вариация "Изумруда" от бельгийских ювелиров

«Ашер» - это вариация огранки «Изумруд». От «Изумруда» такие камни отличаются только большей «этажностью» - большим количеством ярусов. Несмотря на свою исключительную сложность, обрабатывать камни таким способом начали с 1902 года, когда огранка была изобретена бельгийскими братьями-ювелирами. Назвали вид огранки по фамилии братьев-ювелиров. Пик популярности этого варианта пришелся на тридцатые годы двадцатого века.

Число граней (может быть 25, 49, 72 или иное) меняется в зависимости от размера и веса камня. Используется «Ашер» в кольцах, сережках, ожерельях и браслетах, а также других ювелирных украшениях. Такой вид обработки хорошо подходит для драгоценных изделий в стиле ар-деко.

Мужской вариант огранки «Радиант»

Огранка «Радиант» обычно имеет 65 или 70 граней (фасетов), используется для сережек, кулонов и колец. Обладательницам или обладателям коротких пальцев стоит быть осторожными с таким вариантом украшений, так как «Радиант» зрительно еще больше укорачивает и утолщает пальцы. Тип обработки синтетического или натурального камня вобрал в себя некоторые характерные черты «Принцессы» и «Изумруда».

Чаще «Радиант» предпочитают мужчины, так как такой вид огранки драгоценных камней (и их обработка) имеет величественный и даже несколько брутальный характер. Подходит обработка только для камней солидных размеров, которые красивы сами по себе.

Романтичное «Сердце» для кулонов и подвесок

Романтичная огранка «Сердце» красиво играет на свету. Используется при изготовлении сережек, кулонов, подвесок, в кольцах встречается реже, так как сложную форму тяжело сделать из небольшого камня. По способу обработки вариант близок к «Капле», число граней обычно составляет 57-58.

Соотношение длины и ширины драгоценности после обработки должно составлять пропорцию один к одному. Именно такое соотношение делает форму красивой и прочной. Пропорция обеспечивает меньшую уязвимость центра сердца при случайных ударах или падениях.

Необычный «Триллион»

Число фасетов может различаться: 19, 31, 37, 52 или иное количество. Используется «Триллион» (другое название «Триллиант») в кольцах, подвесках, ожерельях, браслетах и сережках.

Вид огранки драгоценных камней под названием «Триллиант» с острыми или гладкими углами возник в Голландии. Это один из самых «молодых» вариантов обработки искусственных или натуральных камней, так как придумали его в восьмидесятых годах двадцатого века. Форма граней может быть квадратной, ромбовидной или прямоугольной - все зависит от начальных свойств камня и творческого замысла.

Гладкая круглая огранка «Кабошон»

Камни, обработанные огранкой «Кабошон», выглядят довольно-таки необычно. Это круглая форма, но камень получается абсолютно гладким. Обычно таким способом обрабатываются камни, которые практически не пропускают свет, но обладают хорошим оптическим эффектом и глубоким собственным цветом. Именно в виде «Кабошонов» наилучшим образом проявляют свои свойства бирюза, опал, волосатик кошачий глаз, лунный камень, звездчатые рубин и сапфир.

Другие виды обработки драгоценных камней

Виды огранки драгоценных камней (названия и описание выше) не заканчиваются приведенным списком. Еще есть «Багет» - прямоугольная огранка со «ступеньками». Если соотношение сторон при этой обработке в итоге составляет один к одному, то получается стандартный квадрат. В России традиционные «Багеты» имеют пропорцию от 1,4 к 1 и более.

Не особенно распространена огранка «Октагон», которая похожа на «Принцессу». Чем примечателен этот вид обработки, так это тем, что идеально подходит для очень хрупких драгоценных камней. «Октагон» эффективно защищает от сколов и выгодно представляет оптические свойства камня.

