Меню Рубрики

Как ставится памятник на могиле у мусульман. Мусульманские памятники на могилу: фото и видео. Древние традиции захоронения в исламе

Полтора года назад погибла племянница в Швеции. Мы долго искали у кого заказать памятник. Хотелось поставить красивый и необычный памятник для молодой девушки, за реальные деньги. Стоимость памятников в Швеции шокировала. Долго искали в России. Почти у всех стандартный набор. И вот у Постамент.ру увидели камень - лабродарит и многообразие форм и оформлений. Заказали, переживали, как получиться. В октябре получили, отвезли и установили. Очень красивый памятник получился! Спасибо менеджеру- Николаю за терпение в работе с нами, а так же всем мастерам!

Лариса 23.10.2019

Огромное спасибо всей команде! Качественная и профессиональная работа на всех этапах. Николаю - за четкую организацию, внимательное отношение и приятное общение. Герману - за работу с непростыми фотографиями и великолепный результат на керамике! Отдельное спасибо бригаде Александра, которая ставила памятник. Все четко, быстро, ооочень аккуратно! Мы всем очень благодарны!

Евгения и Валерия Монаховы 15.10.2019

Добрый день! Большое спасибо,сделали памятник раньше срока,качественно,красиво,заранее звонили о том,что приедут,есть полный контакт с фирмой! Удачи и процветания!

Оксана 29.08.2019

ООО «Постамент» была третьей в наших поисках гранитной мастерской, в которую мы с супругой обратились с просьбой создать проект и рассчитать стоимость изготовления и установки памятника трагически погибшему сыну. Именно здесь совершенно неожиданно мы с супругой встретили профессионала высокого класса в лице менеджера Ольги Исаевой.
Ольга внимательно выслушала наши идеи о проекте, без навязывания собственного мнения деликатно сделала ряд замечаний, направленных на его улучшение. Её предложения учитывали всё: общий замысел, дизайн, пропорции составных частей, материал, сочетание цветов, наличие у предприятия имеющихся на складе заготовок и их параметры, а также уже произведенные работы по обустройству участка захоронения. Уверенное владение терминологией, демонстрация менеджером отдельных элементов памятников, имеющихся в офисе и памяти компьютера, окончательно убедили нас в правильности нашего выбора мастерской.
Оперативно художником был создан проект памятника в цвете, в который также оперативно были внесены наши корректировки.
Особую благодарность заслуживают проявленные к нам внимание и чуткость руководителей предприятия. - Несмотря на ограниченные сроки ими были изысканы резервы для установки памятника к годовщине гибели сына.
Менеджер Ольга сопровождала всю работу предприятия с нами, с момента создания проекта до завершения работ по установке памятника на могиле.
Мы с женой были приятно впечатлены достигнутым результатом. Памятник понравился и нашим родственникам и друзьям. Работы были приняты нами без замечаний.

Александр Степанович 11.08.2019

Подбирали памятник для дочери. Перебрали десяток фирм. Где нас не понимали, где мы не понимали менеджеров. И вот нашли "ПОСТАМЕНТ РУ". С первых слов общения поняли - нашли что искали. Это менеджер от Бога. Чувство психологии клиента, высокий профессионализм в дизайне, очень точные дополнения к нашим "капризам", простота в общении - сделали свое дело. Памятник получился красивым, таким как мы хотели. Благодарю судьбу, что послала к нам менеджера и Человека Олёнку Исаеву. Бригаду установщиков Ивана Шуляренко, рабочих Виталия и Дмитрия, добросовестно и щепетильно сделавших свое дело. Хороший имидж фирмы - дело Ваших рук. А от нас - большое спасибо, ребята

Олег 30.06.2019

Я живу в Питере. Заказал памятник с цветочником через интернет. Все согласовали, оплату первой части произвел дистанционно. Выслали эскиз, все устроило. Установка точно в срок. Работу принимала моя тетя, которой уже за 80, Ей все понравилось. Я попросил бригадира выслать фото по вотсапу, выслали, мне на фото тоже все понравилось. Вторую часть тетя отдал бригадиру. Спасибо фирме, спасибо тем кто принимал участие в оформлении, изготовлении и установке. Рекомендую. Очень отзывчивые ребята. Принимала заказ Ольга, молодец.

