Меню Рубрики

Кочубей василий биография. Герои «Полтавы. Любовная история и доносы на гетмана Мазепу

Смерть: 15 (26) июля (1708-07-26 )
село Борщаговка под Белой Церковью ныне Погребищенский район , Винницкая область

Васи́лий Леонтье́вич Кочубе́й (укр. Василь Леонтійович Кочубей ; -15 (26) июля ) - генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского . Казнён в 1708 году по обвинению в ложном доносе на гетмана Мазепу в стремлении к измене. От него происходит аристократический род Кочубеев .

Биография

Родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем и в этом звании скрепил сочинённый Мазепой донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе - знаменитой Диканькой), дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника .

В начале 1690-х Мазепа подавил восстание Петрика на юге. Лидер восстания-канцелярист Петро Иваненко (Петрик) был женат на племяннице генерального писаря Василия Кочубея. Возможно, это послужило истоком вражды между ними.

В 1704 году произошла любовная история гетмана Мазепы с 16-летней дочерью Кочубея Мотрей . Будучи вдовцом, Мазепа сватал её, но родители отказали, так как Мотря была его крестницей (что церковными законами приравнивалось к родительству). Когда она бежала к Мазепе, гетман неприкосновенно возвратил девушку в дом её родителей. Однако девушка больше не хотела жить с родителями и повторно ушла жить к пожилому возлюбленному.

В 1706 году гетман первому сообщил Кочубею о своих планах отторжения Малороссии от Российской империи . В 1707 году Кочубей передал в Москву донос на словах через беглого монаха Никанора. Доносу не поверили, но за гетманом был учреждён негласный надзор. В 1708 г был передан второй донос на гетмана через Петра Яценко. Ему снова не поверили и Мазепе сообщили об этом доносе.

Тогда Кочубей пригласил на совет полтавского полковника Искру и священника Святайлу и убедил их передать тот же донос царю через ахтырского полковника Осипова, который и передал новый донос царю Петру через киевского губернатора князя Д. М. Голицына .

Казнь

Окровавленная рубаха, в которой Кочубей был во время совершения казни, хранилась в Покровской церкви села Жук Полтавской губернии.

Семья

Василий Кочубей был женат на Любови Фёдоровне (ум. 1722), дочери полтавского полковника Федора Ивановича Жученко , которая унаследовала после отца богатое полтавское село Жуки . Дети :

Образ в литературе и историографии

Богат и славен Кочубей. Его луга необозримы; Там табуны его коней Пасутся вольны, нехранимы. Кругом Полтавы хутора Окружены его садами, И много у него добра, Мехов, атласа, серебра И на виду и под замками. Но Кочубей богат и горд Не долгогривыми конями, Не златом, данью крымских орд, Не родовыми хуторами, Прекрасной дочерью своей Гордится старый Кочубей

В русской историографии Кочубей предстает трагической фигурой, жертвой политических интриг Мазепы против Петра I накануне измены. Под влиянием поэмы Пушкина образы Кочубея и Искры окружены ореолом мученичества в «борьбе за русскую идею» перед лицом изменников. Граф А. К. Толстой писал:

Ты знаешь край, где с Русью бились ляхи, Где столько тел лежало средь полей? Ты знаешь край, где некогда у плахи Мазепу клял упрямый Кочубей И много где пролито крови славной В честь древних прав и веры православной?

Памятник

В апреле 1923 г. памятник переделали в памятник героям Январского восстания 1918 г. рабочих завода «Арсенал» против Центральной Рады . Вместо статуй Кочубея и Искры наверх водружена пушка, участвовавшая в событиях. Памятник находится возле станции метро «Арсенальная» .

Напишите отзыв о статье "Кочубей, Василий Леонтьевич"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Таирова-Яковлева Т. Г. Мазепа. - Москва: Молодая Гвардия , 2007. - 270 с. - (Жизнь замечательных людей). - 5000 экз. - ISBN 978-5-235-02966-8 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кочубей, Василий Леонтьевич

– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.
– Он прежде должен получить лопату, – сказал шопотом один из братьев.
– А! полноте пожалуйста, – сказал другой.
Пьер, растерянными, близорукими глазами, не повинуясь, оглянулся вокруг себя, и вдруг на него нашло сомнение. «Где я? Что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?» Но сомнение это продолжалось только одно мгновение. Пьер оглянулся на серьезные лица окружавших его людей, вспомнил всё, что он уже прошел, и понял, что нельзя остановиться на половине дороги. Он ужаснулся своему сомнению и, стараясь вызвать в себе прежнее чувство умиления, повергся к вратам храма. И действительно чувство умиления, еще сильнейшего, чем прежде, нашло на него. Когда он пролежал несколько времени, ему велели встать и надели на него такой же белый кожаный фартук, какие были на других, дали ему в руки лопату и три пары перчаток, и тогда великий мастер обратился к нему. Он сказал ему, чтобы он старался ничем не запятнать белизну этого фартука, представляющего крепость и непорочность; потом о невыясненной лопате сказал, чтобы он трудился ею очищать свое сердце от пороков и снисходительно заглаживать ею сердце ближнего. Потом про первые перчатки мужские сказал, что значения их он не может знать, но должен хранить их, про другие перчатки мужские сказал, что он должен надевать их в собраниях и наконец про третьи женские перчатки сказал: «Любезный брат, и сии женские перчатки вам определены суть. Отдайте их той женщине, которую вы будете почитать больше всех. Сим даром уверите в непорочности сердца вашего ту, которую изберете вы себе в достойную каменьщицу». И помолчав несколько времени, прибавил: – «Но соблюди, любезный брат, да не украшают перчатки сии рук нечистых». В то время как великий мастер произносил эти последние слова, Пьеру показалось, что председатель смутился. Пьер смутился еще больше, покраснел до слез, как краснеют дети, беспокойно стал оглядываться и произошло неловкое молчание.
Молчание это было прервано одним из братьев, который, подведя Пьера к ковру, начал из тетради читать ему объяснение всех изображенных на нем фигур: солнца, луны, молотка. отвеса, лопаты, дикого и кубического камня, столба, трех окон и т. д. Потом Пьеру назначили его место, показали ему знаки ложи, сказали входное слово и наконец позволили сесть. Великий мастер начал читать устав. Устав был очень длинен, и Пьер от радости, волнения и стыда не был в состоянии понимать того, что читали. Он вслушался только в последние слова устава, которые запомнились ему.
«В наших храмах мы не знаем других степеней, – читал „великий мастер, – кроме тех, которые находятся между добродетелью и пороком. Берегись делать какое нибудь различие, могущее нарушить равенство. Лети на помощь к брату, кто бы он ни был, настави заблуждающегося, подними упадающего и не питай никогда злобы или вражды на брата. Будь ласков и приветлив. Возбуждай во всех сердцах огнь добродетели. Дели счастье с ближним твоим, и да не возмутит никогда зависть чистого сего наслаждения. Прощай врагу твоему, не мсти ему, разве только деланием ему добра. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящешь следы древнего, утраченного тобой величества“.
Кончил он и привстав обнял Пьера и поцеловал его. Пьер, с слезами радости на глазах, смотрел вокруг себя, не зная, что отвечать на поздравления и возобновления знакомств, с которыми окружили его. Он не признавал никаких знакомств; во всех людях этих он видел только братьев, с которыми сгорал нетерпением приняться за дело.
Великий мастер стукнул молотком, все сели по местам, и один прочел поучение о необходимости смирения.
Великий мастер предложил исполнить последнюю обязанность, и важный сановник, который носил звание собирателя милостыни, стал обходить братьев. Пьеру хотелось записать в лист милостыни все деньги, которые у него были, но он боялся этим выказать гордость, и записал столько же, сколько записывали другие.
Заседание было кончено, и по возвращении домой, Пьеру казалось, что он приехал из какого то дальнего путешествия, где он провел десятки лет, совершенно изменился и отстал от прежнего порядка и привычек жизни.

На другой день после приема в ложу, Пьер сидел дома, читая книгу и стараясь вникнуть в значение квадрата, изображавшего одной своей стороною Бога, другою нравственное, третьею физическое и четвертою смешанное. Изредка он отрывался от книги и квадрата и в воображении своем составлял себе новый план жизни. Вчера в ложе ему сказали, что до сведения государя дошел слух о дуэли, и что Пьеру благоразумнее бы было удалиться из Петербурга. Пьер предполагал ехать в свои южные имения и заняться там своими крестьянами. Он радостно обдумывал эту новую жизнь, когда неожиданно в комнату вошел князь Василий.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

малороссийский генеральный судья, служивший в гетманской канцелярии

Биография

Родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем и в этом звании скрепил сочиненный Мазепой донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе - знаменитой Диканькой), дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника.