Огранка «Пятигранник» в полной мере повторяет форму одноименной геометрической фигуры. Обычно камни, обработанные таким способом, вставляются в объемные украшения, которые приобретаются «по моде» и на один сезон. А вот «Шестигранник» более долговечен и обычно является центральным камнем композиции.

Шкала оценки качества огранки

Качество огранки указывается в сертификате, который в обязательном порядке прилагается к украшению. В зарубежной системе принята такая классификация:

  • Е - отличная огранка;
  • VG, G - хорошая;
  • F - удовлетворительная;
  • P - неудовлетворительная.

Российские ювелиры тоже используют буквенные символы, но классифицируют камни не по первой букве качества обработки, а по алфавиту - А, Б, В, Г, где А - первоклассная огранка. Правда, отечественные ювелиры оценивают камни строже. Например, камни категории Е по российским стандартам вполне могут соответствовать букве Б.

Синий топаз - идеальный драгоценный камень для художественной резьбы.

Цвет топаза

Красный топаз – самая востребованная разновидность топаза. Всего 1% от обнаруженных камней этого минерала составляют кристаллы красного цвета. Топаз красного цвета называется «Имперский». Он очень редок и высоко ценится. Однако некоторые продавцы утверждают, что одного красного цвета для именования топаза «имперским» недостаточно, он еще должен демонстрировать плеохроизм. Плеохроизм красного цвета часто проявляется на краях самоцветов, ограненных грушей или овалом, без него демонстрирующих всего лишь переход тонов от желтого к оранжевому.

Имперский - один из наиболее ценных цветов топаза. Как видно на этом образчике имперского топаза оранжево-красный цвет прекрасно подчеркнут пламеобразной формой топаза.

Встречаются также двуцветные топазы. А некоторые розовые топазы на вид могут сильно походить на розовый алмаз или ярко-розовый сапфир. Схожий с ними по облику розовый топаз имеет перед тем и другим такие преимущества как более низкая цена и более крупные размеры.

Продавцы драгоценных камней именуют топазы желтовато-коричневого или от коричнево-желтого до оранжевого тонов топазами «херес» - по аналогии с цветом вина из винограда этого сорта. Камни такой цветовой гаммы называют «благородными» топазами. На благородные топазы похожи цитрины и раухтопазы, их часто с ними путают, но топазы стоят дороже.

Золотая или желтая не так ценятся как красная «имперская». В природе они встречаются гораздо чаще и уже тем менее ценны. А вот коричневый топаз, хотя считается еще менее ценным, чаще используется в ювелирном деле и декоративном искусстве.

В природе чаще всего встречается бесцветный топаз. А столь привычные для покупателей ювелирных украшений крупные синие топазы на самом деле довольно редки. Изобилие на рынке топазов синих оттенков объясняется применением технологии радиационного облучения и нагревания для придания бесцветным камням синего цвета. Она широко применяется для облагораживания топазов уже более 50 лет.

Облучение и термообработка придают бесцветным топазам все оттенки синего.

В 70-х годах 20-го века первые экземпляры облагороженных топазов продавались от 20 до 40 долларов за карат. Но со временем перепроизводство привело к значительному падению оптовых цен до нескольких долларов, а то и еще меньше, за карат. Сегодня такие топазы удовлетворяют массовый спрос покупателей ювелирных изделий, для которых цена является наиболее важным фактором при выборе украшений.

На этом фото показаны топазы полученные из одного бесцветного кристалла, но прошедшие разную тепловую обработку, демонстрирую разные цвета - от изначально бесцветного до различных по насыщенности оттенков синего.

Чистота топаза

Как правило, ограненные топазы не имеют видимых включений и дефектов. Особенно верно это утверждение для синих, бесцветных и желтых топазов.

Кольцо, созданное Марией Канале, с необлагороженным бразильским топазом весом 12,25 карата. Топаз не имеет никаких видимых включений.

Огранка топаза

Кроме однородности цвета на качество топаза также влияет и его огранка.

