Меню Рубрики

Сражение в антарктиде. Биография Ричарда Бёрда: официальная версия Ричард бэрд антарктида

«…Весьма вероятно, что в недрах этого материка скрываются неисчислимые природные сокровища, а также следы древней и могущественной цивилизации. Поэтому в скором времени должна развернуться настоящая “гонка за Антарктиду”, в которой Соединенным Штатам было бы весьма желательно изначально занять первые позиции» (Из докладной записки Р. Бёрда руководству США).

В первой половине ХХ в. Антарктида продолжала оставаться огромным белым пятном - как в прямом, так и в переносном смысле. Не то чтобы ее не изучали: экспедиции на ледяной континент отправлялись чуть ли не каждый год - и норвежские, и французские, и немецкие, и австралийские, и даже японские, а наиболее активными были англичане. Однако все эти усилия приносили лишь частичный успех, и континент в целом оставался непознанным. В запредельно суровых условиях Антарктиды оторванные от внешнего мира разрозненные горстки людей никак не могли сделать большего при тогдашнем уровне развития техники. И, добавим, без должной поддержки своих государств.

В 1930-х гг. частыми гостями в Антарктиде были американцы и норвежцы. Американскими экспедициями руководили Ричард Бёрд (в 1928-1930, 1933-1935 и 1939-1941 гг.) и Линкольн Элсуорт (четыре экспедиции в период с 1933 по 1939 г.), четырьмя норвежскими - Яльмар Рисер-Ларсен. Наиболее примечательной чертой антарктических экспедиций этого периода стало использование авиации. Самолет Бёрда в ноябре 1929 г. достиг Южного полюса, и долгое время считалось, что этот исследователь первым побывал на обоих полюсах. Лишь впоследствии выяснится, что результаты своего полета к Северному полюсу Бёрд подтасовал.

Если в XIX в. на ледяной континент никто не претендовал и он оставался общим, т. е. ничьим, то в ХХ столетии это «упущение» попытались исправить. Пример подали англичане, в 1908 г. объявившие своей собственностью сектор Антарктики от полюса до 60° ю. ш., заключенный между 20° и 80° з. д., - это земли вокруг моря Уэдделла, в том числе весь Антарктический полуостров. Новая Зеландия в 1923 г. заявила права на сектор между 150° з. д. и 160° з. д. (море Росса, шельфовый ледник Росса и прилегающие берега). Территориальные претензии поспешили выдвинуть и французы, и норвежцы, но всех переплюнули австралийцы, в 1933 г. назвавшие своими земли от 160° в. д. до 44° 38’ в. д., за исключением узкого французского сектора. А немецкая экспедиция, побывавшая в Антарктиде в 1938-1939 гг., провозгласила собственностью Третьего рейха территорию, ранее объявленную норвежской.

В годы Второй мировой войны куски Южного материка попытались отхватить Чили и Аргентина. Между прочим, претендовали они на территории, которые англичане считали своими. В общем, после окончания войны ситуация вокруг Антарктиды сложилась непростая, если не сказать взрывоопасная.

Когда в 1946 г. к берегам Антарктиды отправилась американская экспедиция, это вызвало большую озабоченность стран, разделивших между собой ее территорию. Американцы, как, впрочем, и русские, до сих пор не претендовали на земли ледяного континента и, более того, неоднократно высказывались против его дележа и за право всех стран свободно изучать Антарктику. Известный полярник Элсуорт заявил о планах организовать в 1947 г. масштабную экспедицию с целью исследовать весь материк с воздуха. Еще один американец, знаменитый летчик Эдди Рикенбэкер, призывал правительство начать разработку полезных ископаемых в Антарктиде, предварительно растопив ледяной щит с помощью атомных взрывов: США уже располагали ядерным оружием. Среди возможных причин интереса американцев к Антарктиде назывались и просочившиеся в прессу данные об открытии там богатейших залежей урана. Опасения Аргентины, Чили, Великобритании и других были вполне оправданы: к Антарктиде шла огромная военно-морская армада, включавшая 13 кораблей, в том числе два ледокола береговой охраны, один авианосец, два гидроавиатранспорта и подводную лодку, на которых находилось 4700 военнослужащих и 25 ученых. Выразило озабоченность этим фактом и советское руководство.

Зачем же отправлялись к ледяному континенту военные корабли, да еще в таком количестве? Начальник оперативного штаба ВМС США Честер У. Нимиц дал экспедиции кодовое название «Операция Хайджамп» («Высокий прыжок»). Командовать ею было поручено контр-адмиралу Ричарду Крузену, участнику экспедиции Бёрда 1939-1941 гг. Сам Бёрд, кстати, тоже отправлялся в этот поход. Согласно инструкции, соединению надлежало решить несколько задач. Во-первых, испытать личный состав и технику в экстремальных погодных условиях (после окончания Второй мировой главным противником США стал Советский Союз, а самым вероятным театром новой войны - Арктика). Во-вторых, установить американский суверенитет над возможно большей территорией (выходит, не зря беспокоились государства, поделившие Антарктиду). В-третьих, выяснить возможность организации и обслуживания антарктических баз (вряд ли речь шла о научных станциях). И, наконец, провести научные исследования и собрать материалы - географические, геологические и метеорологические. Ни слова не прозвучало об использовании атомных бомб и о разработке месторождений урана. И на том спасибо.

В самый последний момент командующим военной экспедицией назначили Бёрда, а Крузен возглавил другую, направившуюся летом к Гренландии («Операция Нанук»). Возможно, именно тогда по каким-то причинам - о них можно только догадываться - изменились и цели антарктического похода. Контрадмирал Бёрд был знаменитым путешественником, дружил с бывшим президентом Рузвельтом и пользовался огромным влиянием, но никогда не командовал военными кораблями и не участвовал в военных действиях. В общем, он был невоенным адмиралом. Руководство экспедиции пришло к выводу, что ее главной целью должна стать аэрофотосъемка всей береговой линии Антарктиды, а также внутренних районов материка.

Осенью 1946 г. развернулись подготовительные работы, руководили которыми Бёрд и вернувшийся из Арктики Крузен. Для всех участников похода шили меховые куртки, термобелье, теплую обувь. Были сделаны специальные палатки, подготовлено покрытие для новой взлетно-посадочной полосы на станции Литл-Америка, основанной Бёрдом. На причалы в Калифорнии и Виргинии по железной дороге отправлялись гусеничные тракторы, автопогрузчики, другая тяжелая техника. Перед руководством экспедиции стояло несколько серьезных проблем. Оставалось неизвестным, выдержит ли стальной корпус военного корабля ледовое сжатие. Случись что с ледоколами (второй еще проходил ходовые испытания), и все остальные корабли станут беззащитными. Из всего состава экспедиции лишь 11 человек ранее бывали в Антарктике. Только два пилота имели опыт аэрофотосъемки, и лишь один летал в полярном небе, и то на Аляске. Имевшиеся карты были почти бесполезны для полетов, поскольку их изготовили в меркаторской проекции, искажающей площади в высоких широтах. В Антарктиде не существовало аэродромов, испытанных воздушных трасс, метеостанций. На подготовку летчиков к работе в экстремальных условиях был отведен только один месяц.

В декабре 1946 г. корабли Тихоокеанского и Атлантического флотов США двинулись на юг. Экспедиция была разделена на три группы: центральную, шедшую к шельфовому леднику Росса, западную, направлявшуюся к островам Баллени и далее на запад вокруг континента до гринвичского меридиана, и восточную, стремившуюся к острову Петра I и далее на восток - навстречу западной группе. Самолетам надлежало совершать регулярные рейсы над континентом, фотографируя его поверхность. В случае выполнения программы вся береговая полоса Антарктиды была бы покрыта аэрофотосъемкой.

Центральная группа приблизилась к острову Скотта 30 декабря, после чего ледокол провел корабли в Китовую бухту. 15 января 1947 г. началась выгрузка на берег техники и материалов. Для строительства базы и устройства взлетно-посадочных полос было выбрано место недалеко от бывшей станции Бёрда. Авианосец «Филиппинское море» с шестью транспортными самолетами R4D на борту 25 января достиг острова Скотта. Через несколько дней все самолеты перелетели на береговую базу. Миссия авианосца закончилась, и он вернулся домой. В феврале начались полеты вдоль береговой линии и в глубь материка, в ходе которых проводилась аэрофотосъемка. Бёрд дважды совершил полет к Южному полюсу. К середине февраля погода испортилась, а после 20-го числа полеты из-за метеоусловий пришлось окончательно свернуть. Все члены экспедиции были эвакуированы с базы 23 февраля.