Геннадий 20.06.2019

Делала заказ в компании ООО "Постамент". Мне все очень понравилось. Отличная работа.
Отдельное спасибо хочу сказать менеджеру по работе с клиентами, Николаю, за его чуткое и внимательное отношение. Установщику Игорю и его бригаде, за аккуратную и профессионально выполненную работу. Художнику Николаю, за умение очень точно переносить образ с фотографии на памятник.
Всем очень большое спасибо!

Марина Николаевна 16.06.2019

Мне нужно было заказать изготовление памятника и его установку. Стала искать памятники, чтобы и красиво и по цене приемлемо было, потому что бюджет на это дело хоть и достаточный, но не безграничный. Второе, что мне было нужно, это доставка и установка на Хованское кладбище. А там цены иногда заоблачные требуют.
Но хорошо, что меня надоумили обратиться в Постамент.ру, офис в самом центре Москвы расположен - удобно прям рядом с метро. Стоимость всех работ меня устроила, с менеджером Николаем все обсудили быстро, заключили договор. Хочется сказать спасибо всем, кто помог мне отдать последний долг отцу. Такого прекрасного обслуживания я даже не ожидала, если честно!

Арина 04.04.2019

С сестрой договорились установить маме не только памятник на могилу, но и небольшой мемориальный комплекс соорудить. Оказалось, что купить памятник не проблема, но вот соорудить комплекс и все это установить на месте брались не все агентства ритуальных услуг.
И тут наткнулся я на сайт компании Постамент, и решил заглянуть к ним, тем более, что офис был рядом с моим местом работы возле метро Китай-город!
Реально я попал к профессионалам: все обсудили, выбрали камень, вариант дизайна, договорились о цене, которая хоть и не дешевая, но вполне приемлемая для нас! Спасибо двум Константинам – менеджер Костя все нам разъяснил, а установщик – тоже Константин, но уже другой, все сделал прекрасно!

Марк 10.03.2019

В компании хорошо организована работа с клиентом! На сайте все выбрал, сделал заказ, обсудил вопросы с менеджером. Через интернет оплатил. Установили в срок и качественно. Так что рекомендую, и спасибо,ребята за помощь.

Андрей 12.12.2018

Огромное спасибо Екатерине и Сергею за замечательную работу над памятником Владимиру Ильичу Солдатову.....С первого телефонного разговора с Екатериной было ясно что она профессионал которому можно доверять....Авторские надгробия непросто воплотить так как они задуманы....
Сергей удивительно чутко перенёс рисунок и идею дизайна в материал...
Заказ был выполнен в очень короткий срок, чему мы тоже очень признательны...

Мария 12.11.2018

Хочу поблагодарить компанию за качественную и оперативную работу. Спасибо менеджеру Ольге, сразу оформили договор, внесли нужные правки, выставили счет. Отличная работа художников, заказ выполнили на неделю раньше поставленного срока. Установщики приехали точно по времени и нужному адресу, установили все за пару часов. Осталась очень довольна, все просто, четко, быстро, без нареканий. Спасибо!

Татьяна 29.10.2018

Хотел бы поблагодарить ООО "Постамент" за качественно сделанную работу. Заказ был непростой, но результат полностью удовлетворил. Особая благодарность - менеджеру Маргарите и установщику Ивану.

Алексей 19.10.2018

Спасибо! Сделали все так, как и обещали, в установленные сроки. Эскиз прислали вовремя, и так как мы хотели. Установщики помогли с бумажной волокитой на кладбище.

Владимир 18.10.2018

Выражаю огромную благодарность менеджеру Екатерине за то, что помогла с выбором памятника, за понимание, за сострадание. Отдельное спасибо художнику за то, что в фотографии уловил черты характера дорогого мне человека. Так же хочу выразить благодарность установщику Альберту за его труд, за его качественный подход к его работе.Огромное всем спасибо. Быстро, качественно, дёшево.