Поскольку кристаллы топаза обычно вытянуты в форме колонны, их часто гранят в форме груши или овала для повышения выхода. Если сырье изначально имеет глубокую насыщенность цвета, то предпочтение отдают изумрудной огранке, которая позволяет максимально сохранить цвет и вес камня.

Топаз гранят во множестве форм и в разных стилях. Промышленные формы огранки для топаза – овал, груша, круг, изумруд, кушон, треугольник, маркиза, а также различные дизайнерские фантазийные формы.

Использование современных смешанных техник и стилей огранки позволяет максимально усилить естественный цвет этого синего топаза весом 14,68 карата.

Стили огранки также разнообразны – бриллиантовая огранка с треугольными и кайт-гранями, ступенчатая огранка с частыми параллельными гранями, смешанная огранка – обычно с бриллиантовой огранкой короны и ступенчатым павильоном.

От чего зависит цена топаза? Почему один топаз стоит дороже другого, если оба облагорожены?

Геммология считает топаз полудрагоценным камнем, однако не снижающийся на протяжении нескольких веков кряду мировой спрос позволяет понять: топаз – камень драгоценный! Во всяком случае, еще не так давно лучшие из бесцветных топазов подменяли собой бриллианты и украшали королевские короны.

Интересной природной особенностью топаза является изменчивость его цвета. В отличие от большинства кристаллов, топазы меняют окраску не из-за наличия примесей в массиве камня, а из-за дефектов в строении кристаллической решетки.

Современные экспериментаторы научились менять цвет кристаллических алюмосиликатов (топаз – обобщающее название некоторых разновидностей соединения) путем нагревания и (или) жесткого рентгеновского облучения камня. Замечено, что при нагревании топазы обесцвечиваются, а под воздействием радиоактивного излучения их окраска сгущается.

Простая, но в то же время красивая форма огранки способна преобразить любой камень. Голубые топазы, что на фото демонстрирует это правило, как никогда хорошо.

Цвет топаза - самый важный критерий цены

Цена на все прозрачные камни ювелирного качества определяется четырьмя параметрами. Это цвет, чистота, совершенство огранки и масса. При оценке важно отметить не какое-либо отдельно взятое качество самоцвета, а охватить совокупность всех достоинств изделия.

Для топаза наиважнейшую роль при определении стоимости играет цвет, точнее, и цвет, и происхождение кристалла. Самым высоким спросом у ценителей пользуются топазы желтого, розового, красновато-оранжевого цвета.

В природе топазы красных оттенков встречаются крайне редко, и потому на мировом рынке такие камни оцениваются дорого и очень дорого. Неудовлетворенный спрос на редкие кристаллы заставляет торговцев искать пути создания имитаций и изготовления разного рода подделок. Так что научиться отличать естественный цвет природного топаза от цвета, который ему придали с помощью облагораживания – стоит!

Розовый топаз естественного происхождения продается в пять-десять раз дороже, нежели кристалл тоже природный, но облагороженный для обретения красивого розового оттенка.

Императорский топаз

Императорские топазы добывают в Бразилии. Не так давно отличного качества топазы с преобладанием розовых тонов были найдены в Пакистане. Когда мы можем назвать топаз империалом? Когда его природный цвет можно определить как желтый, розовый, лососевый, или смешанный: цвет лотоса, красно-желтый, красновато-оранжевый, пурпурно-розовый.

Самым дорогим среди императорских считается розовый топаз, либо камень с явным преобладанием красных тонов. Такой самоцвет оценивается в диапазоне от 500-т до 3500-т долларов за карат. Желтый империал-топаз дешевле: его стоимость колеблется в пределах от 70-ти до 500-т долларов за карат.




