Меню Рубрики

Формирование графических навыков письма. Обучение грамоте. Строчная буква н Показ написания буквы н

В данном сборнике представлены Он содержит рекомендации по использованию образцов каллиграфического написания букв русского алфавита, упражнения и приёмы на минутках чистописания в 1 классе, которые могут быть использованы учителем для совершенствования навыков каллиграфического письма.

Сборник предназначен для учителей начальных классов.

Контактная информация:

    Костанайская область, город Лисаковск

    1 микрорайон, дом 27

    Телефон – 714-33-2-13-20

    Составитель: Панасюк Е.В.

    Учитель начальных классов КГУ «СШ №1»

    Пояснительная записка………………………………………………. 3

    Особенности методической системы обучения графическим

навыкам письма. ………………………………………………………. 4

написания букв русского алфавита………………………………….. 7

    Упражнения и приёмы на минутках чистописания в 1 классе….. 26

    Литература…………………………………………………………....... 46

Пояснительная записка .

Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25 – 30 %. Причем, это дети, которые имеют не проходящие трудности обучения. Трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы.

Учитель часто просто "не видит", как и когда начинаются многие трудности, еще чаще - пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата.

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования. Какое влияние могут оказать на формирование и совершенствование общеучебных навыков, а также на развитие ребенка его возрастные особенности.

В сборнике представленыособенности методической системы обучения графическим навыкам письма. Рекомендации по использованию образцов каллиграфического написания букв русского алфавита в помощь учителю начальных классов для эффективного обучения младших школьников письму.

Упражнения и приёмы, предлагаемые в сборнике, могут быть использованы учителем в 1 классе в послебукварный период на минутках чистописания, с целью совершенствования навыков каллиграфического письма.

О собенности методической системы обучения

графическим навыкам письма.

Особенности методической системы обучения графическим навыкам письма определяются целевой установкой учебных программ «Русская грамота» для учащихся 1 классов общеобразовательной школы – Астана, 2010. и «Русский язык» для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010., утвержденных приказом МОН РК от 09.07.2010 г. № 367.

Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические и графические навыки в последующих классах.

Цель занятий каллиграфией - формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

В содержание раздела «Подготовка к письму» учебной программы «Русская грамота» для учащихся 1 классов общеобразовательной школы – Астана, 2010 включены: «правильная осанка, наклонное расположение тетради, умение держать ручку при письме.Формирование пространственной ориентировки на странице тетради (верхняя и нижняя строчка, справа, слева); зрительное восприятие: различение цвета, фигур, их расположение на странице тетради. Понятие рабочей (узкой) и нерабочей (широкой) строки; соблюдение рабочей строки при выполнении письменных заданий. Рисование, штриховка, обводка контуров, соединение линий и фигур. Раскрашивание узоров, бордюров непрерывным движением руки, письмо элементов букв, вычерчивание прямых, ломаных, волнистых линий; рисование знакомых предметов.Письмо элементов строчных букв. Специальные упражнения для развития глазомера, физические упражнения для развития кисти рук, мелких мышц пальцев, сопровождаемые речевыми упражнениями, скороговорками, стихотворениями».

Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников.

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.

Принципы обучения каллиграфии включают как обще-дидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма.

Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма - один из основных путей формирования четкого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та илииная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.

Современное обучение каллиграфическим навыкам письма должно быть на уровне достижений технического прогресса. Сейчас наиболее распространенным орудием письма является шариковая ручка. Поэтому учителю необходимо на начальном этапе обучению каллиграфии отработать у детей навык положения ручки в руке при письме: ручку удерживают три пальца: большой, указательный и средний. Она находится между большим и средним пальцами, а указательный - придерживает ее сверху. Дети не должны крепко зажимать ручку. Указательный палец не должен прогибаться. Пальцы слегка вытянуты. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика равно 1,5 - 2 см. Учитель проверяет, насколько свободно дети держат ручку в руке, так как у них может закрепиться неправильная привычка, держать ручку четырьмя пальцами, в кулаке.

Основные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма:

Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв

(нельзя добиваться от первоклассников устного воспроизведения последовательности написания букв, взрослый помогает ребенку проговаривать вслух производимые действия);

Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя надоске или в тетради;

Воображаемое письмо или письмо в воздухе;

Письмо под счет;

Анализ формы букв с комментированием, написание строчных и заглавных букв по группам, в порядке усложнения их начертания:

    и, ш, И, Ш, п, Р, Т, г;

    л, м, Л, М, я, Я, А;

    у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;

    е, Е, с, С, о, О, а, д, б;

    ь, ы, ъ;

    н, ю, И, Ю, к, К;

    В, в, з, З, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф;

    Ф, У, Г, Т, Р, Б, Д.

Начиная с первого класса, вводятся правила , связанные с процессом письма:

Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;

Необходимо писать буквы на одинаковых расстояниях друг от друга;

Писать надо красиво.

Продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в 1 классе - 5 минут, во 2 классе - 8 минут, в 3 классе - 12 минут, в 4 классе - 15 минут. Это важно учитывать при планировании уроков, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ.

Работа по чистописанию на уроке русского языка проводится с учащимися ежедневно 5-7 минут. Показ осуществляется на доске с комментированием.

Объем работы по чистописанию : 1- 2 класс - 1- 2 строки; 2 класс - 3 строки; 4 класс – 3 - 4 строки.

После проверки работ учитель проводит индивидуальный коррекционный показ в объеме не более 3 строк.

Система работы по формированию навыков правильного написания букв должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

В ходе проверки учителем классных и домашних работ необходимо подчёркивать неправильно прописанные буквы. Выносить образцы их написания на поля и для прописывания учеником на новой строке, как один из оптимальных вариантов корректировки.

каллиграфического написания букв русского алфавита.


Строчная буква а состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением внизу.

Начинаем писать букву ниже верхней линии рабочей строки. Ведём вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз второй элемент буквы – это наклонная линия с закруглением внизу.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Справа, налево, вниз, вправо, вверх; вниз, вправо.

Заглавна я буква А состоит из трех элементов: переднего плавного элемента, удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу и горизонтальной палочки.