Западная группа достигла кромки льдов северо-восточнее островов Баллени 25 декабря. Полеты гидросамолетов над Антарктидой начались в тот же день. За весь период работ удалось снять береговую полосу в интервале от 165° до 65° в. д., хотя и не без лакун, а также значительные участки в глубине материка. Основной проблемой для западной группы стали сильные туманы. В гораздо более сложных погодных условиях пришлось действовать восточной группе. Частые штормы и снежные заряды делали работу пилотов чрезвычайно опасной. Тем не менее они выполнили съемку береговой зоны от 70° до 130° з. д., благодаря чему были уточнены карты берегов двух морей - Беллинсгаузена и Амундсена.

Главным научным достижением экспедиции стали почти 70 тыс. аэрофотоснимков побережья и внутренних районов Антарктиды. Всего было снято почти 9 тыс. км береговой линии, т. е. половина ее общей протяженности (17 968 км). Но вот беда: многие снимки оказались бесполезными без привязки к пунктам с точными координатами. Ситуацию удалось исправить в 1948 г., когда гораздо более скромная экспедиция под кодовым названием «Операция Виндмилл» («Ветряная мельница») установила необходимые контрольные точки.

Особенности операции «Высокий прыжок» - ее масштаб, засекреченность и резкое свертывание работ в феврале 1947 г. - породили массу слухов. Подозревали, что главная цель операции состояла в ликвидации секретной гитлеровской базы. Затем договорились до того, что американцы сражались в Антарктике с летающими тарелками, а адмирала Бёрда пришельцы даже похищали на некоторое время. Наверное, их интересовали детали его полета к Северному полюсу.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Ричард Бёрд, контр-адмирал ВМС США, командующий операцией

Другие действующие лица

Линкольн Элсуорт, полярный исследователь, летчик; Честер У. Нимиц, начальник оперативного штаба ВМС; Ричард Крузен, контр-адмирал

Время действия

Маршрут

От США к Антарктиде

Цели

Аэрофотосъемка ледяного континента, организация антарктических баз, научные исследования, демонстрация силы

Значение

Съемка почти половины береговой линии материка; предостережение всем странам, стремившимся к разделу Антарктиды

Бэрд утверждал, что его экспедиция была первой, чтобы достичь как Северного полюса и Южного полюса по воздуху. Тем не менее, его претензии достигли Северного полюса оспаривается.

семья

родословная

Берда родились в Винчестере, штат Вирджиния, сын Эстер Боллинга (Flood) и Ричард Эвелин Бэрд старший Он был потомком одного из первых семей Вирджинии . Его предки включают плантатор Джон Рольфе и его жена Покахонтас , Уильям Берд II из Уэстовер Plantation , который установил Ричмонд и Роберта «Король» Картер , колониальный губернатор. Он был братом губернатора Вирджинии и американского сенатора Гарри Ф. Бердом , доминирующей фигурой в Вирджинии - демократической партии с 1920 - х до 1960 - х годов; их отец служил в качестве спикера в палате депутатов Виргинии в течение времени.

Брак

20 января 1915 года, Ричард женился на Мари Donaldson Эймса (ум. 1974). Позднее он назвал область антарктической земли, которую он открыл « Мэри Бэрд » после нее. У них было четверо детей - Ричард Эвелин Бэрд III , Эвелин Бэрд Bolling Кларк, Кэтрин Агнес Берд Брейера, и Хелен Бэрд стабильнее. К концу 1924 года, семья переехала Берда в большой дом на песчанике 9 Бриммера стрит в фешенебельном Бостона Beacon Hill районе, который был приобретен отцом Мари, богатым промышленником.

Ранняя морская карьера

8 июня 1912 года Берд окончил Военно - морскую академию и был введен в эксплуатацию в прапорщик в ВМС Соединенных Штатов. 14 июля 1912 года он был назначен на линейный корабль USS Вайоминг . Во время службы в Карибском море, Берд получил свою первую грамоту, а позже Silver Спасательное медаль , в два раза погружаясь полностью одетым на помощь матроса, который упал за борт. В 1914 году он был назначен на канонерской USS Дельфин , который также служил в качестве яхты секретаря военно - морского флота. Это задание принес Берда в контакт с высокопоставленными лицами и сановники, включая то помощник министра военно - морского флота Франклина Рузвельта . Во время присвоения Бэрда в Dolphin она командует будущего флота адмирал Уильям Д. Лихи , который служил в качестве начальника военно - морских операций во время Второй мировой войны .

15 марта 1916 года, Берда были медицинский отставным за травмы ноги он страдал на борту Дельфине . Он сразу же был повышен до звания лейтенанта (младший класс) и назначен инспектором и инструктором на Род - Айленд Naval Милиции в Провиденс, Род - Айленд. 14 декабря 1916 года он был введен в эксплуатацию в качестве командира в Род - Айленд Военно - морской милиции. В этом положении он получил высокую оценку бригадного генерала Чарльза У. Эббот , генерал - адъютанта штата Род - Айленд, с делает большие успехи в повышении эффективности Род - Айленд Военно - морской милиции. 25 апреля 1928 года, актом Род - Айленд Генеральной Ассамблеи, он был повышен до капитана в Род - Айленд Военно - морской милиции в знак признания его полета к Северному полюсу в 1926 году.

Первая мировая война

Ричард Бэрд в полете куртку, 1920-е годы

Вскоре после вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну в апреле 1917 года, Берд был отозван на действительную службу и был назначен в Управление военно - морских операций и служил в качестве секретаря и организатора комиссии Департамента военно - морского флота на учебно - тренировочные сборы и обучение людей в авиации в авиации заземлить школу в Пенсаколе, штат Флорида . Он квалифицируется как Naval Aviator (номер 608) в июне 1918 г. Он тогда командовал военно - морские воздушные силы на военно - морскую станцию Air Галифаксе в Новой Шотландии , Канада с июля 1918 года до перемирия в ноябре. В этом назначении он был назначен на постоянное звание лейтенанта и временное звание лейтенанта.

За заслуги во время войны, он получил грамоту от морского министра Иосифа Daniels , который впоследствии был преобразован в Военно - морского флота Похвальная медаль .

сообщение войны

После войны, опыт Бэрда в воздушной навигации привел к его назначению планировать траекторию полета к 1919 году ВМС США трансатлантического перехода. Из трех летающих лодок , пытавшихся его, только лейтенант Альберт Read «s NC-4 самолет завершил поездку, став первой в истории трансатлантический полет.

В течение лета 1923 года, то лейтенант Берда, при содействии группы добровольцев ветеранов военно - морского флота Первой мировой войны, помогли основать Резервный Air Station Naval (НРО) в Squantum Пойнте недалеко от Бостона, используя неиспользуемый Первую мировую войну гидросамолета ангар, которая оставалась более или менее нетронутой после разрушитель Победы завода завод был построен на месте. NRAS Squantum был введен в эксплуатацию 15 августа 1923 года, и считается, был первой авиабазой в программе Naval Reserve.

Берд командовал авиационной блок арктической экспедиции в Северной Гренландии во главе с Дональдом Б. Макмиллан с июня по октябрь 1925 года.

1926 Северный полюс полета

Fokker F.vii из Бэрда и Беннета в полете.

9 мая 1926 года, Берд и военно - морского флота Главный авиационный пилот Флойд Беннетт попытался полет над Северным полюсом в Фоккера F.VIIa / 3м Tri-мотор моноплана по имени Жозефина Форд , после того, как дочери Ford Motor Company президент Эдсел Форд , который помог финансировать экспедицию. Полет прошел от Шпицбергена (Шпицберген) и обратно к его взлетному аэродрому, продолжительность пятнадцать часов и пятьдесят семь минут (включая 13 минут кружили полюс). Бэрд и Беннетт утверждал, что достиг полюса, на расстоянии 1535 миль (1335 морских миль).

Когда он вернулся в Соединенные Штаты из Арктики, Берд стал национальным героем. Конгресс принял специальный акт 21 декабря 1926 года, продвигая его в ранг командира и награждение как его и Флойд Беннетт Медали Чести . Беннет был повышен до прапорщика звания Машиниста. Бэрд и Беннетт были представлены Tiffany Cross версии Почетной медали 5 марта 1927 года на Белом доме президент Калвин Кулидж .