Анастасия 13.10.2018

Огромное спасибо всем сотрудникам компании! Особенно менеджеру Ольге и мастеру Игорю. Начну с того, что были некоторые сомнения по поводу заказа памятника через интернет. Но в последствии они все рассеялись. При оформлении заказа Ольга давала очень граммотные и профессиональные советы по размеру, виду памятника. За день до установки со мной связался сам мастер и предложил на выбор удобное нам время. Наша могила была немного запущена и не смотря на проливной дождь в день установки, Игорь помог в оформлении всех документов, расчистил всю могилу, четко, очень аккуратно произвел установку, дал советы по дальнейшему ухаживанию за памятником. Игорь, Ваша работа выше всех похвал!Еще раз всем огромное спасибо, а руководителям компании огромное спасибо за подбор таких вежливых, граммотных, профессиональных сотрудников!!! Удачи, процветания, успехов всей вашей команде. Учитывая что цены в вашей компании на порядок ниже чем в других подобных, никаких дополнительных затрат не возникло, все четко по договору, великолепное отношение к клиенту, что к сожалению не всегда бывает, многим своим знакомым посоветовала воспользоваться вашими услугами!

Елена 21.09.2018

Огромное спасибо вашей фирме и персонально менеджеру Ольге и мастеру, который производил установку памятника, Игорю! Немного переживала, делая заказ по интернету, т.к. заказ памятника это не покупка одноразовой вещи. Но все мои переживания были напрасны. Всё было сделано точно, в срок, Ольга дала очень профессиональные советы, а установка Игорем выше всех похвал: предварительно со мной созвонился, предложил на выбор время для установки, под проливным дождем расчистил и выровнил всю могилу, убрал лишние кустарники, очень акккратно произвел установку.
И самое главное, что такое качественное исполнение стоит гораздо дешевле чем во многих прочих фирмах.
Еще раз огромное спасибо!

Елена 17.09.2018

Вот и прошёл год, как не стало с нами любимого папочки. Пришло время устанавливать памятник. Посчитали на кладбище, цены кусаются. Нашли в интернете вашу фирму, стоимость отличается в разы. Заказали памятник в офисе на Китай-городе у менеджера Николая. Обслуживание отличное, все очень профессионально; советы, рекомендации, помощь в выборе. Остались очень довольны. В процессе ожидания, решили дозаказать ограду. Повторно в офис приезжать не пришлось, все очень оперативно было решено по телефону. Заказ был изготовлен в срок, на кладбище все вопросы решены быстро, установкой остались довольны. Спасибо бригаде Вячеслава. Очень хорошее получилось фото на памятнике, папочка как живой. Выполнение обязательств на 100%. Будем рекомендовать друзьям и знакомым. Спасибо вам огромное!

Елена 04.09.2018

Позвонил,через 28 секунд ответила девушка, которая ничего не знает, ответить не может не на какой вопрос
Сбросила какой то телефон и сиди трать деньги на городской телефон не зная что тебе ответят и это фирма? Отзывы походу сами насочиняли?

Сергей 25.08.2018

Заказал памятник на могилу родителей. При заказе менеджер обозначил максимальный срок 30 дней, сделали за 3 недели. Качество 100%, доставка вовремя, мастер Володя ОЧЕНЬ быстро и качественно (1 час) произвёл установку и ОЧЕНЬ ПОМОГ в решении вопросов на кладбище. РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ!!! Спасибо, ребята!

Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого, как настоящего мусульманина. Начиная от предсмертного состояния и в течение года после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них могут показаться необычными незнающему человеку, но для истинных мусульман обряды важны и священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.

Подготовка к похоронам

Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполняться, пока больной человек еще жив. Первым делом приглашают имама — мусульманского священника, чтобы над смертным ложем читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:

Умирающего укладывают на спину ногами к Мекке, что олицетворяет путь души к святому месту.

Нужно помочь страждущему справиться с жаждой, дав глоток холодной воды. По возможности капают в рот гранатовый сок или Зам-Зам - священную воду.

Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)

В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа — не готовой к встрече с Аллахом. Тахарат — это омовение, очищение материального тела, в то время, как гусуль — скорее, ритуальное обмывание.