Начинаем писать букву выше нижней линии рабочей строки. Слегка закругляем вправо, и ведём наклонно вверх до середины межстрочной строки, опуская линию на себя, не отрывая руки, пишем второй элемент буквы - прямую наклонную линию с закруглением внизу. Третий элемент пишем на верхней линии рабочей строки, пересекая два первых элемента.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; слева направо.


Строчная буква б состоит из двух элементов: овала и удлиненной наклонной палочки, загнутой вверху.

Начинаем писать букву б, как и строчную а. Не отрывая руки от овала, пишем удлиненную наклонную линию вверх до середины межстрочной строки и заканчиваем плавным поворотом вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два.

Слева направо, вверх, влево, вниз; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вправо.

Заглавная буква Б состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки с петлёй слева, правого полуовала и верхней горизонтальной палочки с левым закруглением.

Начинаем писать букву от середины межстрочной строки. Пишем прямую наклонную линию на себя. У нижней линии рабочей строки закругляем влево и ведём вверх узкую петлю. Пересекаем наклонную прямую выше верхней линии рабочей строки. Опускаем полуовальную линию вниз, закругляем влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Третий элемент пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-и- два-и-три-и.

Справа налево, вниз; влево, вверх; отклоняясь вправо, вниз; слева направо.

Строчная буква в состоит из удлиненной наклонной палочки с петлей вверху и овала.

Начинаем писать букву ниже верхней линии рабочей строки. Ведём с наклоном вверх, закругляя на середине межстрочной строки влево. Ведём вниз удлиненную наклонную, закругляя у нижней линии рабочей строки в овал.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Снизу вверх, отклоняясь вправо, влево, вниз; вправо, вверх, влево.

Заглавная буква В состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки с петлёй слева и двух правых полуовалов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем прямую наклонную линию на себя. У нижней линии рабочей строки, закругляя влево, ведём вверх узкую петлю. Не доводя до середины межстрочной строки, пересекаем наклонную прямую и продолжаем вести вверх, закругляя вправо, пишем верхнее и нижнее закругления. Верхнее закругление меньше нижнего.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и-и-три-и.

Сверху вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево.

Строчная буква г состоит из одного элемента: наклонной палочки с закруглениями вверху и внизу.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо, касаясь верхней линии, ведём наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и.

Заглавная буква Г состоит из двух элементов: удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу влево и верхней горизонтальной палочки с левым закруглением.

Начинаем писать прямую наклонную линию на себя от середины межстрочной строки. Касаясь нижней линии рабочей строки, закругляем влево. Второй элемент накрывает первый. Пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-и-два .

Справа налево, вниз, влево; слева направо.


Строчная буква д состоит из двух элементов: овала и удлинённой наклонной палочки с петлёй внизу.

Начинаем писать овал, как у маленькой буквы а. Не отрывая руки, ведём вниз удлинённую наклонную линию до середины межстрочной строки. Закругляя влево, ведём петлю вверх, пересекая нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква Д состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки, лежачей петли и правого большого полуовала.

Начинаем писать удлиненную наклонную линию от середины межстрочной строки. Внизу слева пишем небольшую петлю. Касаясь нижней линии рабочей строки, закругляя вверх, пишем правый большой полуовал.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три .

Сверху вниз, влево, вправо, вверх, влево, вниз .

Строчная буква е представляет собой петлю.

Начинаем писать от середины рабочей строки. Пишем вправо, закругляя влево возле верхней линии рабочей строки и ведём полуовалом вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и .

Снизу вверх, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо.

Заглавная буква Е состоит из двух левых полуовалов.

От середины межстрочной строки пишем верхний меньший полуовал, заканчивая над верхней линией рабочей строки. Не закругляя вверх, безотрывным движением влево и вниз пишем большой нижний полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Справа налево, вниз, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо .

Строчная буква ё е , только над буквой ставим две точки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-три .

Снизу вверх, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо . Над буквой ставим две точки.

Заглавная буква Ё пишется так же, как и заглавная буква Е, только над буквой ставим две точки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-три-четыре .

Справа налево, вниз, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо. Над буквой ставим две точки.



Строчная буква ж состоит из трех элементов. Два элемента - левый и правый полуовалы. Третий элемент состоит из трёх коротеньких прямых палочек.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, пишем левый полуовал. Возле нижней линии рабочей строки закругляем влево. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз, пишем соединительный штрих и правый полуовал.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-три-и .

Слева направо вниз, влево; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вверх, отклоняясь вправо; вверх вправо; влево, вниз, вправо.

Заглавная буква Ж состоит из таких же трёх элементов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки, закругляем вправо, пишем полуовал. Возле нижней линии рабочей строки закругляем влево. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз, пишем соединительный штрих и правый полуовал.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-три-и .

Слева направо, вниз, влево; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, вправо.

Строчная буква з в своём составе имеет правый полуовал и нижню ю петлю.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведём с большим наклоном на закругление у верхней линии рабочей строки, закругляя ведём влево и, не доводя до нижней линии рабочей строки, пишем округлённую петлю, выходящую за нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Слева направо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква З состоит из двух правых полуовалов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя вправо, пишем верхний полуовал. Не доводя до верхней линии рабочей строки, заводим далеко влево и начинаем писать нижний полуовал, больше верхнего.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Слева направо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево.

Строчная буква и состоит из двух прямых палочек с закр углениями внизу.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква И

Первый элемент пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква й состоит из трех элементов: двух наклонных палочек, закругленных внизу, и короткой выгнутой линии.

Строчная буква й пишется так же, как и строчная буква и , только над буквой пишем третий элемент - короткую выгнутую линию движением вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вправо.

Заглавная буква Й также состоит из трех элементов. Пишется так же, как и заглавная буква И , только над буквой пишется третий элемент, как и в строчной й.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вправо.

Строчная буква к состоит из трёх элементов: прямой и двух кривых.

От верхней линии рабочей строки пишем наклонную прямую вниз. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины линии, плавно закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, слегка закругляем. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному, линию повтора опускаем ниже середины строки. Вправо прописываем закругление и опускаем прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вверх, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква К состоит из четырех элементов: острого элемента, удлиненной прямой с левой петлёй и двух крив ых.