полемика

Начиная с 1926 года, были сомнения подняты, защита сделаны, и горячий спор по поводу того или нет на самом деле достигли Берд Северного полюса. В 1958 году норвежско-американский летчик и исследователь Бернт Балчен под сомнение претензии Бэрда на основе его знаний о скорости самолета. Balchen утверждал, что Беннетт признался ему месяцев после полета он и Берд не достигли полюса. Беннетт умер 25 апреля 1928 года во время полета, чтобы спасти сбитые авиатор в Гренландии. Тем не менее, Беннет начал мемуары, учитывая многочисленные интервью, и написал статью для авиационного журнала о полете до его смерти, что все подтвердила версию Берда полета.

Выпуск дневника Бэрда из 9 мая 1996, 1926 полета выявил стерто (но разборчиво) Секстант достопримечательности, которые резко отличаются от более позднего июня Бэрда 22 машинописных официального отчета Национального географического общества. Берда приняли секстант чтения Солнца в 7:07:10 GCT. Его стерта дневник запись показывает очевидная (наблюдается) высота солнца, была 19 ° 25"30" , а его позже официальная машинопись сообщает та же 7:07:10 очевидно высоты солнца, была 18 ° 18"18" . На основании этого и других данных в дневнике, Деннис Роулинс пришел к выводу, что Берда управляемых точно, и пролетел около восьмидесяти процентов от расстояния до полюса, прежде чем повернуть назад из - за утечки масла в двигателе, но позже фальсифицирован свой официальный отчет, чтобы поддержать его требование достижения полюса.

Признание того, что противоречивые данные времени полета типизированного отчета действительно требуют как на севере и на юге, земля со скоростью больше, чем восемьдесят пять миль в часе полет по воздушной скорости , защитник Берд постулирует западный перемещающихся антициклон, который попутный-увеличили путевую скорость Берда на обеих наружу и внутрь ноги, позволяя расстояние утверждал, что быть покрыты в то время утверждали (теория основана на отвергая рукописные данные секстант в пользу машинописных предполагаемых погибших, считаясь данные). Это предложение было оспорено Dennis Rawlins , который добавляет, что данные секстант в давно недоступном оригинальном официальном машинописном докладе выразил 1" , точность не представляется возможными по военно - морскому флоту секстантов 1926 , а не точность данных Секстанта в дневнике Бэрда для 1925 или 1926 полет, который был нормальным (половина или четверть минуты дуги).

Если Бэрд и Беннетты не достигли Северного полюса, то первый полет над полюсом произошел несколько дней спустя, 12 мая 1926, с полетом дирижабля Norge , вколотив от Шпицбергена (Шпицберген) до Аляски без перерыва с экипажем в том числе Руаль Амундсен , Умберто Нобиле , Вистинг и Линкольн Эллсворт .

1927 трансатлантического полета

Лейтенант Com. Берд и самолеты

В 1927 году Берд заявил, что он имел поддержку со стороны американской Trans-Oceanic компания , которая была создана в 1914 году универмагов магнат Родман Wanamaker с целью создания самолетов для выполнения беспосадочных рейсов через Атлантический океан. Берда было один из нескольких авиаторов, которые пытались выиграть Orteig премии в 1927 году для создания первого беспосадочного полета между Соединенными Штатами и Францией.

Еще раз Берда назвали Флойд Беннетт в качестве своего главного пилота, с норвежским Бернтом Балчены , Bert Акоста , и лейтенантом Джорджем Noville другими членами экипажа. Во время практики взлета с Тони Фоккер в контроле и Беннетта в совместном кресле пилота, то Fokker Trimotor самолет, Америка , разбился, серьезно ранив Bennett и слегка ранив Берда. Как ремонтируется самолет, Чарльз Линдберг выиграл приз, завершив свой исторический полет 21 мая 1927 года (по совпадению, в 1925 году, а затем армия авиаслужба резервного корпус лейтенант Линдберг применяется в качестве пилота на Северном полюсе экспедиции Бэрда, но, по- видимому, его предложение пришло слишком поздно.)

Берда продолжали свои поиски, чтобы пересечь Атлантический нон-стоп, называя Balchen заменить Беннетта, который еще не полностью оправился от травмы, в качестве главного пилота. Берд, Balchen, Акоста и Noville вылетел из Рузвельт поля Ист Гарден - Сити, Нью - Йорк в Америке 29 июня 1927 г. На борту было письмо от почтовой службы США, чтобы продемонстрировать практичность самолета. Прибыв по всей Франции на следующий день, они были лишены возможности посадки в Париже облачности; они вернулись на побережье Нормандии и совершил аварийную посадку недалеко от пляжа в Вер-сюр-Мер (известный как Золотой пляж во время нормандского вторжения 6 июня 1944 года) без смертельных случаев на 1 июля 1927 года во Франции, Берд и его команда были получены в качестве героев и Byrd было вложено в качестве офицера французского ордена Почетного легиона премьер - министра Раймона Пуанкаре 6 июля.

После возвращения в Соединенные Штаты, развернутый ужин в их честь в Нью - Йорке на 19 июля Берд и Noville были награждены выдающиеся летные крест с секретарем ВМС Кертис Д. Уилбур на ужин. Акоста и Balchen не получили выдающийся летный Крест, потому что, в то время, она может быть присуждена только члены вооруженных сил, а не гражданские лицам.

Берда написали статью в августе 1927 года издание Popular Science Monthly , в котором он точно предсказал, что в то время как специально модифицированный самолет с одного до трех членов экипажа будет летать на Атлантический нон-стоп, это было бы еще 20 лет, прежде чем она будет реализована на коммерческом масштаб.

Ранние антарктические экспедиции

Первая антарктическая экспедиция (1928-1930)

Экспедиция Бэрда

Были проведены фотографические экспедиции и геологические изыскания на протяжении этого лета, и постоянная радиосвязь поддерживалась с внешним миром. После первой зимы, их экспедиции были возобновлены, а 28 ноября 1929 года, был запущен первый полет на Южный полюс и обратно. Бэрд вместе с пилотом Бернт Балчен , штурмана / радист Гарольд июня , и фотограф Эшли МакКинли , летела Флойд Беннетт к Южному полюсу и обратно в течение 18 часов, 41 минут. У них были трудно получить достаточную высоту, и они должны были сбрасывать пустые газовые баллоны, а также их аварийные запасы для того, чтобы достичь высот Полярного плато, но они были в конечном счете успеха.

Адмирал Берд (около 1955)

В результате своей славы, Бэрд был повышен в звании контр - адмирала специальным актом Конгресса 21 декабря 1929 года, как ему было всего 41 лет, в то время, это продвижение сделал Берд самым молодым адмиралом в истории ВМС Соединенных Штатов. Он один из трех человек, один из которых адмирал Дэвид Диксон Портер , а другой арктический исследователь Дональд Бакстер MacMillan , как известно, был повышен в звании контр - адмирала в ВМС Соединенных Штатов, не первый имел чин капитана.

После еще летом разведки, экспедиция вернулась в Северную Америку 18 июня 1930 года 19-летний американец бойскаут , Пол Allman Siple , был выбран, чтобы сопровождать экспедицию. В отличии от 1926 полета, эта экспедиция была удостоена золотой медалью . Это также было видно в фильме С Бердом на Южном полюсе (1930) , которая охватывает его поездку туда.

Берда, к тому времени международно признанным пионерским американским полярным исследователю и летчику, служили в течение времени, как почетный президент Национального (1931-1935) из Pi Gamma Му , международное общество чести в социальных науках. Он нес флаг общества во время своей первой антарктической экспедиции драматизировать дух приключения в неизвестность, характеризующий как естественные и социальные науки.

Для того, чтобы финансировать и получить как политическую и общественную поддержку для своих экспедиций, Byrd активно культивируются отношения со многими мощными лицами. Эти люди включены, но не ограничиваясь этим, президент Франклин Рузвельт , Генри Форда , Эдсел Форд , Джон Д. Рокфеллер-младший и Винсент Астор . В знак благодарности, Берд назвал географические особенности в Антарктике после его сторонников.