Сперва выбирают Гассала — ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины — мужчин, но жена может омыть мужа. Еще, как минимум, три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд Таяммум — очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, камфорой и чистой водой. Все части тела омывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

Окутывание в саван (кафан)

По обычаям мусульман мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

Мужской саван — это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

Погребение (дафн)

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. Если мусульманин кремировал тело родственника, это значит, что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

С точки зрения Ислама, сколь бы ни был великим человек при жизни, он покинул ее, и могила его должна быть скромной, не выделяющейся из общего ряда могил.

Можно ли хоронить мусульман рядом с людьми Писания на одном кладбище?

Мусульманин должен быть похоронен на мусульманском кладбище. В любом регионе Российской Федерации, где мусульмане составляют даже незначительную часть местного населения, есть мусульманские кладбища. Если такого кладбища нет, то мусульманская община обязана добиваться у местной администрации выделения земельного участка под кладбище.

Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманка или мусульманин должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если же в той или иной области нет мусульманского кладбища, то на христианском или иудейском кладбище может быть отведена часть для мусульман. Если и эти условия отсутствуют, тогда родственники обязаны отвезти тело покойного в ближайшую местность, где имеется мусульманское кладбище. Если и такой возможности нет, то придется хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать (см. ).

Я живу с матерью в российской глубинке, в городе Печоры Псковской области. Здесь почти нет мусульман. В Псковской области нет ни одной мечети. Моя мать в годах, и я очень боюсь, если, не дай Аллах, с ней что-нибудь случится. Я даже не знаю, как совершить обряд, мне некого пригласить, чтобы прочли молитву. Здесь нет мусульманского кладбища, а как я могу похоронить ее среди православных?! Меня очень беспокоит этот вопрос. Почему Псковская область единственная во всей России, где нет мечети, мусульманских общин. Мусульмане только из-за этого и уезжают отсюда, а что делать, если нет денег, чтобы отсюда уехать? Помогите! Ответа на мой вопрос нет. Гульфия, 39 лет.

У нас в стране есть и более кризисные ситуации. Не усложняйте и не драматизируйте происходящее. Сделайте от вас зависящее, а в большем - положитесь на Бога.

Если нет мусульманского кладбища, то выйдите с инициативой по данному вопросу в местные органы власти. Если все ваши усилия окажутся тщетными, а письма останутся без должного ответа, тогда похороните там, где это возможно. Главное - предать тело покойного земле. Душа в любом случае до Конца Света, до всеобщего Воскрешения будет пребывать в мире душ, на небесах.

Один мусульманин не совсем добровольным способом взял в жены девушку христианской религии. Она приняла Ислам, и они жили долго и на первый взгляд счастливо. Когда она умерла, выяснилось по ряду серьезных обстоятельств, что она в душе и в поступках продолжала придерживаться своей религии, причем твердо и неотступно. Ее супруг принял решение отправить тело покойной на родину, чтобы ее похоронили в соответствии с христианскими обычаями. Прав ли он? И как быть в такой ситуации? Имеет ли право мусульманин дать развод жене после ее кончины? Али.

1. Хоронят человека в соответствии с тем, о чем попросил он перед смертью. Если смерть наступила внезапно, тогда его хоронят в соответствии с традициями той религии, к которой он относил себя при жизни. В упомянутой вами ситуации однозначно дать оценку я затрудняюсь.

2. Что касается развода после смерти одного из супругов, то я не слышал об этом и не читал. В основе своей со смертью одного из супругов автоматически прекращаются их семейные отношения, человек становится вдовым. Овдовевшие супруг или супруга, жизнь которых продолжается, могут вновь обзавестись семьей. Для мужчин временных ограничений нет, а для женщин период ограничения составляет четыре месяца и десять дней . То есть по истечении этого срока она может свободно выйти замуж за другого.

Также при смерти одного из супругов встает вопрос о делении наследства. Например, в вашей ситуации мужу причитается ¼ часть наследства жены . При желании он может отказаться от него.

3. Истинное положение дел в вопросе вероубеждения ушедшего из этой жизни человека известно только Господу миров. Возможно, та женщина тайно хранила те или иные семейные реликвии (например, иконы), но верила в Единственность Творца и в истинность всех посланников Божьих, включая последнего и заключительного.

