Меню Рубрики

Три картины триптих а две. Значение слова «триптих. Правила выбора модульной картины из трех частей

ТРИПТИХ ТРИПТИХ (от греческого triptychos - сложенный втрое), три произведения искусства, объединенные общим замыслом.

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТРИПТИХ" в других словарях:

    - [гр. triptyches сложенный втрое] иск. 1) складная икона (складень) с тремя створками; 2) произведение искусства из трех картин, рисунков и т. п., объединенных одной идеей или темой. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ТРИПТИХ Икона,… … Словарь иностранных слов русского языка

    триптих - а, м. triptique <гр. triptychos сложенный втрое. 1. Складная икона, имеющая три створки. БАС 1. 2. Композиция из трех картин, рельефов, рисунков и т. п., объединенных одной идеей. БАС 1. В этом году он < Анри Мартэн> выставил большой… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греч. Triptyches тройной, сложенный в трое) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных общей идеей, темой или сюжетом. Коллектив со столь громким названием был образован 20 января 1995 г. Тимофеем Крюковым … Русский рок. Малая энциклопедия

    - (от греч. triptychos сложенный втрое) ..1) 3 створчатый складень2)] Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой … Большой Энциклопедический словарь

    ТРИПТИХ, триптиха, муж. (греч. triptychos втрое сложенный) (иск.). 1. Складная картина из трех частей. || Складная икона из трех створок (церк.). 2. Картина, состоящая из трех отдельных картин, объединенных одной идеей. || перен. Поэтическое… … Толковый словарь Ушакова

    ТРИПТИХ, а, муж. (спец.). Произведение изобразительного искусства, состоящее из трёх сюжетно или по идее объединённых частей. Складной т. (икона или картина складень). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от греч. triptychos тройной, сложенный втрое), произведение изобразительного искусства, состоящее из 3 частей (картин, рельефов, рисунков и т. д.), объединённое общей художественной идеей, темой или сюжетом и часто образующее… … Художественная энциклопедия

    - «ТРИПТИХ», СССР, УЗБЕКФИЛЬМ, 1977, цв., 76 мин. Драма. Фильм воспоминание старого учителя о жизни узбекского села в первые послевоенные годы, о тех изменениях, которые произошли в быту и в положении женщин. Героини фильма организатор и… … Энциклопедия кино

    Сущ., кол во синонимов: 4 икона (21) картина (55) композиция (19) … Словарь синонимов

    Икона, состоящая из трех частей: средней доски, занятойглавным изображением, и из двух привешенных к ней на петлях боковыхстворок с побочными изображениями (напр., на средней доске Богоматерьс Младенцем, на створках предстоящие ей святые).… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Триптих , Макс Фриш , В книге представлено драматическое наследие известного швейцарского писателя Макса Фриша (1911-1998), в том числе впервые публикуемая на русском языке пьеса `Триптих` иновые переводы пьес… Категория: Классическая и современная проза Серия: Вершины. Коллекция Издатель: АСТ, Фолио ,
  • Триптих , Соколов Саша , В новую книгу Саши Соколова (р. 1943) вошли три вещи, написанные за последнее время. Виртуозный творец изысканной русской речи в своих сочинениях исследует границы стиха и прозы, звука и… Категория: Современная отечественная проза Издатель:

Робер Кампен. Алтарная картина-триптих «Благовещение Пресвятой Богородицы» («Алтарь Мероде»), около 1427-1432 гг.

В русский язык слово τρίπτυχος пришло из древнегреческого языка. Оно трактуется как трехсторонний, тройной, втрое сложенный, с тремя сторонами, состоящий из трёх дощечек, т.е. в обязательном порядке фигурирует число «три», что наталкивает на мысль о неслучайном присутствии именно этой цифры.

Число «три»

И, действительно, тройка в значении триединства играет важную роль во многих философских учениях и верованиях. Вспомним праздник Святой Троицы в честь сошествия Святого Духа на апостолов, котором открылась тройственная сущность Бога: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Поэтому число «три» имеет сакральный смысл в христианстве: три распятия на Голгофе, воскрешение Христа на третий день, трое волхвов пришли приветствовать рождение младенца Иисуса Христа, три добродетели - Вера, Надежда, Любовь и т.д.