Начинаем писать от середины межстрочной строки короткую прямую вправо вверх. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии рабочей строки вверх и пишем узкую петлю, пересекая удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением и, не отрывая руки, возвращаемся по написанному, вправо прописываем закругление и опускаем прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-и-три-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, вправо.


В составе строчной буквы л выделяются передний плавный элемент и наклонная палочка с закруглением внизу.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Заглавная буква Л похожа на строчную л составом элементов и написанием.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква м состоит из трех элементов: переднего плавного и двух наклонных палочек с закруглениями внизу.

Начинаем писать, как строчную л, выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки и вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз до нижней линии, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

В состав заглавной буквы М входят те же самые элементы, из которых состоит строчная буква м, только большего размера.

Начинаем писать заглавную букву, как и строчную. Пишем выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки и вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква н состоит из трех элементов: прямой наклонной палочки, горизонтальной палочки и наклонной палочки с закруглением внизу.

Пишем вниз наклонную прямую от верхней линии рабочей строки. Возвращаемся по написанному вверх до середины. Ведём плавную линию вправо, выгибая вниз, к верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вверх, вправо, вверх; вниз, вправо.

Заглавная буква Н состоит из острого элемента, удлиненной наклонной палочки с петлёй внизу влево и удлиненной наклонной палочки с петлей вверху и закруглением.

Начинаем писать короткую прямую от середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, пересекая удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём плавную линию вправо, продолжаем вверх до середины межстрочной строки, закругляем влево и плавно опускаем удлиненную наклонную вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо; вверх, влево, вниз, вправо.

Строчная буква о - один элемент - овал.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя влево, касаясь верхней линии, продолжаем закруглять влево вниз до нижней линии рабочей строки и ведём к началу написания буквы.

Пишется под такт: и-раз-и.

Заглавная буква О - один элемент - овал.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём к началу написания буквы.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо, вверх.

Строчная буква п состоит из двух элементов: первый - прямая палочка, второй - прямая с закруглениями вверху и внизу.

Начинаем писать наклонную прямую вниз от верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вверх; вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква П в своем составе имеет три прямых с закруглениями.

Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя влево. Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя вправо. Третий элемент накрывает первый и второй. Пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и-и-три.

Сверху вниз, влево; сверху вниз, вправо; вверх, вправо.

Строчная буква р в своём составе имеет два элемента. Первый - наклонная удлиненная палочка, второй - наклонная палочка, закруглённая внизу и вверху.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки удлинённую наклонную прямую вниз до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному до середины рабочей строки, отклоняясь вправо до верхней линии рабочей строки, пишем закругление вправо и ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо .

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз; вверх, вверх, отклоняясь вправо, вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква Р имеет два элемента. Первый - удлиненная наклонная палочка с закруг лением внизу влево, второй – верхний полуовал.

Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя влево. От середины межстрочной, закругляем вверх вправо и продолжаем прямую вдоль межстрочной, закругляя в правый полуовал.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и.

Справа налево, вниз, влево; вниз, вверх, вправо, вниз.

Строчная буква с - левый полуовал.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя вверх и влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо.

Форма заглавной буквы С подобна форме строчной. Это - левый полуовал.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя вверх и влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо.

Строчная буква т состоит из трех элементов. Первый - это прямая наклонная палочка. Второй - прямая, закругленная вверху. Третий элемент - прямая, закругленная вверху и внизу.

Начинаем писать наклонную прямую вниз от верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вверх; вверх, отклоняясь вправо, вниз; вверх, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква Т состоит из четырех элементов. Один из них - прямая линия, три - прямые с закруглениями.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Ведём вниз наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляя влево. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Четвёртый элемент накрывает три предыдущих. Пишем от середины межстрочной линии, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-два-три-и-и-четыре.

Сверху вниз, влево; сверху вниз; сверху вниз вправо; слева, направо.

Строчная буква у имеет два элемента: наклонную палочку с закруглением внизу и нижнюю петлю.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки вниз. Ведём наклонную прямую, закругляя вправо у нижней линии рабочей строки и продолжаем вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз удлиненную прямую до середины межстрочной строки. Закругляя влево, пишем петлю, пересекая нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква У состоит из двух элементов: прямые с закруглениями. Начинаем писать от середины межстрочной строки. касаясь наклонную прямую к нижней линии рабочей строки, закругляя влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево.

Строчная буква ф - это удлиненная наклонная палочка с двумя овалами.

Начинаем писать овал, как у маленькой буквы а . Не отрывая руки, ведём вниз удлинённую наклонную линию до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишем правый овал, касаясь второго элемента.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Справа налево, вниз; вверх, вниз, вверх; слева направо, вниз, влево.

Заглавная буква Ф состоит из трех элементов: двух овалов и удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу влево.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем левый овал, касаясь верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, пишем правый овал, касаясь левого овала. Не отрывая руки, ведём прямую вверх к середине межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишем наклонную прямую вниз, закругляя влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-и-три-и.

Строчная буква х имеет два полуова ла: левый и правый.

Начинаем писать букву с левого полуовала. Ниже верхней линии рабочей строки, закругляя вправо, пишем левый полуовал. тклоняясь вправо, пишем, правый полуовал, касаясь левого полуовала.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Заглавная буква X и меет два полуовала: левый и правый.

От середины межстрочной строки, закругляя вправо, пишем левый полуовал. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному. О тклоняясь вправо, пишем правый полуовал, касаясь левого полуовала.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Слева направо, вниз, влево; вправо, вверх, вправо; влево, вниз, вправо.

Строчная буква ц состоит из трех элементов. Первые два - это наклонные палочки с закруглениями внизу, третий - маленькая петля.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя её вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглав ную букву Ц пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки. состоит из двух элементов: фигурной линии и наклонной палочки, закругленной внизу.

Ниже верхней линии рабочей строки пишем наклонную линию вверх. Движением вправо пишем выгнутую линию. Не отрывая руки, пишем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-и-раз-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква Ч имеет два элемента. Один из них - наклонная палочка с закруглениями вверху и внизу, второй - удлиненная прямая, закругленная внизу.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз, касаясь верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, ведём вверх до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишем состоит из трех элементов. Это три наклонные палочки, закругленные внизу.

П ишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква Ш состоит из четырёх элементов.

Первый элемент пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква щ по форме похожа на малую ш, только имеет ещё небольшую петельку.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и-четыре-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавную букву Щ пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и-четыре-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Твердый знак ъ состоит из двух элементов: фигурной линии и буквы ь.

Ниже верхней линии рабочей строки пишем наклонную линию вверх. Движением вправо пишем выгнутую линию. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Буква ы состоит из трех элементов: наклонной с закруглением, короткой наклонной палочки и наклонной палочки с закруглением внизу.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, у нижней линии закругляем вправо, поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево, не касаясь написанной части. Не отрывая руки, ведём вверх до верхней линии рабочей строки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево.

Начинаем писать букву с полуовала. Ниже верхней линии рабочей строки, закругляя вправо, пишем полуовал. Второй элемент проводится до середины первого, слева направо.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Заглавную букву Э начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем вверх, закругляя вправо, полуовал. По верхней линии рабочей строки до середины первого элемента пишем горизонтальную короткую прямую движением слева направо.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Слева направо, вниз, влево; вправо.

Строчная буква ю состоит из трех элементов: двух прямых и овала.

Пишем вниз наклонную прямую от верхней линии рабочей строки. Возвращаемся по написанному вверх до середины. Ведём плавную линию вправо, выгибая вниз. Пишем овал.

П ишется под такт: раз-и-и-два-и.

Сверху вниз, вверх, вправо; вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Заглавная буква Ю состоит из четырех элементов.

Начинаем писать с середины межстрочной строки короткую прямую. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, которая пересекает удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём плавную линию вправо, вниз и пишем овал. состоит из трех элементов: плавного переднего овала и двух наклонных палочек с закруглением внизу.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо. Не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляя влево, пишем небольшой овал. Не отрывая руки, ведём до верхней линии рабочей строки и опускаем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

П ишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Заглавную букву Я н ачинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо. Не доводя до середины межстрочной строки, закругляя влево, пишем небольшой овал, касаясь верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём до середины межстрочной строки и опускаем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вверх, влево, вниз, вправо, вверх; вниз, вправо.

Класс: 1

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Н, н; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.

Тип урока. Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные) .

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами Н, н, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

Универсальные учебные действия (метапредметные).

  • Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические - осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого - звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.
  • Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания.
  • Буквы Н, н; строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; слого-звуковой анализ слов; звук [н]; предложение.

Образовательные ресурсы.

  • Презентация по письму
  • Презентация “Живая азбука”

Ход урока

I. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради

“Прописи № 2”, ручки.

(Дети приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок)

II. Постановка учебной задачи.

Послушайте стихотворение и найдите в нём таинственную букву.

Она есть в слове “песенка”,
Она есть в слове “он”,
Она есть в слове “лесенка”,
Она есть в слове “слон”,
С неё “ночь” начинается,
И ею “сон” кончается.
А посреди “она” - опять она!

Кто же эта таинственная незнакомка? (Буква Н )

Что вам рассказало стихотворение о букве Н ?

(Буква Н бывает в начале, в середине и в конце слов.)

Гласный или согласный звук она обозначает? (Согласный звук [н ])

Как вы думаете, какие буквы мы будем сегодня учиться писать?

(Заглавную и строчную буквы Н, н ).

III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Пальчиковая гимнастика.

Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так -
Так головки убирали.

(Ребята выполняют пальчиковую гимнастику. Сжимают и разжимают руки в ритме стихотворения).

2. Правила посадки за столом во время письма.

Проверяем посадку, правила обращения с ручкой.

(Ребята показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку)

3. Знакомство с буквой Н.

Рассмотрите печатную и прописную буквы Н .

Чем они похожи и чем отличаются?

На что похожа буква Н ?

(Ребята рассматривают буквы, отвечают на вопросы учителя, слушают стихотворение)

Буква Н , тебя я знаю,
Буква крепкая, стальная.
У тебя огромный рост
И не буква ты, а мост.

По тебе бегут машины,
Под тобой бежит река.
С пароходами большими.
Над тобою - облака.

4. Знакомство с написанием строчной буквы н.

Рассмотрите образец строчной буквы н. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведём вниз палочку до нижней линии рабочей строки. Затем от середины первого элемента пишем второй элемент - перекладинку. Этот элемент должен быть чуть провисшим. Третий элемент - палочка с закруглением внизу.

(Ребята слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе).

Запишем букву в воздухе под - раз - и, два - и.

5. Работа в “Прописи”. Письмо элементов буквы н и буквы н.

Рассмотрите образец строчной буквы н .

Из каких трёх элементов состоит буква?

Для чего нужны стрелки?

Обведите элементы буквы.

Обведите лепестки.

Допишите на первой строке элементы буквы н, на второй строке допишите букву н .

Дома вы потренируетесь в написании буквы н.

(Ребята рассматривают букву, её элементы. Отвечают на вопросы учителя. Пишут элементы буквы н , букву н ).

6. Слого-звуковой анализ слов.

Обведите буквы н в словах, прочитайте получившиеся слова.

(Ребята обводят буквы).

Рассмотрите схемы, соотнесите схемы и слова.

(1-я схема - он, 2-я схема - оно, она, они).

Выполните слого-звуковой анализ по схемам.

(Ребята выполняют анализ слов).

7. Письмо слогов.

Прочитайте слоги в “Прописи № 2”.

Допишите слоги на строках, обратите внимание на соединение букв.

(Ребята читают слоги в прописи, выполняют их письменно).

Физкультминутка

Поработали, ребятки, а сейчас - все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
Сколько в класс пришло зверей,
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто кот, кто птичка?
Веселее в пляс пускайтесь!
Все танцуйте, не стесняйтесь!
За работу нам пора, сядьте тихо, детвора.

(Дети изображают своих любимых зверюшек и танцуют под музыку).

8. Знакомство с заглавной буквой Н. Сравнение букв Н, н.