Любовная история и доносы на гетмана Мазепу

В 1704 году произошла любовная история гетмана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей. Будучи вдовцом, Мазепа сватал ее, но родители отказали, так как Мотря была его крестницей. Когда она бежала к Мазепе, гетман неприкосновенно возвратил девушку в дом ее родителей.

Как думают - по инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. Над Мазепой был учрежден надзор, но ничего компрометирующего не выяснилось. В 1708 г. был послан второй донос с выкрестом из евреев, Петром Яценко. Об этом узнал Мазепа, но, приняв меры предосторожности, всё же оставил Кочубеев в покое. Они послали через своих соумышленников - полковника Ивана Искру и священника Святайлу - ахтырскому полковнику Осипову новый донос, переданный Петру через киевского губернатора, князя Д. М. Голицына .

Еще в 1706 году гетман сообщал Кочубею о своих планах отторжения Малороссии от России. В 1707 году Кочубей передал в Москву донос на словах через беглого монаха Никанора. Доносу не поверили. В 1708 г был передан второй донос на гетмана через Петра Яценко. Мазепе сообщили о нем. Тогда Кочубей пригласил на совет полтавского полковника Искру, священника Святайлу и своих свойственников и убедил их передать тот же донос царю через ахтырского полковника Осипова.

Казнь

Петр I не поверил доносчикам, так как считал Мазепу своим близким другом и соратником. Кочубей и Искра были схвачены и привезены в Витебск, где их встретили Головкин и Шафиров, назначенные для розыска. После пытки Кочубей сознался, что оговорил гетмана по злобе.

Доносчиков пытали и приговорили за ложный донос к смертной казни, отправив в с. Борщаговку под Белой Церковью , где стоял лагерь Мазепы. Допрос проводил Филипп Орлик . Там 15 июля 1708 года Кочубею и Искре отрубили головы.

Тела Кочубея и Искры похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила их находится возле Трапезной церкви. Рядом с этой могилой в 1911 г. похоронен убитый премьер-министр России Петр Столыпин .

Вскоре после смерти Василия совершилась измена Мазепы, о которой он предупреждал Петра I. Петр I, сознаваясь в ошибке своей и называя Кочубея «мужем честным, славныя памяти», тогда же приказал возвратить жене и детям несчастливца конфискованные имения с прибавкою новых деревень.

Герб Кочубеев

После осознания Петром I своей ошибки, к старинному родовому гербу Кочубеев - в красном поле золотые полумесяц, звезда и два ровноконечных креста - было прибавлено пламенеющее сердце в лазоревом поле и в сердце два креста золотые с девизом: «Elevor ubi consumer!» - возвышаюсь когда погиб…

Семья

  • Сыновья:
    • Василий, бунчуковый товарищ, с 1727 полтавский полковник (ск. 1743),
    • бунчуковый товарищ Федор.
  • Дочери:
    • Ганна (старшая) - жена племянника Мазепы Ивана Обидовского.
    • Мотря (младшая) - героиня любовной истории с Мазепой.

Образ в литературе и историографии

В.Л. Кочубей является одним из центральных персонажей в поэме А. С. Пушкина «Полтава».

Граф А. К. Толстой писал:

В русской историографии Кочубей предстает трагической фигурой, жертвой политических интриг Мазепы против Петра I накануне измены. В начале XX века, накануне крушения Российской империи, образы Кочубея и Искры были популярны, окружены ореолом мученичества в «борьбе за русскую идею» перед лицом изменников.

Память

В 1914 г. в Киеве установили памятник Кочубею и Искре как «борцам за русскую идею» по предложению Военно-исторического общества. Проект выполнил полковник В. А. Самонов..

В апреле 1923 г. памятник переделали в памятник героям Январского восстания 1918 г. рабочих завода «Арсенал» против Центральной Рады. Вместо статуй Кочубея и Искры наверх водружена пушка, участвовавшая в событиях. Памятник находится возле станции метро «Арсенальная».

«Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня», — писал А. С. Пушкин о «Полтаве». сайт предлагает вспомнить исторических персонажей — героев поэмы великого поэта.

Мазепа

Государственный и политический деятель Украины Иван Мазепа родился на хуторе Каменцы под Белой Церковью в семье украинской шляхты. Год рождения его в точности неизвестен: 1629, 1633, 1639, 1644. В детстве Мазепа освоил езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства преобразовал в академию. Позже учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве.