В фольклоре, быту, поговорках, суевериях и литературе часто упоминается цифра «3» в особом, порой магическом смысле: сплюнуть три раза через левое плечо, чтоб не сглазили, «бог троицу любит», троекратный поцелуй, трижды чокнуться, «три девицы под окном пряли поздно вечерком» и т.п.

Что уж говорить о значении тройки в науке: трёхмерность пространства, три состояния вещества, три фазы Луны и многое другое.

Возвращаясь к разбору, что такое триптих, посмотрим более детально на примере некоторых областей, в которых используется это понятие.

Триптихи для алтарей и иконы-складни

Форма триптиха в Средние века активно использовалась для украшения храмов. Наибольшую популярность она имела в христианском искусстве Западной Европы 14-16 веков. Триптихи с сюжетами на религиозную тему изготавливали для храмов и размещали у алтарей. Это могли быть живописные трёхчастные полотна, вырезанные на дереве или большие витражные композиции.

В меньшем размере трёхчастная форма изображения нашла применение в изготовлении складных икон. Боковые створки с вспомогательными, пояснительными сюжетами при складывании закрывают центральную часть с основным изображением. Такую икону называют складень.

Святая Троица. Воскресение со свв. Иаонном Предтечей и Николаем на створках. Икона-складень Россия, 17 в.

Триптих в изобразительном искусстве

В изобразительное искусство триптих пришёл из религиозной живописи. Это может быть композиция из трех произведений разных видов искусства: картин, скульптур, барельефов, рисунков и т. п., которые дополняют друг друга и объединяются в единое целое через общую идею, тему, сюжет либо одних и тех же героев. Чаще всего средняя часть самая основная, она выделяется размером и важностью содержания.

«Воз сена» Иеронима Босха - пример трех картин, связанных одной темой грехопадения. На центральной створке аллегорически показан род людской, погрязший в грехе и воз, который тянут демоны в сторону правой створки. На ней изображен ад. А на левой - начало падения человечества в образах Адама и Евы.

Иероним Босх. Воз сена, 1500-1516

Три секции триптиха «Воскресение Христа» Михаила Нестерова, написанного для Марфо-Мариинской обители, объединены другим сюжетом - событиями, происходящими в утро воскресения Господа. Каждое последующее отдельное изображение продолжает повествование, начатое в предыдущем эпизоде. В итоге получается цельная история: на левой части удивленная Мария Магдалина, которая пришла к гробу своего учителя и обнаружила, что его нет на месте погребения. На центральной - ангел приглашает посмотреть на камень, на котором накануне ещё лежало тело Христа. На правой секции триптиха завершение рассказа - встреча Марии и воскресшего Христа.

Михаил Нестеров. Воскресение Христа (Утро Воскресения). Триптих. 1910-1911.

Три холста Фрэнсиса Бэкона объединяет в триптих изображение одного и того же человека - британского художника Люсьена Фрейда, но сидящего на стуле в разных позах.

Британский скульптор Джон Эдгар создал группу из трёх терракотовых портретов. На триптихе «Окружающая среда» учёный и эколог Джеймс Лавлок, философ Мэри Мидгли и писатель Ричарда Маби. То общее, что собрало этих людей в одно произведение - их усилия влиять на экологическое поведение человека по отношению к природе.

Триптих в филателии

В филателии триптих тоже нашел применение. Это расположенные на одном марочном листе три марки (купона), разные по изображению, цвету или номиналу, но на единую тематику или, например, с одним текстом на всех трёх. В филателистической терминологии триптих ещё называют тройкой или сцепкой.

Триптих в литературе, кино и музыке

Что касается неизобразительных видов искусства. Если автор, решая творческую задачу, создает три стихотворения или три произведения в прозе, объединённых общим замыслом, преемственностью сюжетной линии, одними и теми же персонажами, то это тоже некая разновидность триптиха. В литературе этоо называют трилогией (франц. trilogia). Одно из определений понятия «трилогия» звучит так - это совокупность трёх произведений искусства или науки, объединенных преемственностью сюжета, либо общей идеей. В античности трилогия объединяла в себе только трагедии, связанные единым сюжетом. Теперь же это необязательно должны быть именно трагедии.

Трилогия Л.Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность».

Примером в музыке может служить триптих-опера Александра Журбина «Метаморфозы любви: Верность. Измена. Эротика». Опера состоит из трёх частей, объединённых темой любви: три истории трёх великих людей.