Сравните строчную и заглавную буквы Н, н

Одинаково или по - разному они пишутся?

Рассмотрите образец заглавной буквы Н.

Из каких двух элементов состоит заглавная буква?

Для чего нужны стрелки?

Обведите элементы буквы.

(Ребята рассматривают буквы Н, н . Сравнивают. Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают элементы буквы Н . Обводят элементы буквы).

9. Знакомство с написанием буквы Н.

Заглавную букву Н начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведём вверх вправо небольшой штрих, затем ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линии рабочей строки. Второй элемент начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведём плавную линию вправо, поднимаясь вверх. Над рабочей строкой делаем петлю (пересечение - на верхней линии рабочей строки). Ведём линию вниз и пишем так, как писали палочку с закруглением внизу.

Запишите букву в воздухе под счёт и - раз, и - два, - и.

(Ребята анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в заглавной букве. Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе).

10. Работа в “Прописи № 2”. Письмо буквы, слогов.

Запишите на первой строке элементы буквы Н .

Допишите на второй строке букву Н .

Прочитайте слоги.

Обратите внимание на соединение букв.

(Ребята выполняют задание: осуществляют запись элементов буквы Н и букву Н . Выполняют письмо слогов)

IV. Закрепление знаний и способов действий.

1. Слого-звуковой анализ слов.

Рассмотрите схему слова.

Что необычное вы заметили?

(Рядом со схемой не написано слово, и звуки не обозначены цветом)

Используя рисунок, найдите, к какому слову эта схема относится. (Нитки )

Давайте выполним слого - звуковой анализ слова нитки и раскрасим схему.

Сколько слогов в слове? (Два )

Какой слог ударный? (Первый)

Сколько звуков в первом слоге? (Три)

Из чего состоит первый слог? (Из слияния согласного и гласного звуков, третий согласный находится за пределами слияния ).

Раскрасьте первый слог.

(Ребята выполняют задание)

Сколько слогов во втором слоге? (Два)

Из чего состоит второй слог? (Из слияния согласного и гласного звуков )

Раскрасьте второй слог.

(Ребята выполняют задание)

2. Работа в “Прописи 2” с. 15. Письмо слов и предложений.

Прочитайте слово. Что оно означает? (Нина. Это имя )

Какую букву будем писать в начале слова? (Заглавную )

Напишите слово красиво, по образцу.

(Ребята выполняют письмо)

Что написано на следующей строке? (Предложение )

Почему вы так думаете? (Начинается с заглавной буквы. В конце стоит знак препинания )

Прочитайте предложение, соблюдая интонацию.

(Ребята читают предложение с интонацией)

С какой буквы пишется начало предложения? (С заглавной )

Напишите предложение по образцу.

(Ребята выполняют задание)

Прочитайте последнее предложение, заменив рисунок словом.

V. Рефлексивно - оценочный.

У какой буквы мы сегодня были в гостях?

Расскажите об этой букве.

Буква Н довольна вашей работой. А вы?

Что получилось? Над чем надо ещё поработать?

Понравилось вам в гостях у буквы Н ?

(Ребята отвечают на вопросы учителя)

Дома потренируйтесь в написании изученной буквы.

Урок 21. Тема. Строчная буква н

Цель : познакомить с написанием строчной буквы н;

закреплять графически правильное начертание ранее изученных букв и способов их соединений;

совершенствовать навык орфоэпически правильного произношения звуков;

содействовать развитию умений выполнять слого-звуковой анализ слов, сравнивать печатные и прописные буквы;

формировать умение писать слоги с проговариванием, записывать предложения п осле предварительного анализа;

способствовать развитию навыка самостоятельности, внимания, сообразительности; формированию умения работать в паре;

создавать условия для формирования умения самостоятельно выбирать упражнения для преодоления усталости .

Оборудование: учебное пособие «Пропись 1», алфавит, карточка с изображением букв н, Н; картинка с изображением Незнайки, плакат « Самомассаж», аудиозапись: “Вальс цветов” П.И. Чайковского, карточки для рефлексии

Ход урока

I . Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Тихо в классе, тихо в школе,

Всё на месте, всё готово?

Ну-ка, улыбнитесь

И тихонечко садитесь .

Н. Космынина

II . Повторение изученного материала

1. Речевая разминка

(Ученики повторяют за учителем шепотом.)

Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.

Ту-ту-ту - наводим в классе чистоту.

Зу- зу- зу - моем Катю мы в тазу.

Лу-лу-лу - полетим на Луну.

Су- су- су - очень холодно в лесу.

Т. Зварыгина

2. Упражнение «Найдите букву»

    Найдите букву У . Подчеркните (на доске).

Р м а х У ж А

    Назовите слова, которые начинаются со звука [у].

III . Подготовительная работа

а) Отгадывание загадки.

    Ребята, сегодня на урок к вам пришел необычный мальчишка. Догадайтесь, кто это?

С буквами шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

В. Соколова

    Буратино предлагает вам догадаться, какая буква лишняя. Почему?

А О У Н Ы И Э (на доске)

б) Сравнение печатной и письменной буквы Н

    На что похожа буква Н ?

Выставляется картинка с шуточным изображением буквы Н.

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю

Песенки!

Е. Тарлапан


    Встаньте парами и изобразите букву н .

в) Графический анализ буквы

    Из каких элементов состоит буква н ? (Из линии с закруглением с одной стороны, плавной линии, прямой линии.)

    Напишите эту букву указательным пальцем на парте.

IV . Физкультминутка

г) Повторение правил посадки при письме и правил письма

V . Работа в “Прописи” (с. 16)

а) Игра “Узнайте звук”

    Сейчас мы поиграем в игру «Узнайте звук». Я буду называть цветы. Если вы услышите звук [н] или [н ], хлопните в ладоши.

Ноготки, ромашки, пион, тюльпан, колокольчик, ландыш, роза, подснежник, астра, незабудка, гвоздика.

б) Рисование узора « Цветы» ( Звучит музыка “Вальс цветов” П.И. Чайковского.)

в) Показ написания буквы учителем

    Быстрое целостное написание буквы

    Медленное написание буквы с подробным объяснением.

