Меню Рубрики

XIX век в истории просвещения в России. Культура России в конце XIX - начале XX века Просвещение в конце 19 начале 20 века

Вопросы начального образования. В эпоху империализма, наступившую в конце XIX - начале XX века, Россия стала узловым пунктом противоречий мировой империалистической системы. Здесь назревала буржуазно-демократическая революция, которая в отличие от западноевропейских революций XVIII- XIX веков имела в лице пролетариата реальную силу, способную революционным путем разрешить назревшие противоречия. Пролетарским революционным движением руководила созданная В. И. Лениным Коммунистическая партия - партия нового типа.
Быстрое развитие капитализма в России создавало объективные предпосылки для прогресса просвещения и образования, но политика царизма в этой области была направлена на подавление прогрессивных сил, хотя и не могла совсем прекратить их деятельность, так как ширилась и развивалась борьба народов России за демократизацию образования.
Все более нарастало широкое движение за всемерное расширение сети просветительных учреждений, курсов и школ, за введение всеобщего обучения детей и поднятие грамотности народа. Это движение было весьма сложным по своему классовому составу: с реакционной политикой царизма в области просвещения вели борьбу в центре и на окраинах либеральная буржуазия, буржуазно-демократическая интеллигенция и пролетарская демократия.
Буржуазно-либеральное направление нашло свое выражение главным образом в деятельности различных общественных организаций, а также земств. Они создавали комиссии, занимавшиеся вопросами начального образования. К 1897 году более 70% земств поставили вопрос о введении всеобщего начального обучения, а Петербургское и Московское земства предполагали в ближайшие два года осуществить его. В течение последнего десятилетия XIX века земские расходы на народное образование увеличились более чем вдвое. Земства удлинили сроки обучения до 3-4 лет в сельских школах, а некоторые открыли двухклассные училища с пяти-, шестилетним сроком обучения. Но правительство усиливало поддержку церковноприходским школам, в результате чего сеть этих школ значительно увеличилась.
В конце XIX века широкого размаха достигла деятельность различных добровольных обществ, комитетов, комиссий, занимавшихся вопросами народного образования, среди которых заметно выделялись Московский и Петербургский комитеты грамотности. Комитеты стремились привлечь общественные силы и средства к снабжению школ книгами и пособиями, к помощи народному учительству. В работе местных отделений этих комитетов принимали активное участие провинциальная демократическая интеллигенция и учащаяся молодежь. Однако оба комитета с их провинциальными отделениями были переданы в ведение министерства просвещения, и их деятельность поставлена под бюрократический надзор.
Активно действовали в это время многочисленные общества народного образования в таких районах, где не было земских учреждений, например в Сибири, Прибалтике, на Кавказе, в Средней Азии. Общества открывали библиотеки и читальни, книжные магазины и были организаторами местной общественной инициативы по распространению грамотности и образования. Общественные организации окраин России пытались открывать школы с преподаванием на родном языке, подвергаясь при этом преследованиям со стороны правительственных чиновников.
Много содействовала организации начального образования постоянная педагогическая комиссия при Русском техническом обществе, которая подготовила и провела несколько съездов по техническому образованию. На этих съездах, проходивших при большом количестве участников и пристальном внимании со стороны широкой педагогической общественности, обсуждались важные педагогические вопросы.
Второй съезд деятелей по техническому образованию, состоявшийся в 1895 году, в связи с обсуждением доклада В. П. Вахтерова о всеобщем начальном обучении поставил вопрос об улучшении учебной работы начальных школ, о пересмотре их программ. Съезд возбудил перед правительством ходатайство о введении всеобщего начального обучения и доказывал, что без укрепления народной школы невозможно развитие профессионального образования и подъем производительных сил страны.
Антинародная политика царского правительства в области народного образования привела начальное образование к неудовлетворителыюму состоянию. Крайне низкой была грамотность населения. Так, по переписи 1897 года, среди мужчин грамотных было 35,8%, среди женщин - 12,4%. Более 100 миллионов человек были неграмотны. В течение второй половины XIX века грамотность повысилась очень незначительно. При таких медленных темпах роста грамотности потребовалось бы более 100 лет для того, чтобы все население стало грамотным. Среди народностей России грамотность была еще ниже. Так, на Кавказе грамотных было 12%, а в Средней Азии грамотных было еще меньше: среди казахов - около 2%, узбеков - 1,6%. Женское население национальных окраин почти сплошь было неграмотным.