Вторая антарктическая экспедиция

На своей второй экспедиции в 1934 году Берд провел пять месяцев зимы в одиночку эксплуатации метеорологической станции, Advance Base, от которого он едва спасся после перенесенного окиси углерода отравления от плохо вентилируемой печи. Необычные радиопередачи из Берд, наконец, начали тревожить людей в базовом лагере, который затем попытался перейти к Advance Base. Первые две поездки были отказы из - за темноты, снега и механических проблем. Наконец, Томас Поултер , EJ Димас , и Амори Уэйт прибыл в Advance Base, где они нашли Byrd в плохом физическом здоровье. Мужчины остались на Advance Base до 12 октября, когда самолет из базового лагеря взял доктор Полтер и Бердо. Остальные мужчины вернулись в базовый лагерь с трактором. Эта экспедиция описывается Бердом в своей автобиографии один . Он также отмечается в почтовом марке США, опубликованном в то время, и значительное количество почтовых отправлений с использованием оно было отправлено из базы Бэрда в Little America .

Радиостанция CBS, KFZ, был создан базовый лагерь корабля, Медведь Окленде и Приключения адмирала Берда были коротковолновую в Буэнос - Айрес затем передал в Нью - Йорк.

В конце 1938 года Бёрд посетил Гамбург и был приглашен для участия в 1938/1939 немецкой « Швабии » антарктической экспедиции, но он отказался (хотя Германия не была в состоянии войны с Соединенными Штатами в это время, Адольф Гитлер служил в качестве фюрера немецкого Рейх с 1934 года и вторглась в Польшу менее чем через год).

Антарктическая служба экспедиции (1939-1940)

Позже антарктические экспедиции

Операция HighJump (1946-1947)

Обложка Автобиографии Бэрда

Адмирал Бэрд во время операции Deep Freeze I (декабрь 1955)

Членство

Адмирал Берд является единственным человеком, чтобы иметь три телеграфной ленты парадов в Нью - Йорке (в 1926, 1927 и 1930) , устроенном в его честь.

Берда было один из четырех американских военнослужащих в истории, имеющих право носить медаль со своим собственным изображением на нем. Остальные были адмирал Джордж Дьюи , генерал Першинг и адмирал Уильям Т. Сэмпсон . Как изображение Бэрда на первой и второй медали Берд антарктической экспедиции , он был единственным американцем, имеет право носить две медали со своим изображением на них.

Бэрд получил многочисленные награды от неправительственных организаций, в честь его достижений. Они включали David Livingstone Centenary медаль Американского географического общества , то Loczy медаль венгерского географического общества, Вегу медаль Шведского географического общества и Элиш Кент Кейн медаль Географического общества Филадельфии.

Ричард Э. Берд Начальная школа, Департамент школы обороны находится в Негиши (Иокогама, Япония) открыт 20 сентября 1948 года название было изменено на RE Byrd Начальная школа 5 апреля 1960 года.

Мемориалы к Берду можно найти в двух городах в Новой Зеландии (Веллингтон и Данидин). Берд используется в Новой Зеландии, как и его отправной точки для нескольких своих антарктических экспедиций.

Пятидесятая годовщина первого полета Берда над Южным полюсом была отмечена в наборе из двух почтовых марок по Австралийской антарктической территории в 1979 году.

В дальнобойные коротковолновые передачи речи из антарктической экспедиции Бэрда в 1934 году был назван IEEE Milestone в 2001 году.

Адмирал Ричард Бэрд средней школы, расположенной в графстве Фредерик, штат Вирджиния , был открыт в 2005 году и украшен фотографиями и письма от жизни и карьеры Бэрда.

Он был введен в Phi Beta Kappa в качестве почетного члена в Университете Вирджинии.

Берд был введен в Международный Зал Air & Space славы на Air & Space Museum Сан - Диего в 1968 году.

Военные награды

Адмирал Берд был один из наиболее украшенных офицеров в истории морского флота Соединенных Штатов. Он, наверное, единственный человек, чтобы получить Почетную медаль, Военно-морской крест, выдающиеся летные Креста и Silver Life Saving медаль. Он также был одним из очень немногих людей, чтобы получать все три антарктическую экспедицию медали, выпущенную для экспедиций до начала Второй мировой войны.

Украшения и медали


Морской Авиатор
(1917)
первый ряд Медаль Почета
(1926)
второй ряд Navy Cross
(1929)
Navy Distinguished Service Medal
с удостоенными звездами
(1926, 1941)
Легион почета
с удостоенными звездами
(1943, 1945)
третий ряд Выдающийся Летающий Крест
(1927)
Серебро Спасательной медаль
(1914)
Военно - морской флот Похвальная медаль
с двумя удостоенных звездами
четвёртая строка Экспедиция Медаль Берд Антарктической
выпустили в золоте
(1928-1930)
Вторые Берда Антарктической
Медаль экспедиции
(1933-1935)
США антарктическая
экспедиция медаль
выпущена в золото
(1939-1941)
пятый ряд Мексиканская медаль обслуживание
(1914)
Первая мировая война Медаль Победы
с Благодарностью звездой
и двумя кампании застежками
(1919)
Обороны США медаль обслуживание
с сервисной звездой
(1940)
шестой ряд Европейско-афро-ближневосточной
медаль кампании
с боевой звездой
(1943)
Азиат-тихоокеанская медаль кампании
с двумя боевыми звездами
(1942)
Медаль Второй мировой войны Победа
(1945)
седьмой строки Медаль обслуживания антарктический
(1960, посмертно)
Командующий Почетного легиона
(1931, Франция)
Порядок Христофором Колумбом
(1945, Санто - Доминго)

Берд был посмертно право на медаль службы Антарктической , созданная в 1960 году за участие в антарктических экспедициях Операция HighJump (1946 до 1947) и операции Deep Freeze (1955 до 1956).

Берда также получили множество других наград от государственных и частных организаций в Соединенных Штатах.

Почетная медаль цитирования

Ранг и организации: командир, ВМС США. Родился:. 25 октября 1888, Винчестер, штат Вирджиния Назначен из: Вирджиния.

Цитирование

Для различения себя явно мужеством и бесстрашием, рискуя своей жизни, в демонстрации того, что возможно для самолетов путешествовать в непрерывном полете из ныне населенной части Земли через Северный полюс и обратно.

Берд, наряду с машиностроителя Floyd Bennett , был представлен Почетной медалью президента Кальвина Кулиджа 5 марта 1927 года.

Navy Cross Цитирование

Президент Соединенных Штатов Америки получает удовольствие, представляя Военно-морской крест контр-адмирал Ричард Эвелин Бэрд младшего (NSN: 0-7918), ВМС Соединенных Штатов, для экстраординарного героизма в линии своей профессии коменданта Берда Экспедиция я антарктическая, в том, что 28 ноября 1929 года он снял в своем «Флойд Беннетт» из базы экспедиции в Малой Америке, Антарктиде и после перелёта в самых сложных условиях он достиг Южного полюса 29 ноября 1929 . После полета на некоторое расстояние за пределы этой точки, он вернулся на свою базу в Little America. Этот опасный полет был совершен в экстремальных условиях холода, над хребтами и плоскогорьями, простирающихся от девяти до десяти тысяч футов над уровнем моря и за его пределами вероятного спасения персонала имел место вынужденной посадки. Контр-адмирал Ричард Бэрд, USN, в отставке, была в команде этого полета, навигация самолета, сделал обязательную подготовку к полету, и через его неутомимую энергию, высшее руководство, и отличное суждение полет был доведен до успешного завершения,

Первый Distinguished Service Medal цитирования

Президент Соединенных Штатов Америки получает удовольствие представляя Navy выдающихся заслуг медали командующего Ричард Эвелин Бэрд младшего (NSN: 0-7918), ВМС Соединенных Штатов, за исключительно преданную и отличную службу в должности большой ответственности перед Правительство Соединенных Штатов, в демонстрации, его мужество и профессиональные способности, что тяжелее воздух самолет мог в непрерывном путешествии полета к Северному полюсу и обратно.