Начинаем писать на верхней линейке. Сверху вниз до нижней линейки пишем прямую, делаем повтор вверх до середины строки, немного отклоняемся влево, прописываем маленький узелок, ведем плавную линию вправо, выгибая вниз, плавно поднимаем к верхней линейке. Вниз опускаем прямую, не доходя немного до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки.

г) Письмо буквы н

    письмо в воздухе;

    письмо буквы н по контурным линиям;

    самостоятельное письмо буквы;

    взаимооценка

VI . Самомассаж

    Поверните ладошки к солнышку, лучики

греют их. Делаем массаж лица по схеме. После каждого движения встряхиваем руки.


д) Игра «Эхо»

На доске написаны печатные буквы: а, о, у, ы, и. Учитель держит карточку с печатной буквой н и протяжно произносит слоги: на, но, ну, ны, ни. Ученики повторяют за ним.

е) Письмо слогов

    Наблюдение за слогами – слияниями.

(Дети видят, что печатные буквы стоят раздельно, а письменные, как бы «взялись за руки». Учитель вводит правило: слоги - слияния пишут связно – так быстрее и удобнее писать.)

    Показ и объяснение написания слогов.

    Письмо в воздухе.

    Письмо по контурным линиям.

    Самостоятельное письмо с проговариванием.

VII . Закрепление изученного материала

    Письмо предложения

Ученики читают предложение, определяют количество слов. Называют первое, второе, третье слово. Объясняют употребление прописной буквы (У, А). Затем читают предложение хором.

VIII . Подведение итогов урока

    Какую букву вы научились писать на уроке?

IX . Рефлексия

    Оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на столе лежит карточка «Лесенка успеха». Если вы считаете, что на уроке очень хорошо работали, вам все удалось выполнить правильно – раскрасьте верхнего человечка. Если что- то на уроке не получилось – среднего человечка. Если на уроке вы не старались работать – нижнего человечка.


Письмо точек.

Точки будем писать на одинаковом расстоянии друг от друга, не очень близко и не очень далеко. На верхней линии рабочей строки и на нижней.

Письмо короткой прямой наклонной линии.

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки и ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки.

Письмо длинной прямой наклонной линии.

1 вариант. Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки.

2 вариант. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз прямую наклонную линию до середины междустрочного пространства.

Письмо короткой прямой наклонной линии с закруглением вниз (вправо).

Начинаем писать так же, как и короткую прямую наклонную линию. От верхней линии рабочей строки ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и ведем вверх вправо до середины рабочей строки.

Письмо короткой прямой наклонной линии с закруглением вверх (влево).

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем вниз короткую прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки.

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вниз (вправо).

Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и ведем вверх вправо до середины рабочей строки.

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вниз (влево).

Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, снова закругляем влево чуть выше нижней линии рабочей строки.

Письмо длинной прямой наклонной линии с петлей.

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем прямую наклонную линию до середины междустрочного пространства, закругляем влево и, сделав петлю, ведем вверх -направо, пересекая написанную линию на нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать на середине рабочей строки.

Письмо длинной наклонной линии с закруглением вверх и внизу.

Начинаем писать чуть ниже междустрочного пространства, ведем вверх вправо,

Закругляя, доводим до междустрочного пространства, ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и ведем вверх вправо до середины рабочей строки.



Письмо заглавной буквы «А».

Начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо вниз и, коснувшись нижней линии рабочей строки, ведем плавно вверх длинную наклонную линию; не доводя до следующей строки, останавливаемся и ведем вниз длинную прямую наклонную линию до нижней рабочей строки. Не отрывая руки, начинаем писать петлю: ведем немного вверх по написанному, закругляем влево и пересекаем первый элемент буквы, не доводя до верхней рабочей линии, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, заканчиваем немного ниже верхней линии рабочей строки.

Письмо строчной буквы «а».

Буква «а» состоит из двух элементов: овала и короткой прямой наклонной линии с закруглением внизу. Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, Ведем вверх, закругляя чуть влево, доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаем вверх вправо до начала письма. Затем пишем второй элемент – прямую наклонную линию с закруглением вниз, которая соприкасается с овалом.

Письмо заглавной буквы «Б».

Начинаем писать немного выше середины межстрочного пространства. Ведем сверху вниз длинную прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки и закругляем влево, плавно переходя в петлю ведем до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, пишем полуовал. Следующий элемент пишем слева направо: в виде плавного закругления слева и переходящего на ровную прямую горизонтальную линию.

Письмо строчной буквы «а».

Начинаем писать так же, как и буквы «о» и «а». Дойдя до начала письма, начинаем писать второй элемент: пишем вверх прямую наклонную линию, не доходя до середины междустрочного пространства, делаем плавный поворот вправо.

Письмо заглавной буквы «В».

Начинаем писать немного выше середины междустрочного пространства. Ведем сверху вниз длинную прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки и пишем петлю до верхней линии рабочей строки, продолжаем линию вверх и на уровне первого элемента закругляем вправо вниз и пишем полуовал до верхней линии рабочей строки. Неотрывая руки пишем второй полуовал с верхней линии рабочей строки до нижней линии рабочей строки.

Письмо строчной буквы «в».

Начинаем писать с середины рабочей строки, ведем линию с наклоном вверх, делаем петлю, высотой до середины междустрочного пространства, ведем вниз прямую наклонную линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо вниз и, касаясь нижней рабочей линии, пишем овал. (По (1-4) чуть не доводя до верхней рабочей линии, а по (1-3) касаясь верхней рабочей линии.)

Письмо заглавной буквы «Г».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, снова закругляем влево до середины рабочей строки. Следующий элемент пишем слева направо: в виде плавного закругления слева и переходящего на ровную прямую горизонтальную линию.

Письмо строчной буквы «г».

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до рабочей строки, ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и ведем вверх вправо до середины рабочей строки.

Письмо заглавной буквы «Д».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, плавное закругление вправо, переходящее в большой полуовал. Касаясь нижней линии рабочей строки, пишем петлю влево и ведем вверх большую прямую наклонную линию, не касаясь полуовала.

Письмо строчной буквы «д».