Недавно у меня умер двоюродный брат. Перед смертью он просил почему-то похоронить его рядом с его русской родней и, соответственно, по христианским канонам. А я на протяжении всей его жизни знал его как мусульманина, хотя и несоблюдающего. Скажите, уважаемый Шамиль, можно ли за него теперь давать садаку (милостыню), читать Коран и делать ду‘а (молиться)? Ильдар.

Если он не сказал о том, что был христианином, тогда вы можете делать это, уповая на всезнание и милость Творца. В любом случае - если даже ваши благодеяния, совершенные от его имени, не засчитаются ему, то засчитаются вам.

Тело хоронили во время морозов, земля была на 35 сантиметров промерзлой. Долго копали яму, жгли костры. Похоронили на татарском мусульманском кладбище. Можно ли было похоронить мусульманина в уже выкопанной яме (еще до морозов), находящейся рядом, на христианском кладбище?

Нет. Вы правильно сделали, что похоронили именно на мусульманском.

Можно ли мусульманину посещать христианское кладбище, если там похоронены его родственники-христиане?

Мой друг принял Ислам, его отец похоронен на христианском кладбище. Может ли друг молиться у могилы отца или читать там суры? И вообще может ли он посетить могилу отца? Ибрагим.

Всевышний ничем не ограничен, ни местом, ни временем. Мольба и прошение могут быть направлены Ему с любой точки земного шара. Совершать молитвы-намазы на могиле нельзя, а просить у Господа можно. То, что кладбище является христианским, не препятствие для обращения к Творцу, так как вся земля принадлежит Ему, Богу.

Должны ли мы посещать могилы умерших? Если да, то почему?

Не должны, но с точки зрения Сунны это относится к желательным действиям. Это напоминает нам о бренности жизни, о том, что все мы покинем этот временный мир, а потому следует подготовиться заблаговременно к вечности, веруя в жизнь после смерти и совершая благодеяния.

Нужно ли привставать, когда проезжаешь мимо кладбища? И вообще, что нужно делать или говорить в этот момент?

Привставать не нужно. Возможно, это какая-то местная традиция, не имеющая канонического обоснования.

Что же касается слов, когда вы проезжаете мимо кладбища либо заходите на его территорию, то уместным будет проговорить следующую молитву: «Ас-саляму ‘алейкум дара кавмим-му’минин, ва инна ин ша’ал-лаху бикум ляяхикун, нас’алюл-лаха ляна ва лякумуль-‘афия» (приветствуем вас, верующих, мир вам; если будет на то воля Божья, мы настигнем вас; молим Бога о жизненной силе, энергии для нас и для вас) .

Что нужно делать, когда собираешься идти на кладбище? Что делать, когда находишься на кладбище?

Чего-то специального нет. Приход на кладбище - назидательное для человека напоминание, в результате которого в его жизни должно становиться меньше греха и больше благодеяний. Можно помолиться за умерших (на любом языке), а также почитать отдельные суры из Корана в оригинале и попросить Творца засчитать вознаграждение за это покоящимся в могилах . Обращаться с молитвами нужно лишь к Богу.

Можно ли, придя к могиле матери, подойти близко или нужно стоять подальше?

Разницы нет, как хотите. Главное - не садиться на саму могилу .

Одна женщина хочет поставить на могиле своей матери каменный памятник со строками из суры «аль-Ихлас» на арабском языке. Но она сомневается, можно ли на памятнике писать суры Корана. Подскажите, пожалуйста, разрешается это или нет. Если нельзя писать суры, то можно ли написать на арабском языке слова «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад - посланник Аллаха».

Суру писать не следует, а формулу Единобожия можете написать, если есть такое желание. Но и в этом нет канонической необходимости.

В прошлом году у меня умер двухгодовалый сын. У него на могиле мы с мужем хотим поставить камень. Скажите, пожалуйста, что нужно и можно написать на этом камне? Назифа.

Мусульманскими канонами (Кораном и Сунной) это не регламентировано. Достаточным будет написать фамилию, имя, отчество и годы жизни.