Развитие средней школы. Среди широких масс интеллигенции все более нарастало недовольство средней школой. В поисках выхода из создавшегося положения буржуазная общественность становится на путь развития частной инициативы в области среднего образования. Открываются частные гимназии, в которых работают лучшие педагоги и применяются новые методы обучения.
В 90-х годах возникает новый тип средней школы - восьмиклассные коммерческие училища. Они открывались общественными организациями буржуазного направления или частными лицами. Это были относительно прогрессивные учебные заведения (с преподаванием так называемых коммерческих учебных предметов), в которых применялись такие новые методы обучения, как демонстрации, лабораторные занятия, экскурсии. Некоторые коммерческие училища ввели совместное обучение мальчиков и девочек. Находясь в ведении министерства финансов, коммерческие училища имели лучшую материальную базу по сравнению с другими средними школами России. Но частные гимназии и коммерческие училища являлись платными учебными заведениями, были недоступны широким массам трудящихся.
Под влиянием требований прогрессивной общественности царское правительство вынуждено было приступить к подготовке реформы гимназий. В 1899 году министр просвещения Боголепов создал комиссию по подготовке реформы средней школы. В комиссиях по реформе школы была проведена большая работа, однако сама реформа не была осуществлена. Царское правительство неохотно шло навстречу нуждам промышленности и тем более требованиям демократической общественности. Оно вносило только небольшие частичные поправки в старую школьную систему. Средних школ в России было недостаточно.
Общественное движение с большим трудом вырывало у царизма некоторые уступки в области начального и среднего образования. Буржуазные педагоги, бессильные заставить правительство коренным образом изменить его крепостническую политику в области просвещения, выдвинули идею автономности школы, усиленно добивались всемерного расширения частной инициативы в деле народного образования.

Педагогическая деятельность и взгляды П. Ф. Лесгафта.
Петр Францевич Л е с г а ф т (1837-1909) - крупнейший ученый в области биологии - сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно-педагогической деятельностью.
В капитальном двухтомном труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901) Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях.
В 1893 году Лесгафтом создано «С.-Петербургское общество содействия физическому развитию», а в 1896 году открыты высшие курсы вспитательниц и руководительниц физического образования, подготовившие из рядов народных учительниц много творчески работавших педагогов.
Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских площадок, катков, летних и зимних колоний для детей дошкольного и школьного возраста, в создании спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Он преобразовал свои курсы в «независимый университет», или Высшую вольную школу, в которую принимались без каких бы то ни было различий все желающие получить высшее образование.
Воспитание, по мнению Лесгафта, имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в формировании детей. Он решительно отрицал наследственную обреченность развития человека. Являясь последователем естественнонаучных взглядов русских физиологов-материалистов, Лесгафт смело выступил против реакционных течений в мировой биологии, заявлял, что встречающаяся испорченность среди детей и подростков является результатом недостатков семейного и школьного воспитания, а не природы ребенка.
Лесгафтом была написана большая работа «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1885-1890), в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания, губительно отзывающиеся на детях.
Он указывал, что существуют нормальные раздражители, которые способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека. Но обычно ребенка приучают к прибавочным или искусственным раздражителям (качают, пеленают, закармливают сладостями, заласкивают, культивируют тщеславие, сильно играют на детском честолюбии), чем понижают нормальную чувствительность его нервной системы. И тогда, чтобы добиться должной реакции, прибегают к усиленным раздражителям. («Сначала, - говорит он, - конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром».)
Лесгафт считает, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей и воспитателей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение, преодолевать трудности.
Большой интерес представляет теория физического воспитания Лесгафта. Он видел в физическом воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что физическое воспитание находится в теснейшей связи с умственным, физические упражнения, по его мнению, должны быть последовательными, формирующими характер и развивающими умственные способности. Система физических движений должна быть естественной и охватить всю группу мышц. Показ физического упражнения находится в тесной связи с объяснением. Необходимо чередование умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми.
Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.
После Великой Октябрьской социалистической революции биологическая лаборатория, открытая Лесгафтом в 1893 году, была превращена в Естественно-научный институт имени Лесгафта.