Второй Distinguished медаль за службу цитирования

Президент Соединенных Штатов Америки получает удовольствие представляя Золотую Звезду вместо второго премии ВМФ Отличной службы Медали контр - адмирал Ричард Эвелин Бэрд младшего (NSN: 0-7918), ВМС Соединенных Штатов, за исключительно заслугу и отличаются обслуживание в положении большой ответственности перед правительством Соединенных Штатов в качестве командира антарктической службы США. Контр - адмирал Берда сделали много к трудной задаче организации экспедиции, которая была проведена в одной четверти времени, как правило, необходимого для таких мероприятий. Несмотря на короткий рабочего сезона, он создал две антарктические базы 1500 миль друг от друга, где ценные научные и экономические исследования в настоящее время ведется. С

Исследователь Антарктики адмирал Бёрд и конспирологические теории вокруг его экспедиций


YtAQ 35,36 Admiral Byrd, Floyd Bennett Tri Motor, and Map of South Pole
Richard Evelyn Byrd - американский авиатор и полярный исследователь, который в 1929 году первым в истории пролетел над Южным полюсом.
Четырьмя крупными антарктическими экспедициями под его руководством (1928-1930, 1933-1935, 1939-1941 и 1946-1947) были открыты и обследованы обширные районы. В 1929 г. на побережье Антарктиды была основана база Литл-Америка. Бэрд дал название ряду районов Антарктиды (к примеру, Земля Мэри Бэрд). В экспедиции 1933-1935 годов открыл с воздуха гору Сидли, которая, как позднее выяснилось, является самым высоким вулканом континента.
Экипаж самолета Бёрда, первым пролетевшем над Южным полюсом; 5 месячная зимовка Бёрда в одиночку в Антарктиде Richard E Byrd Revisiting old hut at the site of the original Little America


Зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения. Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939-1941 годов (в результате которой лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды), а также в экспедициях 1946-1947 и 1955-1957 годов.
Ричард Бёрд реализовал ряд исследовательских проектов. К примеру, во время экспедиции 1939-1941 годов он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха
*************Ричард Берд *********************** Бёрд и Президент Делано Рузвельт


Позже стал контр-адмиралом флота США. Именем Бёрда была названа американская антарктическая научная станция и Американский национальный центр полярных исследований. В 1964 г. в честь Ричарда Бэрда назван кратер на Луне http://www.x-libri.ru/elib/ospch000/00000047.htm

В 1946-1947 годах ВМС США провели антарктическую экспедицию Highjump (OpHjp, «высокий прыжок», официальное название - англ. The United States Navy Antarctic Developments Program, 1946-1947. Руководителем экспедиции был контр-адмирал в отставке Ричард Бёрд, командование Оперативным соединением 68 осуществлял контр-адмирал Ричард Крузен (Richard H. Cruzen). Операция началась 26 августа 1946 года и закончилась в конце февраля 1947 года, на шесть месяцев раньше планового срока из-за раннего прихода антарктической зимы (по официальной версии). В состав Оперативного соединения 68 входили 4700 человек, 13 кораблей и несколько самолётов. Основной научной целью экспедиции было основание антарктической исследовательской станции «Литл-Америка IV».
Эта экспедиция Бёрда была довольно странной поскольку породила много информации относительно того, что при полетах Бёрда в Антарктиде он будто бы обнаружил секретную базу нацистов под льдами ледников и вступал в контакт с инопланетянами. Судя по всему это чистой воды выдумки. Становление этих выдумок описывается в книгах (см. http://www.x-libri.ru/elib/ospch000/00000047.htm). Судя по циркулирующей в Интернете информации, отрывки из дневников Ричарда Бёрда начали всплывать ориентировочно с середины 1990-х годов. Причём одни утверждают, что они появились с подачи жены контр-адмирала, другие - что фрагменты были обнародованы с подачи его дочери.


В августе 1945 года в Аргентине сдались союзникам две немецкие подводные лодки, экипажи которых не знали что вторая мировая война окончилась. По хорошему состоянию лодок аргентинцы пришли к выводу, что лодки отстаивались в каких-то уединенных портах. Экипажи субмарин весело говорили о скрытой безе для подводных лодок, действовавших в Южном полушарии «Новая Швабия» на территории Земли Королевы Мод в Антарктиде. Вполне возможно, что авторитетному в военных кругах, но страдавшему психическим расстройством Бёрду, удалось убедить руководство США послать в берегам Антарктиды мощное военно-морское соединение с целью проверки этих сведений
Берд в 1947 году длительное время отчитывался об экспедиции в Пентагоне и оставил после своей смерти дневник с любопытными подробностями экспедиции 1947 года, не вошедшими в официальные отчеты. И возможно в нем просто содержатся сведения о том, что Бёрд видел в своей первой полярной экспедиции 1926 года с которой тоже «не всё ясно» и сам жневник писался под впечатлением тяжелейшей зимовки Бёрда в одиночку в Антарктиде. Во всяком случае не подлежит сомнению, что седьмая глава из третьей части дневника - та самая, где речь идёт о встрече Ричарда Бёрда с представителями внеземной цивилизации, просто придумана неизвестным фальсификатором значительно позже Бёрда.


Кто в 1947 году атаковал секретную антарктическую экспедицию ВМС США под руководством контр-адмирала Ричарда Бёрда?


«Когда адмирал Ричард Бёрд выбрался из самолёта, к нему якобы подошёл голубоглазый блондин, который на ломаном английском языке передал обращение к американскому правительству с требованием прекратить ядерные испытания! Пришелец, который оказался немцем из тайной нацистской колонии в Антарктиде, пригласил Ричарда Бёрда с собой…»


Антарктическая экспедиция известного американского полярного исследователя, контр-адмирала Ричарда Бёрда была осуществлена более 60 лет назад. Известно, что экспедиция, рассчитанная на 8-месячную продолжительность, была неожиданно быстро свёрнута, не продлившись и 3-х месяцев. Слухов и домыслов об этой экспедиции имеется предостаточно. Попытаемся разобраться в том, что же, на самом деле, произошло у берегов Земли Королевы Мод в феврале 1947 года.

Ричард Бёрд в Соединённых Штатах Америки долгое время почитался в качестве легендарной фигуры. Примерно так же, как и в СССР - почётный полярник Иван Дмитриевич Папанин и его коллеги: Е.К. Егоров, Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов, которые с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года осуществили знаменитый дрейф на льдине от Северного полюса по Гренландскому морю вдоль восточного берега Гренландии. Ричард Бёрд, кроме того, стал первым американским авиатором, который пролетел на самолёте над Южным и Северным полюсом.



Ричард Ивлин Бёрд (Richard Evelyn Byrd) родился 25 октября 1888 года в Винчестере (штата Вирджиния) в аристократический семье. Военную карьеру начал в элитном подразделении ВМС США, но в 1912 году, после окончания Военно-морской академии США, получив серьёзную травму ноги, вынужден был оставить морскую службу. В годы Первой мировой войны, обучившись пилотированию, Ричард Бёрд летал на гидроплане.

6 мая 1926 года вместе с Флойдом Беннетом на трёхмоторном самолёте «Fokker F.VIIa-3m», стартовав со Шпицбергена, Ричард Бёрд пролетел над Северным полюсом, опередив «конкурентов» - норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена, который вместе с американским миллионером Линкольном Эллсуортом и итальянским учёным Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» в мае того же года совершили перелёт по маршруту «Шпицберген - Северный полюс - Аляска».

После этого перелёта в США Бёрд и Беннет стали национальными героями и были награждены Почётной медалью Конгресса США. Президент США Кельвин Кулидж прислал Бёрду поздравительную телеграмму, в которой выражал особое удовлетворение тем, что этот «рекорд установлен американцем».

В 1928-1930 годах Ричард Бёрд осуществил первую экспедицию в Антарктиду, в результате чего на шельфовом леднике Росса в 1929 году была основана первая длительно действующая станция США «Литтл Америка», открыт горный хребет и ранее неизвестная территория, которая была названа «Землёй Мэри Бёрд».

29 ноября 1929 года Ричард Бёрд (в качестве штурмана) на трёхмоторном самолёте «Ford» с тремя коллегами осуществил полёт над Южным полюсом. Аэроплан, управляемый Бернтом Бальхеном, продержался в воздухе 19 часов. Во время полёта над Южным полюсом Бёрд сбросил американский флаг, прикреплённый к камню с могилы Флойда Беннета. Таким символическим образом Бёрд отдал последние почести своему другу, с которым в 1926 году он пролетел над Северным полюсом. Флойд Беннет, по официальной версии, умер в 1928 году от туберкулёза.

В 1930 году американский Конгресс присвоил Ричарду Ивлину Бёрду звание контр-адмирала ВМС США.




Зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения.

Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939-1941 годов (в результате которой лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды), а также в экспедициях 1946-1947 и 1955-1957 годов.

Ричард Бёрд реализовал ряд исследовательских проектов. К примеру, во время экспедиции 1939-1941 годов он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха.


БИОГРАФИЯ БЁРДА: НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Александр Бирюк, автор уже упоминавшейся книги «Великая тайна уфологии, или НЛО - секретный удар», находится в числе тех исследователей, которые не столь однозначно относятся к достижениям Ричарда Бёрда. Бирюк говорит о том, что среди исследователей полярной истории ходили упорные слухи, будто бы смерть ближайшего соратника Бёрда и участника практически всех его полётов до 1929 года - Флойда Беннета - была вовсе не случайной. И умер он вовсе не от туберкулёза.

Александр Бирюк пишет об этом так: «Весной 1928 года Беннет, будучи в Канаде, подхватил воспаление лёгких. Дело происходило в небольшом северном городке Амни, через который пролегала трасса очередного дальнего перелёта Бёрда, и жизнь Беннета могла спасти своевременная доставка противовоспалительной сыворотки. Но самолёт с сывороткой потерпел катастрофу, и обстоятельства этой катастрофы весьма загадочны.

Канадский журналист Клемент Бэрон, автор книги “Загадки белого безмолвия”, полагает, что в этом деле самым непосредственным образом был замешан сам Ричард Бёрд. Впрочем, сколько-нибудь убедительных доказательств у Бэрона не имеется, самый главный его козырь - это сказанные во всеуслышание на похоронах Беннета слова его жены - Коры Беннет: “Смерть Флойда - лучший подарок Бёрду”» .

Эти же слова были процитированы и Ричардом Монтегю в его книге «Океаны, полюса и авиаторы: первые полёты над водными просторами и пустынными льдами» (1971). Флойд Беннет был с почестями похоронен на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне. Правда, в воспоминаниях его жены Коры, которые были изданы в 1932 году, никаких намёков подобного рода нет.

Александр Бирюк пишет о том, что Бернт Бальхен, пилот самолёта, на котором Ричард Бёрд в ноябре 1929 года пролетел над Южным полюсом, особенно пристально заинтересовался обстоятельствами героического перелёта Бёрда над Северным полюсом, который был осуществлён тремя годами ранее. Бирюк приводит данные о том, что уже с мая 1926 года в среде профессионалов начали циркулировать упорные слухи, что Бёрд самым банальным образом сфальсифицировал полёт над Северным полюсом.

В последние годы всплыла информация о том, что самолёт с Бёрдом и Беннетом на борту физически не смог бы преодолеть 1230 километров от Шпицбергена до Северного полюса и обратно, так как при старте был повреждён масляный бак правого двигателя самолёта.

Бёрд, таким образом, не рискнул далеко удаляться от берега, но не желал признавать своё поражение и уступать пальму первенства в деле достижения Северного полюса по воздуху норвежцу Руалю Амундсену. «Прославленный полярник» попросту кружил вокруг Шпицбергена, «наматывая» на счётчике необходимый километраж. Бернт Бальхен, хорошо знавший не только Ричарда Бёрда, но и его бывшего соратника по перелётам - Флойда Беннета, говорил о том, что Беннет весьма слабо разбирался в навигационных выкладках, чем Бёрд не преминул воспользоваться.




Факт фальсификации сегодня признаётся и официальными источниками.

К примеру, в статье на «Википедии» о Бёрде говорится следующее: «С 1926 по 1996 годы считался первым лётчиком, пролетевшим над Северным полюсом. Однако, при исследовании его полётного дневника там были обнаружены следы подчисток - тем самым, доказано, что Бёрд фальсифицировал часть данных о полёте в своём официальном отчёте в американское Географическое общество» .

Александр Бирюк ссылается на свидетельство Арнольда Бумстедта, главного картографа американского Географического общества, который вспоминал об одном любопытном эпизоде. В 1948 году Бернт Бальхен и Ричард Бёрд столкнулись на торжествах по случаю сорокалетия первой антарктической экспедиции знаменитого английского исследователя ирландского происхождения Эрнеста Шеклтона.

По другим данным, встреча произошла позднее - в 1953 году, когда состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 50-летию с момента первого полёта человека на аппарате тяжелее воздуха, управляемым двигателем, который 17 декабря 1903 года осуществили американцы - братья Райт.

Так вот, тогда между Бёрдом и Бальхеном произошёл инцидент, чуть было не переросший в рукоприкладство. Перебранку слышали журналисты. «По-моему, разговор шёл о каких-то мемуарах , - писал Бумстедт в своём письме журналисту и писателю Ричарду Монтегю. - Бальхен написал книгу и показал рукопись Бёрду. Тому это не понравилось, и он потребовал у бывшего коллеги изъять из рукописи книги все упоминания о себе…» .

Бывший иностранный корреспондент газеты «Нью-Йорк Геральд Трибюн», впоследствии - редактор журнала «Ньюсуик», уже упоминавшийся выше Ричард Монтегю, автор книги «Океаны, полюса и авиаторы…» написал, что полёт Бёрда над Северным полюсом являл собой «самый крупный и самый удачливый обман в истории полярных исследований» . В этой книге автор не только теоретически доказал, что Бёрд и Беннет вообще не могли достичь Северного полюса, но и прямо изобличает их во лжи.

Этой теме ещё десять лет назад посвятил отдельную статью журнал « Знание - сила ». Примечательно, что сомнения в подлинности рассказа Бёрда и Беннета появились сразу же после их «возвращения» с Северного полюса. Первым усомнился норвежский журналист Одд Арнесон, прибывший на Шпицберген для освещения полёта дирижабля «Норвегия» Руаля Амундсена. В первом репортаже, отправленном им в газету «Афтенпостен», говорилось следующее: «Бёрд и Беннет уверяют, что побывали над полюсом. Но за такое короткое время они вряд ли могли добраться туда». Арнесон полагал, что Бёрд долетел примерно до того же места, что и Амундсен годом раньше.

Римская газета «Трибуна» писала, что хотя за пятнадцать с половиной часов и можно преодолеть расстояние, отделяющее Шпицберген от полюса, и вернуться обратно, но в арктических условиях сделать это, практически, невозможно.

Обоснованное сомнение выразил и президент Норвежского географического общества. Он напомнил о том, что в данных условиях трудно достоверно определить положение самолёта, в этом убедились ещё во время полёта Амундсена. Бёрд указал, что определял местоположение по высоте Солнца, используя для этой цели секстант. Ряд специалистов считали этот метод неубедительным. Но «мировое сообщество» тогда к скептикам не прислушивалось, ведь они были либо норвежцами, либо итальянцами и, стало быть, их невольно воспринимали как завистливых конкурентов Ричарда Бёрда.




Сам Ричард Бёрд постепенно - то в беседах с репортёрами, то в собственных статьях - стал вспоминать всё новые подробности полёта. Именно так мировая общественность и узнала, что сразу после старта ему и Бернту Бальхену в самом деле пришлось повозиться с двигателем, находившимся по правому борту (из него вытекло масло), в результате чего скорость полёта снизилась с 90 миль в час до 60-ти. Тем не менее, Бёрд и Беннет решили продолжать полёт и вскоре сумели запустить мотор. Ветер был крайне благоприятным, поэтому в самом начале десятого часа утра они, дескать, уже были над полюсом, затем в течение четырнадцати минут кружили вокруг него. Когда полетели назад, ветер усилился и одновременно изменил направление, теперь он дул практически в спину, и скорость вновь повысилась на десять миль. Во время полёта к цели Бёрд шесть раз определял местоположение с помощью секстанта и потом ещё четыре раза вблизи полюса, но на обратном пути не производил измерений, поскольку прибор сломался. Измеренные координаты он наносил на две карты.

Именно эти карты своего полётного дневника Бёрд представил в американское Географическое общество, которое помогло ему финансировать полёт. В 1926 году у комиссии Географического общества отчёт не вызвал никаких вопросов. Лишь много лет спустя он подвергся серьёзной критике. Оппонентом стал шведский профессор метеорологии Гёст Х. Лильеквист из Упсальского университета. Знавший полярные области не понаслышке, он заявил, что рассказ Бёрда о попутном ветре не соответствовал действительности. Профессор сопоставил американские и норвежские метеорологические карты, чтобы выяснить, какова же всё-таки была погода в день полёта в этой части Арктики. По словам учёного, направление ветра было совсем иным.