Розовый императорский топаз. Фантастическая красота дорогого камня наиболее сильно проявляется при искусственном освещении. Красновато-оранжевый империал топаз. Особенности каплевидной огранки дали камню возможность полыхать ярким внутренним пламенем. Достижение гармоничных цветовых контрастов в игре света на гранях империал-топаза – свидетельство высокого мастерства огранщика. Каждое украшение такого класса – уникально! Желтый империал топаз. Насыщенный природный цвет, нежно-розовые всполохи преломленных лучей, безупречная форма и геометрически выверенная симметричность граней делают прекрасный камень неповторимым ювелирным изделием.

Природные империал топазы нечасто «выбираются» за пятикаратную планку массы, и уж совсем редко достигают весового порога в 10 карат.

Иногда на рынке драгоценных камней встречаются топазы розового цвета, которые продаются как стопроцентно натуральные. Чаще всего продавец лукавит. Скорее всего, продаваемые топазы хоть и добыты в природе, но оцвечены искусственно. Лилово-розовый цвет кристалла – как правило, результат термообработки.


Но даже искусственно обработанный розовый камень стоит дороже топаза голубых оттенков. Ответ на вопрос: «Почему?» ищите в статье про империал топазы.

Соломенный цвет шампанского

Ниже империалов в иерархическом списке цен располагаются топазы с преобладаем желтых тонов в цвете. Такой камень может походить на шампанское или золотистый чайный настой. Некоторым топазам присущ коричневатый цвет с легкими оттенками красноты или желтизны. Подобные камни расцениваются в диапазоне от 25-ти до 70-ти долларов за карат.

Немалую роль в оценке играет насыщенность цвета и общая привлекательность камня.




Светло-желтый топаз. Красивая природная желтизна, приглушенная серо-зеленоватыми тонами, делает камень довольно дорогим. Натуральный топаз с легким оттенком неяркой желтизны. Изюминка его привлекательности состоит в способности давать блики густого цвета. Любоваться игрой света в таком камне можно бесконечно! Топаз цвета розового шампанского. Изысканность и благородство – главные качества и природного самоцвета редкой окраски, и пьянящего напитка.

Искусственные цвета природных топазов

Как ни странно, но искусственно розовый топаз в цене ненамного, но все же дороже, чем голубые топазы. А ведь по долговечности окраски топазы холодных оттенков намного превосходят самоцветы теплых тонов! По всей видимости, эстетическая выразительность камня в совокупности с технологическими энергозатратами перевешивает недолговечность искусственной красоты розового цвета.

Однако ценовое превосходство рукотворно розового топаза наблюдается лишь в определенной весовой категории камня. Топаз массой до 10-ти карат есть смысл сделать розовым: его цена резко поднимется! Более массивные камни от такой «перекраски» только пострадают в ценовом отношении.

Неравномерно текущее обесцвечивание быстро превратит крупный розовый топаз в невыразительную стекляшку. Поэтому камни размером в 10 карат и выше обычно «красят» в более стойкий голубой цвет. Цена такого изделия повышается весьма значительно.

В розничной торговле Таиланда за десятикаратный розовый топаз с покупателя берут от 10-ти до 15-ти долларов за каждый карат веса. В той же лавке самый дорогой (и самый синий) среди голубых топазов – London Blue Topaz – стоит от 5-ти до 10-ти долларов за карат.

Чуть дешевле Лондонского топаза камни, носящие название Swiss blue и Sky blue – «Швейцарский голубой» (цветом погуще) и «Небесно-голубой» (цветом пожиже) топазы. Разница в цене определяется не эстетической выразительностью и ювелирной ценностью, а суммой затрат на облагораживание.

Бесцветные топазы чаще всего попадают на прилавок после цветовой коррекции. Природный камень может обладать невыразительным бурым (серым, грязно-молочным) оттенком. Из такого сырья при всем желании украшения не создать. Зато у бесцветных камней есть свои верные почитатели!

Среди белых (то есть неоцвеченных) топазов особо отличают кристаллы с характерным объемным рисунком внутри. Когда хаотичное, когда упорядоченное расположение рутиловых игл в массиве камня порой создает впечатляющие эффекты. Такие камни гранят кабошонами, чтобы игра света в гранях не мешала обозрению природных красот топазов.