Идеальный пример кинотрилогии - три фильма новозеландского режиссёра Питера Джексона в жанре фэнтези «Властелин колец»: «Братство Кольца», «Две крепости», «Возвращение короля» по роману, и тоже трилогии, английского писателя Джона Толкина.

В искусстве часто употребляется слово "триптих". Что это такое? Как отличить его от диптиха и полиптиха? Вы узнаете все это из этой статьи.

Слово triptychos в переводе с греческого языка означает "сложенный втрое". Это предмет, связанный с искусством, который состоит из трех элементов. Это могут быть картины, барельефы, фрески, гравюры и зарисовки, иконы. Элементы эти, как правило, объединены одной концепцией. У него есть альтернативное название — «складень». Вывод: триптих — это картина, состоящая из трех частей.

Отличие триптиха от полиптиха и диптиха

Полиптих в переводе с древнегреческого означает «состоящий из многих элементов, складок». То есть это полотно или картина, которая состоит из большого количества частей. Оно может варьироваться от двух и до бесконечности. Одним из его разновидностей и является триптих. Что это за полотна и какой след в искусстве они оставили, разберем дальше.

Существует еще один вид полиптиха — диптих. По аналогии можно понять, что это полотно, которое состоит из двух элементов. В Древней Греции и Риме так назывались таблицы для записей, которые являются прообразом современной записной книжки. Снаружи диптих был украшен рисунком, а с внутренней стороны делали пометки. На сегодняшний день это понятие означает фреску, гравюру, фотоколлаж, который состоит из двух частей. Они являются продолжением друг друга, объединены одной идеей.

Деятели искусства, которые применяли триптихи в творчестве

Триптих возник в эпоху зарождения христианства. В Средние века эту разновидность картин можно было увидеть у алтарей в церквях. Спустя время формат создания полотен и фресок стал популярным на территории от Византии до Британии.

Где именно мы можем встретить триптих? Что это в мире искусства? В этом формате свои шедевры создавали художники эпохи Возрождения. Ганс Мемлин — мастер из Гданська и его знаменитый триптих «Страшный суд». Также формат использовал художник Иероним Босх.

Триптих стал невероятно популярным в христианских храмах Европы в период расцвета готики. В этом формате декорировали стены окружающие алтарь.

Знаменитые триптихи

Одними из самых знаменитых работ является полотна, которые принадлежит кисти Рубенса. Ими можно насладиться в Соборе Антверпенской Богоматери. Еще один из самых знаменитых в мире триптихов можно наблюдать в Соборе Парижской Богоматери. Этот уникальный экземпляр относится к величайшим наследиям истории.

Ниже приведен список известнейших полотен, которые написаны в этом формате:

  • художник Симоне Мартини «Благовещение и двое святых»;
  • мастер Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари»;
  • художник Питер Пауль Рубенс «Воздвижение Креста».

Используется ли сегодня техника триптих? Что это может быть? На сегодняшний день эту техники используют при изготовлении модульных картин, фото, которыми украшают интерьер. В любом арт-салоне вы можете купить или заказать декор в формате триптих.

Картины могут быть написаны в любом жанре (пейзаж, портрет, натюрморт, абстракция). Триптих, или складень, может быть не только произведением искусства в жанре живопись и иконопись. Он также используется в архитектуре, в декоре интерьера и дизайна.

). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. Триптих является разновидностью полиптиха, что обозначает работу из множества панелей или картин. Средняя работа как правило наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы, хотя составляющие триптихи работы обычно равны по размерам.

Несмотря на то, что корень слова идёт от древнегреческого «triptychos», слово возникло в Средние века от древнеримского названия таблички для письма, которая имела две навесные панельки, примыкающие к центральной. Слово также могло использоваться для обозначения ювелирной подвески .

Эволюция

Форма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у алтаря . Географическая распространённость составляла от восточных византийских храмов до Британии на западе. Художники и скульпторы Ренессанса , такие как Ганс Мемлинг («Страшный суд » из Гданьска) и Иероним Босх тоже использовали эту форму искусства, а также этот термин употребляется в отношении малых литературных форм, в первую очередь стихов.

Начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в других странах стены вокруг алтарей в церквях и соборах часто оформлялись триптихами. В Соборе Антверпенской Богоматери находятся два образца работы Рубенса , а в Соборе Парижской Богоматери есть другой образец архитектурного триптиха. Структура триптиха традиционна для церковных витражей .