Позже отец послал Ивана ко двору польского короля Яна II Казимира, где он состоял в числе «покоевых» дворян. Затем его как талантливого шляхтича направили в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки. Мазепа был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским, немецким и итальянским языками, знал голландский, французский, татарский, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи.

«Великий гетман казаков Иоганн Мазеппа». Западноевропейская гравюра начала XVIII века

В 1665 году, после смерти своего отца Адама-Степана Мазепы, Иван получил должность черниговского подчашего, которую с 1662 года вплоть до смерти занимал его отец. В 1669 году он поступил на службу к гетману Правобережной Украины Петру Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. В 1674 году Мазепа перешел к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу. В 1682 — 1688 годах был генеральным есаулом, выполнял важные дипломатические поручения.

После неудачной Крымской кампании 1687 года Самойлович был смещен с поста гетмана и сослан в Сибирь. При поддержке со стороны фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицина 4 августа 1687 года Ивана Мазепу избрали гетманом Левобережной Украины. Официально его титул именовался «гетман войска Запорожского обеих сторон Днепра». Мазепа был женат на богатой польской вдове, сам был одним из крупнейших землевладельцев на Украине.

Первоначальное название поэмы «Полтава» — «Мазепа»


Длительное время гетман был одним из ближайших сподвижников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа (вторым в стране) был награжден высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного.

Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1706 году он предпринял укрепление Печерской крепости в Киеве. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем Станиславом Лещинским. В 1708 году Мазепа заключил соглашение с королем Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск, для себя же он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. В октябре 1708 года в Новгороде-Северском гетман открыто присоединился к противнику России в Северной войне шведскому королю Карлу XII. Позже на его сторону перешли еще около 3 тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I ликвидировал ставку Мазепы, лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а 12 ноября 1708 года митрополит Киевский объявил Мазепе церковную анафему. В следующие месяцы многие из приверженцев экс-гетмана перешли на сторону россиян.

Таким образом, ко времени битвы под Полтавой Мазепа остался с горсткой верных ему людей. Его попытки вступить в переговоры о возвращении в русское подданство были отвергнуты царем. После разгрома шведов в Полтавском сражении Мазепа вместе со шведским королем бежал в турецкую крепость Бендеры, где и умер 8 сентября 1709 года. Тело Мазепы перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия.

Кочубей

Василий Кочубей родился около 1640 года в богатой семье, владевшей огромными земельными наделами с крепостными крестьянами на Левобережной Украине. При гетмане Мазепе занимал высшие должности в гетманском уряде: генерального писаря в 1687 — 1699 годы, генерального судьи в 1699 — 1708 годы. В составе украинских казацких войск участвовал в Азовских походах. Узнав о тайных переговорах Мазепы со шведским королем Карлом XII и польским королем Станиславом Лещинским, целью которых было отделение Украины от России и подчинение ее власти Швеции и Польши, Кочубей несколько раз предупреждал Петра I о готовившейся измене.


Василий Кочубей

Царь, бесконечно доверяя Мазепе, счел сведения об его измене клеветой и выдал гетману бежавших в Россию Кочубея и его единомышленника полковника Искру, которые после пыток были казнены. Когда Петру стало известно о побеге Мазепы к Карлу XII, царь пришел в бешенство. В самые напряженные дни перед Полтавской битвой он непрерывно слал в Москву гонцов, торопя изготовить и доставить ему «орден Иуды» — огромную двенадцатифунтовую медаль с цепью. На ней был изображен повесившийся над рассыпанными сребрениками христопродавец со словами «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». После Полтавской победы князь Меншиков получил строжайший приказ догнать и схватить предателя, но выполнить его не сумел — Карл XII и Мазепа ускользнули от русских отрядов и бежали в Турцию. Желание казнить изменника было так велико, что вопреки своей обычной скупости Петр предлагал турецкому муфтию 300 тысяч талеров, если тот убедит султана выдать беглеца. Но сделка не состоялась, а Мазепа скончался естественной смертью, так и не отмеченный еще одним царским «орденом». Кочубей и Искра с почестями были похоронены в Киево-Печерской лавре.


Искра

Иван Искра был представителем казацкого рода Искр. Его дед, Яков Остряница, был гетманом, отец — полковником. Иван Иванович принадлежал к антигетманской оппозиции, которую возглавлял Василий Кочубей. В 1703 году он ушел с должности полковника Полтавского полка и удалился в свои имения.