Существуют ли какие-либо нормы оформления могил? Можно ли делать высокую ограду на могиле, ставить кирпичные колонны (1 метр)? Обязательно ли должно быть огорожено все кладбище? Можно ли писать на могильной плите, помимо аятов из Корана, какого-либо рода эпитафии (скорбные слова)? Лилия.

Не стоит всего этого делать.

Канонических требований по оформлению могил нет. Главное - скромность, отсутствие помпезности, расточительства, роскоши. Минимум надписей.

Территорию кладбища лучше огородить, очертив тем самым его границы и воспрепятствовав проникновению, например, животных, которые могут повредить могилы.

Можно на памятнике умершему прикрепить его фотографию? Лиля.

С точки зрения мусульманских канонов делать этого не следует.

Семь лет назад умерла моя мама. Через год после ее смерти наша семья установила надгробье. В течение всего этого времени фотография на памятнике менялась как минимум 4 раза: фотография не держалась на винтиках, а в последние годы изображение на фото портилось. Мы думаем, что мама просто не хочет, чтобы на ее памятнике было фото. Не подскажете, какую молитву можно изобразить на месте фотографии? Гульназ.

Какой-то специальной молитвы на этот счет нет, а потому можете написать несколько слов на любом языке, например: «О Господи, прости мои грехи!», но и в этом нет необходимости.

Несколько лет назад похоронил мать, все обряды совершены, поставили железную ограду и каменную плиту с фотографией. В прошлом году я начал ходить в мечеть, и там сказали о недопустимости применения материалов, обработанных при помощи огня (металл, обожженный кирпич), что плита, установленная в ногах покойника, должна быть не более 40 см в длину и что фотографию нужно обязательно убрать, так как она будет мучить умершего, требуя частичку его души. Как быть? Переделывать могилу или нет? Ахнаф.

Ограда и плита с надписью уместны. Про материалы, «обработанные при помощи огня», я в хадисах не встречал. Маловероятно, что подобное упоминается в достоверном хадисе. Размер плиты в 40 см - это чье-то личное умозаключение.

Можно ли родственников хоронить рядом и через какое время?

Хоронить рядом можно. И если при этом тело похороненного раньше или останки его не тревожатся, то через какое время - неважно.

Недавно съездил домой в Дагестан и там услышал, что в одном из местных горных селений хоронили двух человек в одной могиле, с небольшим промежутком земли между умершими. А бывало, что и по пять человек хоронили в одной могиле. Правильно ли по Исламу так хоронить? Алихан.

1. Можно ли мусульманину на могиле ставить цветник?

2. Правда ли то, что когда тревожишь могилу, например, сажаешь цветы или разравниваешь ее, человека повторно опрашивают два ангела Мункир и Накир и для умершего это не есть хорошо?

1. Можно. На ваше усмотрение. Есть хадис, косвенно указывающий на допустимость этого: «Однажды пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах. Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал (сплетничал)». Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут » .

2. Глупость, кем-то выдуманная.

Возможно ли использование территории старых и уже не используемых кладбищ под строительство или для земледелия?

Такое возможно только в безвыходной ситуации и с условием, что останки покоящихся тел уже разложились и стали землей. Сроки эти определяются специалистами данной местности, с учетом природного состава почвы и климатических условий См.: Махмуд А. Фатава. Т. 2. С. 276. Там же. Т. 1. С. 94.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 95, хадисы № 1473, 1474 и пояснение к нему.

Могут быть и другие причины, вынуждающие так поступить. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

Окончательное решение принимается на местном уровне общим советом.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 519, хадис № 1717, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 85, хадис № 1458.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

То есть пока ветки живые. У каждого из творений Господа своя форма жизни и смерти. Пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время просуществовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного. Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют (возвеличивают) Его семь небес и земля вместе со всем тем, что населяет их [существует в этих необъятных галактических просторах]. Каждая мелочь [все бессчетное количество единиц сотворенного в макро- и микромирах] с благодарностью возносит Господа [над всем тем, что не соответствует Ему]. Однако вы [люди и джинны, имеете право выбора и ограничены в отдельных характеристиках и возможностях (к примеру, не знаете языков животных и растений), а потому] не понимаете [и не сможете понять] их прославления [как именно они восхваляют Творца]. [В границах земного и межгалактических пространств ни наука, ни что бы то ни было другое не поможет вам в этом, иначе вы получите существенную подсказку в столь ответственном экзамене, как жизнь]» (см. Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Бога восхваляют все те, кто на небесах и на земле, и [к примеру] птицы, раскрывая крылья в полете. Все они знают свои молитвы [у каждого из них свое выражение благодарности] и [формы, формулы] восхваления [Творца]. Аллах (Бог, Господь) хорошо знает о том, что они [Его творения] делают» (Св. Коран, 24:41).