Примеры

Хотя наиболее известен вид триптиха рядом с алтарём, не относящиеся к этой категории известные работы включают в себя произведения:

  • Благовещение и двое святых (Симоне Мартини)
  • Сад земных наслаждений (Иероним Босх)
  • Алтарь Портинари (Хуго ван дер Гус)
  • Воздвижение Креста (Питер Пауль Рубенс)
  • Портретные и автопортретные триптихи Фрэнсиса Бэкона , в частности, Три наброска к портрету Люсьена Фрейда

См. также

Напишите отзыв о статье "Триптих"

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Триптих

Отрывок, характеризующий Триптих

– Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь?
– К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь.
– Тогда мы тоже останемся... – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними.
Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро... Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо.
– Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла.
Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой...

Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное... Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа...
Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула:
– Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!..
Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила...
Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков...
Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?..
Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать... Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку.
– Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла.
– Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я.

Триптих (от греч. Triptyches -- тройной, сложенный в трое) -- произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т.д., объединенных общей идеей, темой или сюжетом.

Триптих - это произведение, состоящее из трех изображений, объединенных общей идеей или темой, а также общим композиционным решением. В живописи триптих является разновидностью полиптиха, содержащего произвольное число элементов, триптих в живописи представляет собой композицию из центральной и двух боковых картин. В фотографии считается, что триптих является наиболее сложным решением, т.к. в отличие от очерка, репортажа или серии требует наибольшей лаконичности (приложение 10-18).

Бывает, что даже очень дорогой интерьер остается безликим. Вроде бы идеально подобраны все элементы, соблюдена стилевая направленность, присутствует единая цветовая гамма, но жилое помещение непостижимым образом напоминает офис или холодный сюжет глянцевого модного журнала. Подобную ситуацию могут исправить картины для интерьера. Именно они вместе с другими аксессуарами способны придать жилому помещению уютное очарование. Правильно подобранное изображение расставляет нужные акценты и даже визуально видоизменяет пространство.

Очень редко дизайн всей комнаты выполняют специально под понравившееся произведение. Гораздо чаще картины на холсте подбирают к уже готовым интерьерам. При этом стоит помнить, что живопись не просто украшает стены, она является визитной карточкой художественного вкуса хозяина дома или офиса.

Всегда очень интересно смотрятся картины, фрагменты которых расположены на нескольких полотнах. В зависимости от числа отдельных частей, их называют диптихами, триптихами или полиптихами. Эксперты высоко ценят такие произведения и относят их к вершине искусства. Совсем не случайно к этому виду живописи обращались великие художники, чьи работы украшают музеи, церкви и храмы. Такие картины мгновенно акцентируют внимание. Стена с полиптихом имеет несколько фокусных точек, человек непроизвольно перемещает свой взгляд, пытаясь оценить сюжет. Подобные произведения просто не бывают скучными, они вносят в интерьер динамическую составляющую, их хочется рассматривать снова и снова. Особый интерес представляют ассиметрично оформленные полотна. Они вносят разнообразие, усиливают необычность образов.

Большое значение в интерьерной живописи уделяют цветовой гамме. Сегодня в особом почете стиль минимализма. В комнате со светлыми полами или стенами хороши картины на холсте, совпадающие по цветовой гамме с текстилем или мебелью. Полотно может и контрастировать с предметами обстановки, но тогда его обязательно должна "поддержать" какая-нибудь деталь: декоративная ваза или коврик. Произведение живописи более выигрышно смотрится в хорошем освещении. Хорошо, когда есть большие окна. В темном же помещении можно организовать дополнительную подсветку.

Форма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, помещаемых у алтаря. Триптихи можно было встретить от восточных византийских храмов до Британии на западе. Художники и скульпторы эпохи Ренессанса использовали эту форму искусства. Начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в России стены вокруг алтарей в церквях и соборах часто оформлялись триптихами. Структура триптиха была традиционна и для церковных витражей.

Характерно, что части триптиха должны составлять не только содержательное, и композиционное единство.

Обычно "решение" триптиха задано центральным элементом, который может быть акцентирован размером (меньшим или большим, чем размер "краев"), цветом, контрастностью или "силовыми линиями" самого изображения.

Обычно все три изображения выполнены в единой стилистике (цветной, монохромной, черно-белой, высоко или низкоконтрастной), но это не обязательно.

Фотограф может, напротив, выделить одно из изображений цветом или внести отдельный цвет как исключение в монохромной композиции.

И даже этот принцип может быть нарушен.