Осенью 1708 года вместе с Кочубеем Искра написал донос Петру I на Мазепу, разоблачая гетмана как предателя, ведущего переговоры с польским и шведским монархами. Петр I казакам не поверил. «Лжедоносчики» были схвачены и привезены в Витебск, где их встретили Головкин и Шафиров, назначенные для розыска. После жестоких пыток Искра и Кочубей были вынуждены сказать, что оговорили гетмана по злобе. После этого за ложный донос их приговорили к смертной казни, отправив в село Борщаговку под Белой Церковью, где стоял лагерь Мазепы. Там новый допрос учинил Филипп Орлик. 26 июля 1708 года Кочубею и Искре отрубили головы.


Могила Кочубея и Искры возле Трапезной церкви Киево-Печерской лавры

Орлик

Филипп Орлик был обедневшим потомком литовско-белорусского шляхетского рода чешского происхождения. После окончания Киево-Могилянской академии некоторое время служил кафедральным писарем Киевской духовной консистории, а затем переехал в Полтаву, где работал при гетманской канцелярии.

В ноябре 1698 года Орлик женился на Анне, дочери полтавского полковника Павла Герцика. Это бракосочетание ввело способного канцеляриста в круг казацкой элиты и открыло ему путь к старшинской карьере. Уже через год Филипп Орлик был назначен на должность старшего писаря в гетманской военной канцелярии. В 1706 году он стал генеральным писарем Войска Запорожского и ближайшим помощником гетмана Мазепы. Подавшись вместе с Мазепой в эмиграцию, Орлик перенял после его смерти гетманство.


Филипп Орлик

В статусе законного обладателя Украины в изгнании, Филипп Орлик более 30 лет руководил политикой эмигрантского правительства. Целью гетмана было освобождение Украины от московской власти. Все это время он пытался выдвинуть украинский вопрос на международный форум и организовать антироссийскую коалицию европейских держав.

Умер Филипп Орлик в Яссах, не увидев осуществления своих мечтаний. На протяжении всей жизни он вел дневник, со страниц которого предстает образ чуткого, ласкового, хорошо воспитанного человека, с особым теплом относившегося к своей большой семье. В семье Орликов родилось 7 детей.


Судьба семейства Орликов сложилась трагически. После 5-летнего пребывания в Бендерах, Орлик в 1714 году перебрался с семьей в Швецию, где жил до 1720 года. Затем переехал в Германию. Спасаясь от преследований царских агентов, в 1721 году спрятал жену и детей в разных монастырях в Бреславле, а сам жил инкогнито в Силезии и Польше, вынужден был искать безопасные страны. Вскоре семья прибыла в Краков.

Гетман решил вернуться под протекцию Оттоманской Порты. Попрощавшись с семьей, он в феврале 1722 года перешел турецкую границу под Хотином. С тех пор до конца жизни Филипп Орлик пребывал во владениях Турции, где был фактически интернирован.

Старший сын Орлика, Григорий, находился на военной службе в шведской и саксонской гвардиях. Впоследствии он продолжил дело отца. Кроме него, больше никого из своей семьи гетман до конца дней не видел. Двое младших сыновей умерли в детском возрасте. Старшая дочь Анастасия вышла замуж за участника российского похода Карла XII графа Иоганна Штейнфлихта. Рожденного от него сына назвала в честь деда Филиппом.

Войнаровский

Андрей Войнаровский — украинский казацкий старшина, крупный землевладелец, племянник гетмана Мазепы, его единомышленник и наследник. Год рождения Войнаровского неизвестен. Гетман Мазепа готовил племянника к политической карьере: Андрей учился в Киево-Могилянской академии, затем продолжил обучение в Германии.


Андрей Войнаровский

Как соратник Мазепы, Войнаровский вместе с гетманом перешел на сторону шведов во время Северной войны. В 1709 году, после Полтавского сражения, вместе с Мазепой и королем Швеции Карлом XII бежал в Бендеры, затем в Германию. Неоднократно подстрекал Турцию и Крымское ханство к войне с Россией.

В 1718 году Андрей Войнаровский был арестован в Гамбурге по требованию русского правительства и препровожден в Петербург. Вместе с семьей он был сослан в Якутск, где умер в 1740 году.

Войнаровский — герой одноименной историко-героической поэмы К. Ф. Рылеева


Мария

Матрена Кочубей — дочь генерального судьи Василия Кочубея, крестница и любовница Ивана Мазепы. Влюбившись в старика, она бежала к нему. Впоследствии Мазепа отослал Мотрю обратно, но, по выражению родителей, «очародействовал» ее так, что она не хотела жить с родителями, ругалась, плевала на них и металась, а с гетманом вела переписку. Однако впоследствии любовь охладела.