Стоимость бесцветных и рутиловых топазов относительно невелика, но сильно зависит и от размера камня, и от качества огранки, и от «пейзажности» рисунка включений.


Белый, точнее бесцветный топаз. В мире его ценят мало, зато на территории бывшего СССР ювелирная ценность белого топаза признается неоспоримой!

Самые броские – наиболее дешевы!

С точки зрения непосвященного в геммологию человека самым красивым является топаз радужной окраски – так называемый «Мистик-топаз». Не менее интересен «Азотик-топаз», названный по имени фирмы, изобретшей технологию магнетронного напыления.

Магнетрон – это генератор сверхвысокочастотных электромагнитных колебаний. Мощный луч такого излучения буквально «вколачивает» молекулы металла в поверхность алюмосиликатного кристалла. Результатом воздействия становится разложение светового потока на границах сред и образование красивейшей переливчатой картины.

Умопомрачительно красивые азотик и мистик топазы оцениваются не дороже пяти долларов за карат – во многом еще и потому, что магнетронная обработка дает не особенно стойкий результат. Достаточно забыть кольцо с прекрасным мистик-топазом на ярко освещенном подоконнике, и эффектность камня снизится.




Розовый топаз. Цвет не натуральный. Заметны синие тона в красных отблесках. Отличить искусственный розовый топаз от натурального несложно именно из-за синеватых тонов оцвеченности камня. Азотик топазы. Броские, красивые, недорогие! Мистик топаз. Он первым обращает на себя взгляд покупателя. Зеленые тона, крайне редкие для природных топазов, горячо любимы всеми ценителями самоцветов. Разноцветица бликов – как девичий макияж для дискотеки...

Прозрачность и блеск как факторы стоимости топазов

Чистота кристалла и блеск полированной поверхности камня во многом формируют привлекательность украшения. Поверхностный глянец – результат использования качественных шлифовальных и полировочных материалов. Да и чистота кристалла у топазов обычно рукотворна.
Многие из добываемых топазов полупрозрачны на просвет. Они словно налиты молоком – когда густым, когда жидким, словно туманная дымка. Современные технологии позволяют «повернуть» атомы в кристаллической решетке так, чтобы топаз обрел полную прозрачность. Однако случайное нагревание прозрачного как хрусталь топаза может вернуть ему природную замутненность...




Sky blue топаз. Перфектная огранка. Классические пропорции, идеальное качество полировки. В норме такой пятикаратный камень может стоить 200 долларов. На изготовление украшения ушло намного больше времени, чем на грубую обточку топаза овалоподобной формы тайским самоучкой. Стандартная качественная огранка топаза. При хорошем исполнении и значительном (около 10 карат) размере, такие топазы заполняют среднюю ценовую нишу ювелирного рынка. Посредственное качество (скорее всего таиландской ручной) огранки. Сомнительные пропорции. Цена за карат такого топаза ниже средней, особенно, если камень невелик. Цвет – будь он хоть London Blue, хоть Swiss blue – не спасает.

Огранка, пропорции, масса

Ручная сборка во всем промышленном мире – признак высокой классности изделия. Ручная огранка драгоценного камня, напротив, снижает его качество. В слаборазвитых странах (так уж сложилось, что основная добыча топазов ведется именно там) гранение самоцветов осуществляется «на глазок». Много ли среди случайных ремесленников прирожденных мастеров с твердой рукой и наметанным взглядом? Один на тысячу! Вот и удачных топазов ручного гранения – один на тысячу.

Умение верно интерпретировать природную форму камня и подобрать для изделия пропорции, позволяющие максимально сберечь вес и сделать украшение выразительным, называется талантом. Таланты редки! Немного и топазов фантазийного гранения, достойных выставочной витрины.