С другой стороны, относительно розы ветров имеются противоположные свидетельства. В мае 1973 года в советском журнале «Вокруг света» была опубликована статья «Ложь, которой не хватило часа », посвящённая полету Бёрда и Беннета над Северным полюсом в 1926 году. Авторы текста попросили Гидрометеоцентр СССР по имеющимся данным проанализировать ветровую обстановку 9 мая 1926 года. Советские синоптики подтвердили правильность данных Ричарда Бёрда.

Но даже будь роза ветров в тот день благоприятной, Бёрд и Беннет всё равно не смогли бы уложиться в 15 с половиной часов. Скорость полёта их самолёта «Жозефина Форд» (название самолёта было дано в честь дочери Эдселя Форда, который также участвовал в финансировании экспедиции) составляла 165 километров в час. Данный параметр был указан в описании «Фоккера». Но вот крейсерская скорость была существенно ниже: Лильеквист определил это, изучив данные о других полётах «Жозефины Форд».

К тому же для полёта на Северный полюс самолёт был оснащён вместо колес тяжёлыми полозьями для старта и посадки на снег. Поэтому скорость должна была быть ещё меньше - около 140 километров в час. При такой скорости Бёрду и Беннету пришлось бы лететь на два часа дольше, даже без учёта того обстоятельства, что один из двигателей какое-то время не работал. Общий путь к полюсу и обратно составил около 2500 километров.




К такому же выводу - независимо от шведского профессора - пришёл и норвежец Бернт Бальхен. Всего через несколько месяцев после полёта к Северному полюсу вместе с Флойдом Беннетом Бальхен совершил продолжительное путешествие по Америке именно на «Жозефине Форд». При этом Бальхен отметил, что максимальная скорость машины составляла всего 120 километров в час, хотя самолёт вновь был оборудован более лёгкими шасси вместо тяжёлых полозьев. Норвежец вычислил, что Бёрд и Беннет смогли достичь в лучшем случае 88 градусов 15,5 минут северной широты, но никак не самого Северного полюса.

Флойду Беннету, с которым он подружился, Бальхен как-то раз сказал это прямо в глаза: «За пятнадцать с половиной часов вы не могли бы долететь до полюса!» . И Беннет с обезоруживающей откровенностью ответил: «А мы там и не были!» .

Позднее Беннет рассказал ему подробности. Действительно, вскоре после старта они заметили утечку масла. Тогда они решили не продолжать полёт к Северному полюсу, а вернуться на Шпицберген. Через какое-то время течь заделали, и тогда Бёрд приказал немного полетать над этим пустынным местом. Так продолжалось четырнадцать часов, а затем они вернулись на остров.




Через тридцать лет Бальхен, написавший об этом в воспоминаниях, решил всё-таки издать свои мемуары. Но тут вмешался брат Бёрда (сам адмирал незадолго до того умер) - сенатор Гарри Флуд Бёрд. Он надавил на самого лётчика и на его издателя. Первый вариант воспоминаний был заменён «подчищенной» редакцией, где не нашлось места ни вычислениям, сделанным Бальхеном, ни признаниям Беннета.

Однако впоследствии журналист Ричард Монтегю обнародовал первую редакцию мемуаров Бальхена (судя по всему, это произошло в 1968 году), где были такие строки: «В конце концов, не имеет особого значения, что Ричард Ивлин Бёрд не побывал тогда на Северном полюсе. Собственно говоря, из-за этой лжи облик его стал только человечнее - кому не присущи слабости?» .

Кстати говоря, в этой книге Монтегю касается и темы антарктической экспедиции Бёрда 1946-1947 годов, завуалированно высмеивая ставшую к началу 1970-х годов популярной версию о том, что экспедиция контр-адмирала потерпела поражение от НЛО: «Первым, кто пустил слух о секретной базе нацистов на Южном полюсе, был сам Бёрд , - писал Монтегю. - Бернт Бальхен, хоть и норвежец, но имеющий американское гражданство, был связан присягой армии США и вынужден был молчать о том, что происходило в море Лазарева в феврале и марте 1947 года. Вот он и разрывался между своим долгом и желанием отомстить чопорному адмиралу, от которого столько натерпелся после смерти Флойда Беннета. Как залетела в голову Бёрда идея о “летающих тарелках” - одному Богу известно!» .

Теперь самое время перейти собственно к знаменитой экспедиции контр-адмирала Ричарда Бёрда 1946-1947 годов.


ТАИНСТВЕННАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Достоверно известно, что во второй половине 1946 года США и СССР, практически, одновременно организовали экспедиции в Антарктиду. Советская экспедиция «Слава» формально имела целью исследование возможностей рыбного промысла в антарктических водах. Любопытно, но советская флотилия была укомплектована опытными моряками (в том числе, военными), снабжена мощными радиопередатчиками и тогда ещё дефицитными в СССР радиолокаторами. Долгое время считалось, что реальная цель советской экспедиции заключалась в слежке за действиями американцев.



Экспедиция Р.И. Бёрда «High Jump» («Высокий прыжок») также формально считалась сугубо научной, хотя полностью финансировалась ВМС США. В состав экспедиции входил эскортный авианосец «Касабланка», на котором базировалось 25 самолётов и 7 геликоптеров. Кроме того, в состав экспедиции входили: подводная лодка, ледокол, танкеры - ещё 12 судов, на которых разместилось более 4 тысяч человек (по некоторым данным, численность морских пехотинцев, солдат и офицеров доходила до 4 800 человек). В состав экспедиции были включены также 25 научных работников.

Все итоговые материалы экспедиции были сразу же засекречены, хотя полностью скрыть информацию не удалось. Про самого Бёрда ходили противоречивые слухи: а) его упрятали в психиатрическую лечебницу; б) содержали на специальной ветеранской даче; в) Бёрд продолжал работу в антарктических экспедициях США; г) Бёрд погиб.

Существуют четыре версии причин, которые побудили США снарядить четвёртую антарктическую экспедицию.

Первая версия: экспедиция носила исключительно научный характер. Особенно сильно «убеждает» в этом наличие среди её кораблей и судов авианосца.

Вторая версия: попытка противодействия активности аргентинского правительства, которое в те годы энергично исследовало Антарктиду, «столбя» за собой всё новые и новые территории ледового континента.

Третья версия: американцы были взволнованы известием о том, что аналогичную активность в Антарктиде развил Советский Союз.

Наконец, четвёртая версия заключается в том, что правительство США узнало о наличии в Антарктиде секретной базы нацистов «Новая Швабия» на территории Земли Королевы Мод.

Последняя версия, несмотря на её кажущуюся фантастичность, представляется наиболее вероятной. В ряде источников удалось найти, практически, идентичные сведения, подтверждающие эту версию.

В июле 1945 года, когда война в Европе уже два месяца как закончилась, у берегов Аргентины объявилась субмарина за номером U-530 обер-лейтенанта Отто Вермута. 10 июля она сдалась в порту Мар-дель-Плата аргентинскому флоту. На многочисленных допросах экипаж утверждал, что его послали в конце апреля патрулировать берега США, потом не было связи, и как только они узнали, что война закончена, руководство судна приняло решение сдаться. 17 августа там же сдалась и лодка за номером U-977 обер-лейтенанта Хайнца Шеффера.

Подводники Шеффера тоже заявили, что не знали об окончании войны. Аргентинские матросы со сторожевого корабля, отправленного забирать немецких моряков, обнаружили цветущих мужчин, которые развлекались, подкармливая альбатросов сардинами в масле. Аргентинцы сразу заподозрили, что субмарина где-то стояла - ведь её автономность не превышала и семи недель. По слухам, кто-то из членов экипажа проболтался, будто их лодки высадили людей с шестью крупными бронзовыми ящиками, которые были спрятаны в одну из пещер горного массива Мюхлинг-Хофман.

Стало известно, что в контейнерах находились крупные и мелкие бриллианты, изумруды, рубины, а также личные рисунки, фотографии и дневники Гитлера, который укрылся в Антарктиде на «Базе 211» в Новой Швабии. Это и было одним из весомых поводов для отправки к берегам Земли Королевы Мод мощно экипированной экспедиции ВМС США.