Матрена Кочубей

В 1707 году, несмотря на совет Мазепы подождать, ибо скоро Украина присоединится к Польше, Матрена Кочубей была выдана замуж за сына генерального судьи Василия Чуйкевича — Семена. Чуйкевичи вместе с Мазепой перешли к шведам и после Полтавской битвы были сосланы в Сибирь. Матрена же умерла на родине, в монастыре.

Николай Костомаров видел в ней «очень ограниченное женское существо». В поэме Пушкина «Полтава» Мотря Кочубей выведена под именем Марии.

КОЧУБЕЙ Василий Леонтьевич [около 1640 - 14(25).7.1708, село Борщаговка, близ города Белая Церковь], украинский государственный и военный деятель, дипломат. Из рода Кочубеев. Войсковой канцелярист у гетмана Левобережной Украины И. М. Брюховецкого и гетмана Правобережной Украины П. Д. Дорошенко, посланец Дорошенко в Османскую империю (1675). Уманский писарь (1675), канцелярист и посланец архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) в Москву (1676). Участвовал в русско-турецкой войне 1676-81, в том числе в Чигиринских походах, а также в Крымских походах. Войсковой канцелярист (1679), реент (помощник генерального писаря) Генеральной войсковой канцелярии (1681-87), посланец гетмана И. С. Самойловича в Москву (1683). Доверенное лицо И. С. Мазепы (породнился с ним, став тестем племянника Мазепы - И. П. Обидовского), в 1687 участвовал в его заговоре против Самойловича. Благодаря покровительству Мазепы приобрёл обширные земельные владения, центр которых находился в селе Диканька (ныне посёлок городского типа Полтавской области, Украина). Генеральный писарь (1687-99), генеральный судья (1699-1708), наказной гетман (1706-08). Участвовал в Азовских походах 1695-96. С 1700 стольник.

Наметившиеся в начале 1690-х годов разногласия Кочубея с И. С. Мазепой, который ориентировался в своей политике на Речь Посполиту, в конце 1704 переросли в открытый конфликт, осложнённый личными мотивами - желанием Мазепы жениться на дочери Кочубея, своей крестнице, Матрёне Васильевне Кочубей (около 1688 - после 1709) . С 1707 Кочубей распространял на Украине сведения о намерении Мазепы перейти на сторону польского короля С. Лещинского и шведского короля Карла XII, неоднократно посылал доносы в Москву (в том числе в феврале 1708 через бывшего полтавского полковника И. И. Искру), в которых извещал Петра I о планах гетмана. Однако царь, полностью доверявший Мазепе, расценил действия Кочубея как клевету и сообщил о них гетману. Спасаясь от преследований Мазепы, 19(30).3.1708 Кочубей вместе с Искрой бежал в местечко Красный Кут, 18(29) апреля в сопровождении двух офицеров добровольно приехал в ставку царя в Витебск, где 21 апреля (2 мая) был арестован. С 23 апреля (4 мая) следствие проводилось в Смоленске. «Розыск» по делу Кочубея вели глава Посольской канцелярии Г. И. Головкин и тайный секретарь П. П. Шафиров. Не выдержав пыток, престарелый Кочубей отказался от обвинений в адрес Мазепы, повинился в «ложных оговорах», заявив о намерении поставить на место гетмана полковника Д. П. Апостола. По приказу Петра I Кочубей выдан Мазепе и обезглавлен в его полевом лагере. После измены Мазепы Кочубей признан невиновным, похоронен (вместе с Искрой) в Киево-Печерской лавре, конфискованные в казну земли возвращены его наследникам. На месте казни Кочубея и Искры в селе Борщаговка в 1911 году был поставлен обелиск, а у Киево-Печерской лавры в 1914 открыт памятник Кочубею и Искре, просуществовавший до 1921.

Источн.: [Дело Кочубея] // Чтения в Обществе истории древностей российских. 1859. Кн. 1. С. 61-155.

Лит.: Сторожевский Н. К. Кочубей и Искра. Житомир, 1890; Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник. К., 1910. Т. 2; Шутой В. Е. Борьба народных масс против нашествия армии Карла XII. 1700-1709. М., 1958; Icтopiя украïнського козацтва. Киïв, 2000. Т. 1; Павленко С. О. I. Мазепа. Киïв, 2003.