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216.

См, например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 730.

Мусульманские похоронные традиции сильно отличаются от привычных для европейцев погребальных ритуалов. Эти различия лежат не только в предписанных религией ритуалах, но также и в отдельных нюансах, таких как похоронное одеяние (саван) и процедура омовения. Как ни странно, мусульманская могила также непохожа на европейскую: различия есть не только в надгробных памятниках, но даже в форме самой могилы.

Обычно мусульман хоронят на отдельных участках общегородских кладбищ, либо на специальных мусульманских кладбищах. Коран запрещает хоронить мусульман вместе с иноверцами, хотя исключения могут делаться при захоронении супруги умершего мусульманина. Мусульманские кладбища традиционно обносятся оградой, призванной защитить могилы от животных.

По традиции могила в исламе роется глубиной не менее 1,5 метров, а желательно глубже – до двух метров. Длина и ширина должны быть такими, чтобы в ней мог расположиться не только умерший, но также и человек, который будет его укладывать. На дне могилы сооружается боковая ниша (ляхд), куда укладывается тело покойного. Покойного кладут на правый бок, лицом в сторону Мекки, после чего ляхд закрывают необожжённым кирпичом. Иногда ляхд могут заложить обожжённым кирпичом или досками, однако использование подобных материалов не одобряется, так как они часто служат в качестве декоративных. В самой нише важно сделать подпорки, чтобы избежать обрушения почвы.

В устройстве мусульманской могилы есть различные нюансы. Например, в случае рыхлой и сыпучей почвы ляхд можно не делать, вместо него используется углубление в центре могилы или захоронение гробом (при этом дно гроба посыпают землей). Могилу принято засыпать той же землей, что была из неё выкопана, при этом возвышение должно быть небольшим – не более 17 см. Также существует традиция делать возвышение в форме полумесяца, чтобы отличить мусульманские могилы от христианских.

Мусульманские надгробия

Мусульманские памятники на могилу также отличаются от принятых в европейских культурах. Посетитель мусульманского кладбища не может не заметить, что все надгробия обращены фасадом в сторону Мекки. Это сделано не только в соответствии с правилами шариата, но также и для того, чтобы пришедшие на кладбища знали направление для молитвы.

Ислам поощряет скромность и сдержанность правоверных, а потому мусульманские могильные памятники почти никогда не бывают броскими и помпезными. Хотя сейчас надгробия есть на большинстве мусульманских могил, в течение многих веков они считались излишеством. Как правило на надгробии пишется имя покойного и его годы жизни. На мусульманских памятниках на могилу фото или портрет усопшего обычно не размещают, так как Коран запрещает изображения людей. Допустимыми украшениями считается полумесяц или скромный орнамент, а также текст в виде аятов – строк из Корана. Специализированные компании в Москве предлагают установить мусульманские памятники на могилу; цены различаются в зависимости от материала и выбранного оформления. Используются гранит и темный мрамор, в то время как менее обеспеченные мусульмане нередко ставят железный конус с полумесяцем или же ограничиваются небольшой мемориальной табличкой.

Мусульманские памятники на могилу. Про изображение усопшего в сочетании с надписями на арабском.

Для каждого человека естественно желание похоронить усопшего согласно своим традициям. Наши кладбища также многонациональны, как и наша страна. Только по памятникам можно понять кто именно тут лежит: православный или мусульманин. У каждой веры свое отношение к смерти. Если для православия характерна некоторая красочность похорон, то для мусульман это просто недопустимо. Ислам - строгая и особенная религия, при этом она интересна своей необычностью и древними устоями.

Наши кладбища также многонациональны, как и наша страна.