Первый элемент начинаем писать так же, как и букву «а». Второй элемент- прямая наклонная линия. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз, доводим до середины междустрочного пространства и делаем петлю, закругляя линию влево вверх.

Письмо заглавной буквы «Е».

По (1-3). Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем округлую линию влево чуть вверх, закругляя вниз и вправо, не доводя до верхней линии рабочей строки (по (1-4) доводя до верхней линии рабочей строки) начинаем писать второй элемент: ведем округлую линию чуть влево, затем вниз, не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо до середины рабочей строки.

Письмо строчной буквы «е».

Начинаем писать чуть ниже середины рабочей строки. Ведем линию вверх с наклоном вправо, чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево вверх, коснувшись верхней линии рабочей строки, пишем полуовал до середины рабочей строки.

Письмо заглавной буквы «Ж».

Буквы «Ж» и «ж» одинаковые по писанию, отличаются лишь размером. Они состоят из трех элементов: двух полуовалов и наклонной линии. Начинаем писать ниже середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до середины междустрочного пространства, затем пишем наклонную линию и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до середины междустрочного пространства. Третий элемент – правый полуовал – начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства, ведем вверх влево, доходим до середины междустрочного пространства, ведем вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.

Письмо заглавной буквы «З».

Начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства. Ведем округлую линию вправо вниз до верхней линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз, не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Письмо строчной буквы «з».

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, продолжаем закруглять, ведем вниз влево, не доходя до нижней линии рабочей строки. Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз до середины междустрочного пространства, делаем петлю (петля пересекается на нижней линии рабочей строки). Заканчиваем письмо немного выше нижней линии рабочей строки.

Письмо заглавной буквы «И».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением вниз вправо, доводим до высоты первого элемента не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу. Высота обоих элементов находится на одинаковом уровне. (и- раз – и – два).

Письмо строчной буквы «и».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу, доводим до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем вторую прямую наклонную линию с закруглением внизу. (раз-и-два-и).

Письмо заглавной буквы «К».

По (1-3). Начинаем писать от середины междустрочного пространства, ведем небольшую прямую наклонную линию вверх вправо, затем пишем вниз длинную прямую наклонную линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, пишем петлю, пересекая ее с написанным чуть выше верхней рабочей линии. Потом ведем вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением на уровне высоты первого элемента. Отрываем руку и начинаем писать следующий элемент немного выше верхней линии рабочей строки; ведем чуть по написанному, закругляем вверх вправо, ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу. (Можно начало не объяснять подробно, а сказать, что первый элемент пишем, так же как и у буквы «Н»).

По (1-4). Объясняем аналогично, только петля пересекает написанное на верхней линии рабочей строки, а третий элемент _ это короткая прямая наклонная линия с закруглением верхней и внизу.

Письмо строчной буквы «к».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки короткую прямую наклонную линию, возвращаем вверх по написанному до середины, затем ведем вверх вправо и на верхней линии рабочей строки чуть закругляем. Между первым и вторым элементом небольшой уголок. Далее начинаем писать с того же места, откуда начинали наклонную линию с закруглением вверх и внизу, только меньшего размера.

Письмо заглавной буквы «Л».

Буква «Л» пишется точно так же как и заглавная буква «А», только без последнего элемента.

Письмо строчной буквы «л».

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки, затем ведем вверх, отклоняя прямую линию вправо и доводим до верхней линии рабочей строки. От той точки, где закончили первый элемент, начинаем писать второй – линию с закруглением внизу. Сначала ведем вниз по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок.

Письмо заглавной буквы «М».

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем вверх и отклоняя прямую линию вправо доводим до середины междустрочного пространства, затем пишем линию с закруглением внизу и следим за тем, чтобы образовался уголок. Не отрывая руки, ведем вверх и отклоняем вправо, доводим до середины междустрочного пространства, прописываем линию с закруглением внизу вправо.

Письмо строчной буквы «м».

Аналогично с написанием заглавной буквы «М», только размеры меньше.

Письмо заглавной буквы «Н».

(1-4) Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо небольшую прямую наклонную линию; затем пишем вниз длинную прямую наклонную линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, пишем петлю, пересекая написанное на верхней линии рабочей строки; ведем линию вправо вверх, над рабочей строки делаем петлю, закругляя влево, пересечение на верхней линии рабочей строки и ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу.

Письмо строчной буквы «н».

Пишем короткую пряную наклонную линию, возвращаемся по написанному вверх до середины, делаем маленькую петлю(завязываем узелок), ведем вправо плавно провисшую линию до верхней линии рабочей строки и пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу.(раз-и-два-и)

Письмо заглавной буквы «О».

Начинаем писать с середины рабочей строки, ведем округлую линию вниз вправо до нижней линии рабочей строки; закругляя вправо вверх, ведем округлую линию, не доходя до следующей строки, плавно закругляем влево вверх, затем ведем округлую линию вниз влево и доводим до начала письма.

Письмо строчной буквы «о».

При нижнем соединении с последующей буквой начинаем писать снизу, при верхнем соединении – сверху.

По (1-4) только нижнее соединение.

Нижнее соединение. Начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, закругляем вниз вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо вверх; не доходя до верхней линии рабочей строки, делаем закругление влево вверх;

Коснувшись верхней линии рабочей строки, закругляем влево вниз и доводим до начала письма.

Верхнее соединение. Начинаем писать букву немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх, закругляя влево; коснувшись верхней линии рабочей строки, делаем закругление влево вниз; ведем округлую линию до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо вверх, доводим до начала письма.

Письмо заглавной буквы «П».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вниз прямую наклонную линию, не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вниз влево, доводим до середины рабочей строки. Отрываем руку, начинаем писать второй элемент – прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо. Ведем прямую наклонную линию с середины междустрочного пространства, чуть не доводя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо, доводим до середины рабочей строки. При написании первых двух элементов необходимо обратить внимание на одинаковую высоту, наклон и расстояние между ними. Верхний элемент пишется слева направо. Начинаем с небольшого закругления, затем ведем вправо прямую линию.

Письмо строчной буквы «п».

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до нижней линии рабочей строки. Не отрывая руки ведем вверх по написанному до середины рабочей строки, затем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо заглавной буквы «Р».