История, что и говорить, весьма невразумительная. Однако, судя по ряду источников, именно показания личного состава двух германских подводных лодок сыграли немаловажную роль в отправке Соединёнными Штатами новой экспедиции к берегам Антарктиды.




Известно, что экспедиция Ричарда Бёрда, прикрываемая мощным военным флотом, 1 февраля 1947 года высадилась в Антарктиде в районе Земли Королевы Мод и принялась за детальное изучение прилегающей к океану территории. За месяц было сделано около 50 тысяч фотографий. Аэрофотосъёмкой было охвачено 60 % заинтересовавшей Бёрда территории, исследователи открыли и нанесли на карты несколько ранее неизвестных горных плато и основали полярную станцию. Но 3 марта 1947 года все работы вдруг были прекращены, и экспедиция экстренно вернулась в Америку.

Более года о причинах поспешного бегства Ричарда Бёрда из Антарктиды не сообщалось ничего. С момента своего возвращения в США экспедиция была окружена такой плотной завесой секретности, какой не была окружена ни одна научная экспедиция подобного рода.


«ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ» IV РЕЙХА?

Однако, вскоре в СМИ начала появляться отрывочная информация о том, что эскадра Ричарда Бёрда вернулась не в полном составе - у берегов Антарктиды она, якобы, потеряла минимум один корабль, 13 самолётов (4 были подбиты, 9 выведены из строя) и около сорока человек личного состава (по другим данным, убитых оказалось 68 человек).

Одним из первых об этом сообщил бельгийский научно-популярный журнал «Фрей», который в тот момент возглавлялся известным впоследствии уфологом Робером Фошем. Этот текст затем был перепечатан западногерманским изданием «Диместиш», а затем - западногерманским «Бризант».

В изначальной публикации журнала «Фрей» сообщалось о том, что, вернувшись из Антарктики, контр-адмирал Бёрд в апреле 1947 года давал длительные объяснения на засекреченном заседании президентской специальной комиссии в Вашингтоне. В резюме комиссии были такие строки: корабли и самолёты четвёртой антарктической экспедиции США подверглись нападению странных «летающих тарелок», которые «выныривали из-под воды, и, двигаясь с огромной скоростью, нанесли экспедиции значительный урон» .

По мнению самого контр-адмирала Бёрда, эти удивительные летательные аппараты наверняка были произведены на замаскированных в толще антарктического льда авиастроительных заводах нацистов, конструкторы которых овладели какой-то неведомой энергией, применявшейся в двигателях этих аппаратов.

Кроме того, Ричард Бёрд заявил высокопоставленным лицам: «США необходимо как можно быстрее принять защитные акции против истребителей противника, совершающих вылеты из полярных районов. В случае новой войны Америка может подвергнуться атаке врага, обладающего способностью летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью» . По словам Бёрда, озвученным в журнале «Фрэй», неожиданное сворачивание экспедиции было вызвано именно действиями вражеской авиации.

Вскоре после смерти Бёрда в 1957 году были обнародованы некоторые страницы дневника контр-адмирала. Американский журнал «Сан» приводил даже, якобы, факсимильное изображение одной из страниц, из текста которой следует, что во время экспедиции 1947 года самолёт, на котором Бёрд вылетел в ледовую разведку, принудили приземлиться «летающие тарелки».

Когда контр-адмирал выбрался из самолёта, к нему, якобы, подошел голубоглазый блондин, который на ломаном английском языке передал обращение к американскому правительству с требованием прекратить ядерные испытания! Пришелец, который оказался немцем из тайной нацистской колонии в Антарктиде, пригласил Бёрда с собой. Что там увидел контр-адмирал дальше, достоверно не известно, но некоторые «компетентные» источники утверждали, что после этой встречи между нацистской колонией и американским правительством было подписано широкомасштабное соглашение об обмене передовых немецких технологий на американское сырьё (об этом подробнее будет сказано в третьей части «Схватки за Антарктиду»).

Впрочем, теория о военно-техническом сотрудничестве «антарктических нацистов» и США, будучи впервые озвученной, сразу же вызвала скептическое к ней отношение. Скептическое отношение усугублялось тем, что в качестве нападающей на экспедицию Бёрда силы уже тогда назывались летающие объекты СССР.




* * *

При подготовке статьи использовались материалы и фотоиллюстрации следующих интернет-ресурсов: Ru.wikipedia.org; Russia.rin.ru; Macbion.narod.ru; E-city.su; Antarktis.ru; Vokrugsveta.ru; Antarctic.su; Ezoterik.page.by.

Ричард Ивлин Берд (по-русски его фамилию часто пишут как Бёрд, иногда Бэрд, имя иной раз пишут как Эвелин, - все дело в произношении; англ. Richard Evelyn Byrd) родился 25 октября 1888 года в Винчестере, штат Виржиния, в аристократический семье. Военную карьеру начал в элитном подразделении ВМС США, но в 1912 году, после окончания Военно-морской академии США, получив серьёзную травму ноги, вынужден был оставить морскую службу. В годы Первой мировой войны, обучившись пилотированию, летал на гидроплане.
6 мая 1926 года вместе с механиком Флойдом Беннетом на трёхмоторном самолёте «Fokker F.VIIa-3m», стартовав со Шпицбергена, Ричард Бёрд пролетел над Северным полюсом, опередив «конкурентов» – норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена, который вместе с американским миллионером Линкольном Эллсуортом и итальянским учёным Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» в мае того же года совершили полёт со Шпицбергена к Северному полюсу. До 1996 г. Берд считался первым человеком, пролетевшем над Северным полюсом, хотя сомнения высказывались сразу после полета. В 1994 году стало окончательно ясно, что Берд не пролетал над Северным полюсом. Он просто подчистил записи в бортовом журнале, изменив на 1 градус высоту солнца при определении координат.
Но после этого перелёта в США Бёрд и Беннет стали национальными героями и были награждены Почётной медалью Конгресса США. Президент США Кельвин Кулидж прислал Бёрду поздравительную телеграмму, в которой выражал особое удовлетворение тем, что этот «рекорд установлен американцем».ь В действительности первым, кто пролетел над полюсом на САМОЛЕТЕ, был советский летчик П. Г. Головин на небольшом двухмоторном самолете Н-166 (5 мая 1937 г.)
В 1928-1930 годах Ричард Бёрд осуществил первую экспедицию в Антарктиду, на шельфовом леднике Росса в 1929 году им была основана первая база США «Литтл Америка», открыт горный хребет и ранее неизвестная территория, которая была названа «Землёй Мэри Бёрд».
29 ноября 1929 года Ричард Бёрд на трёхмоторном самолёте «Ford» с тремя коллегами осуществил полёт над Южным полюсом. Во время полёта над Южным полюсом Бёрд сбросил американский флаг, прикреплённый к камню с могилы Флойда Беннета. Таким символическим образом Бёрд отдал последние почести своему другу, с которым в 1926 году он летал к Северному полюсу.
В 1930 году американский Конгресс присвоил Ричарду Ивлину Бёрду звание контр-адмирала ВМС США.
В 1934-35 гг. – вторая экспедиция Берда в Антарктиду.
Зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения.
Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939-1941 годов. Лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды). Во время экспедиции он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха.

О его четвертой экспедиции 1946/47 гг. мы подробно говорили в предыдущих постах.
Существует немало спекуляций вокруг Дневника Берда. Сам дневник никто не видел, первые сведения о нем появились, когда Берда уже не было в живых. Неверный перевод, другие несуразности и породили эти спекуляции. Не буду на них останавливаться.
8 января 1956 года Ричард Бёрд в последний раз пролетел над Южным полюсом.
Ричард Ивлин Бёрд умер в Бостоне 11 марта 1957 года. Похоронен на Арлингтонском

кладбище.
Именем Бёрда была названа американская антарктическая научная станция. Сведения Википедии об Американскомй национальном центре полярных исследований, носящем имя Берда, ошибочны. В Университете штата Огайо есть полярный и климатический центр его имени.
Именем Берда был назван ракетный эсминец USS Richard E. Byrd (DDG-23), заложенный в 1961 г. и введенный в строй в 1964 г. "Крестной матерью" (по нашему) была дочь адмирала. В 1992 г. был выведен из эксплуатации, 19 июля 2003 использован (расстрелян) как мишень.


Но имя Берда не вычеркнуто из состава ВМС США. Теперь его имя носит другой корабль USNS Richard E. Byrd (T-AKE-4)