Как ставят памятники у мусульман

Особенность ислама в отношении к самой смерти. Достаточно посмотреть какие бывают памятники мусульманские на могилу на фото, чтоб понять это отношение. Для мусульман смерть не может быть неожиданной или внезапной. Для них смерть - явление обязательное и неизбежное для вознесения в Рай Аллаха. Поэтому фото мусульманских памятников - надгробий не содержит никаких украшений. Максимум, что они могут себе позволить: изготовить верхушку памятника в виде минарета или же купола мечети.

По традиции памятник на могилу мусульманина должен быть максимально сдержанным, без фотографий. Изначально ислам строго запрещал изображать лица и даже сегодня шариат неумолим. Особенно это строго у татар, поскольку эта нация считается самой ревностной в исполнении канонов ислама. Фото татарских памятников на могилу показывает исключительно монолитные надгробия, в основном, из темного мрамора или гранита.

Однако современные веяния внесли поправку и мечеть стала разрешать делать изображения лиц и даже животных по желанию родственников. Обязательным осталась надпись на памятнике. Обычно это гравировка слово Пророка или выдержки из мусульманских сур на арабском языке.

Но согласно другим источникам:

Важно заметить, что для обозначения могилы не запрещено написать на ней имя (умершего). Однако мнения о вырезании аятов Корана различаются: от макруха (нежелательного) до харама (запрещенного). Следовательно, лучше не вырезать (на могиле) аяты Корана в знак уважения к Слову Аллаха.
Разрешено помечать могилы камнями или палками, как об этом сказано в хадисе, рассказанном Ибн Маджей. В этом хадисе Анас передал такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я смог узнать могилу Ибн Мазуна по камню, который ее обозначал».
Далее, передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал покрывать могилы штукатуркой, сидеть на них или надстраивать что-либо над ними.
В другой версии он также запретил наступать на могилы. В версии Ан-Нисаи Пророк запретил надстраивать что-либо над могилами, присоединять к ним что-либо, покрывать их штукатуркой и писать на них.
Это свидетельствует, что на могилах запрещено делать какие-либо надписи. Согласно мнениям имамов Ахмада и Аш-Шафии, предписание Пророка не писать ничего на могилах нужно понимать так, что подобные надписи являются макрух (нежелательными), что бы там ни было написано - аяты Корана или имя похороненного человека. Однако ученые школы Шафии добавляют, что если это могила известного ученого или праведника, то даже стоит написать на ней его имя или обозначить ее - и это будет похвальным делом.
Имам Малик считал, что написание аятов Корана на могилах - это харам, а написание имени и даты смерти - макрух.
Ученые школы Ханафи считали, что писать что-либо на могиле можно лишь для того, чтобы обозначить ее местонахождение, а любые иные надписи на ней вообще нежелательны.
А Ибн Хазм даже счел, что написание имени умершего на камне не является макрухом.
Согласно вышеупомянутому хадису, написание аятов Корана на могилах является запрещенным (харам), особенно если учесть, что эти могилы ровняются с землей и люди могут на них наступить.

Куда ставят памятник у мусульман и в какую сторону должен быть обращен - это важнейший момент. Памятник может быть установлен только таким образом, чтобы его лицевая часть была обращена только к востоку, к самой Мекке. Это незыблемая традиция и мечеть к этому относится строго.

Красивые мусульманские памятники на могилу шариат ставить не разрешает, если говорить о традиции. Вера учит тому, что красота, склепы, разные надгробия вносят раздор среди умерших правоверных и мешают им наслаждаться благоденствием, дарованным им Аллахом. Поэтому предписывается, чтобы все памятники были строгими и сдержанными по украшениям. Мечеть разрешает для мусульманок гравировать букет цветов по числу детей, для мужчин полумесяц.

Молитвы.

Дуа за умершего
Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!
Транслит:
Аллахумма, "абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун "ан "азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си"ан, фа таджаваз "ан-ху!

Дуа за умершего
Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!
Транслит:
Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва "афи-хи(ха), ва-"фу "ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси" мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма"и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а"ыз-ху(ха) мин "азаби-ль-кабри ва "азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)