Начинаем писать немного выше середины междустрочного пространства. Ведем сверху вниз длинную прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки и закругляем влево. Второй элемент пишем слева направо в виде округлой линии.

Письмо строчной буквы «р».

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до середины междустрочного пространства, не отрывая руки ведем вверх по написанному, доводим до середины рабочей строки и пишем второй элемент – ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо заглавной буквы «С».

Начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства. Ведем округлую линию влево, затем вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, спускаемся вниз, чуть закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо и заканчиваем письмо на середины рабочей строки.

Письмо строчной буквы «с».

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляем влево, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем вниз округлую линию до нижней линии рабочей строки. Поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Письмо заглавной буквы «Т».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, снова закругляем влево чуть выше нижней линии рабочей строки. Отрываем руку, пишем второй элемент – прямую наклонную линию. Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки. Третий элемент начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и закругляем вверх вправо до середины рабочей строки. Следует обратить внимание на одинаковую высоту, наклон и расстояние между тремя элементами. Верхний элемент пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, затем ведем вправо прямую линию.

Письмо строчной буквы «т».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки, не отрывая руки, ведем вверх по написанному до середины рабочей строки и начинаем писать второй элемент. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки, не отрывая руки, ведем вверх по написанному до середины рабочей строки и начинаем писать третий элемент. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо заглавной буквы «У».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем вниз прямую наклонную линию, немного не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо; коснувшись верхней линии рабочей строки, ведем вправо вверх до высоты первого элемента и, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу влево.

Письмо строчной буквы «у».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с петлей внизу.

Письмо заглавной буквы «Ф».

Начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства первый овал, который касается верхней линии рабочей строки. Затем пишем прямую наклонную линию с закруглением внизу влево, которая начинается с середины междустрочного пространства и заканчиваем на нижней линии рабочей строки, и касается первого овала. Второй овал начинаем писать от прямой наклонной линии чуть ниже линии рабочей строки.

Письмо строчной буквы «ф».

Буква состоит из двух овалов и прямой наклонной линии. Первый овал начинаем писать так, как писали букву «о», затем пишем прямую наклонную линию до середины междустрочного пространства, которая касается овала. Второй овал начинаем писать от наклонной линии чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем округлую линию вниз, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево и доводим до наклонной линии.

Письмо заглавной буквы «Х».

Начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, доводим до середины междустрочного пространства, закругляем вниз влево, ведем вниз, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки и закругляем влево вверх, не отрывая руки, ведем вверх по написанному до середины полуовала и начинаем писать второй элемент. Ведем вверх, закругляем вправо, затем возвращаемся по написанному до середины полуовала, касаемся его, ведем вниз, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки закругляем вправо вверх.

Письмо строчной буквы «х».

Написание аналогично с написанием заглавной буквы «Х», они отличаются лишь размером.

Письмо заглавной буквы «Ц».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вправо вверх, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, доводим до высоты первого элемента и не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу, закругление заканчиваем чуть выше нижней линии рабочей строки и начинаем писать петлю: ведем вниз прямую линию, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.

Письмо строчной буквы «ц».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу, доводим до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем вторую короткую прямую линию с закруглением внизу, закругление заканчиваем чуть выше нижней линии рабочей строки и начинаем писать петлю.

Письмо заглавной буквы «Ч».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, закругляем, ведем вниз прямую наклонную линию, немного не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо; коснувшись верхней линии рабочей строки, ведем вправо вверх до высоты первого элемента и, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо строчной буквы «ч».

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх до верхней линии рабочей строки, затем ведем плавную провисшую линию слева направо опять до верхней линии рабочей строки, потом пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо заглавной буквы «Ш».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, доводим до высоты первого элемента и, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, доводим до высоты первого элемента и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо строчной буквы «ш».

Написание строчной буквы «ш» аналогично с написанием заглавной буквы «Ш».

Письмо заглавной буквы «Щ».

Начинаем писать аналогично с буквой «Ш» первые три элемента. Четвертый элемент – закругление заканчиваем чуть выше нижней линии рабочей строки и начинаем писать петлю (смотри букву «Ц»).

Письмо строчной буквы «щ».

Написание аналогично с написанием заглавной буквой «Щ».

Письмо буквы «ъ».

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх до верхней линии рабочей строки, затем ведем плавную провисшую линию слева направо до верхней линии рабочей строки, потом пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо; не доводя до середины рабочей строки, закругляем влево до середины наклонной линии.

Письмо буквы «ы».

По (1-4). Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем вниз короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо; не доводя до середины рабочей строки, закругляем до середины прямой наклонной линии; и не отрывая руки, ведем вниз и вправо по написанному овалу до его середины, затем ведем линию вправо вверх до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

По (1-3). Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем вниз короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо; не доводя до середины рабочей строки, закругляем влево и, не касаясь написанной прямой линии, делаем маленькую петлю, ведем линию вправо вверх до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо буквы «ь».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, не доводя до середины рабочей строки, закругляем влево до середины наклонной линии, прописываем маленький овал.

Письмо заглавной буквы «Э».

Начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, доводим до середины междустрочного пространства, пишем округлую линию, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево. На середине рабочей строки пишем второй элемент – прямую черту.

Письмо строчной буквы «э».

Строчная буква «э» аналогична в написании с заглавной буквой «Э».

Письмо заглавной буквы «Ю».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо небольшую прямую линию, затем пишем вниз длинную прямую наклонную линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, пишем петлю, пересекая написанное на верхней линии рабочей строки, затем пишем овал.

Письмо строчной буквы «ю».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки; не отрывая руки, поднимаемся вверх по написанному до середины, делаем плавно провисшую линию и ведем вниз, пишем овал.

Письмо заглавной буквы «Я».

Начинаем писать немного выше линии рабочей строки, закругляем вправо вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, ведем плавно вверх длинную прямую наклонную линию; не доходя до середины междустрочного пространства, закругляем влево и пишем овал, который касается верхней линии рабочей строки, не отрывая руки, ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо строчной буквы «я».

Строчная буква «я» аналогична в написании с заглавной буквой «Я».