Революционное движение учащейся молодежи. Характерной особенностью жизни школы начала XX века было революционное движение учащихся. Возникнув как стихийное выражение протеста против существующих школьных порядков и стремления учащихся к расширению своего общего и политического образования, это движение стало затем более сложным. Оно разделилось на два основных направления: самообразовательное и политическое. Первое ограничивалось деятельностью по самообразованию молодежи и пыталось представить себя «надпартийным» и «аполитичным», что являлось, конечно, самообманом. Деятельность ученических организаций этого направления носила либерально-буржуазный характер.
Второе направление, открыто политическое, было наиболее ярко представлено «Южнорусской группой учащихся средних школ» и «Харьковским союзом учащихся». В программе этого союза было сказано: «Союз приложит все усилия к тому, чтобы выработать из своих членов убежденных и стойких борцов за идеи социализма».
Второй съезд «Южнорусской группы учащихся средних школ», состоявшийся в середине 1903 года, в своей резолюции предупредил «учащуюся молодежь от увлечения идеями русского либерализма» и заявил «о полной солидарности своих взглядов с программой РСДРП».
В начале XX века усилились выступления студенчества в ответ на жестокие репрессии, которые обрушило на него самодержавие в связи с имевшими место в конце 90-х годов протестами против реакционного университетского устава 1884 года.
Наиболее жестокой мерой, имевшей целью «умиротворение» студентов, было введение в 1899 году «Временных правил об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений». Эти правила устанавливали исключение студентов из учебных заведений и отдачу их в солдаты за участие в антиправительственных коллективных выступлениях.
На основе этих правил осенью 1899 года были отданы в солдаты 183 киевских и 28 петербургских студентов за участие в сходках и студенческих «беспорядках». Эта мера правительства вызвала бурю негодования в среде студенчества. В. И. Ленин отводил студенчеству немалую роль в начавшейся борьбе рабочих с самодержавием и добивался перерастания студенческого движения в политическое, включения его в русло общедемократического движения.
Правительство, напуганное выступлениями студенчества, стало проявлять признаки шатания: не то подавлять, не то идти на уступки или, вернее, обмануть уступками.
Министром народного просвещения был назначен либерально настроенный П. С. Ванновский. Правительство провозгласило при этом наступление эры «сердечного попечения» об учащейся молодежи. При активном участии российских социал-демократов, решительно выступивших против попыток либеральной буржуазии восторгаться этой «эрой реформ», студенческое движение заметно революционизировалось и приобрело с осени 1901 года ярко выраженную политическую направленность.

Выступления В. И. Ленина в конце XIX века по основным вопросам народного образования. С самого начала своей революционной деятельности В. И. Ленин выдвинул важнейшую задачу соединения стихийного рабочего движения с социализмом. Он разоблачал неверные экономические и политические взгляды народников 90-х годов, их представления о путях культурного развития России и переустройства просвещения и образования.
Разоблачая реакционную сущность народнической теории об особом пути развития России, В. И. Ленин убедительно показал, что проникновение капитализма в экономику страны привело к повышению грамотности и росту культурных запросов населения. Он разъяснял, что политическая борьба за установление буржуазно-демократической республики должна включать в себя и требования глубоких преобразований в области народного просвещения и воспитания подрастающего поколения.
Разработка В. И. Лениным в 90-х годах XIX века конкретной программы таких преобразований явилась органической частью борьбы, проводимой российскими марксистами против «просветительской» политики царизма, реформистских действий либералов, с одной стороны, и против народнических воззрений по вопросам воспитания - с другой.
В статье «О чем думают наши министры?» (1895) В. И. Ленин отмечал, что правительство преследует попытки рабочих получить образование, боится просвещения трудящихся. Обращаясь к рабочим, он писал: «Вы видите, как смертельно боятся наши министры соединения знания с рабочим людом! Покажите же всем, что никакая сила не сможет отнять у рабочих сознания! Без знания рабочие - беззащитны, со знанием они - сила!»
В двух своих работах - «Гимназические хозяйства и исправительные гимназии» (1895) и «Перлы народнического прожектерства» (1897) - В. И. Ленин подверг резкой критике взгляды народников, высказанные С. Н. Южаковым в утопическом плане введения в России «всенародного обязательного среднего образования».
Южаков выдвинул неосуществимую в условиях классового буржуазного общества идею создания школы «внеклассовой», «общенациональной», он утверждал, что в Западной Европе и Америке уже существует бесклассовая школа. Южаков предлагал создать в каждой волости по одной мужской и женской гимназии, а всего по России 20000 мужских и 20000 женских гимназий, которые должны были охватить крестьянское население в возрасте от 8 до 20-25 лет.
Гимназии мыслились Южаковым как земледельческие производственные артели. Каждая гимназия должна была обеспечивать себя средствами, используя в летние периоды личный труд своих учеников. В зимнее время гимназическое хозяйство должно было вестись наемными рабочими. Но поскольку каждый учащийся, рассуждал Южаков, не сможет полностью покрыть своим трудом во время учения затрат, понесенных гимназией на его содержание и обучение, то прямой его обязанностью будет отработать эти затраты по окончании школы. Эта обязанность для всякого, кто не может уплатить стоимости учения, т. е. для детей трудящихся, доставит гимназии дополнительный контингент зимних рабочих и работающих летом.
«Отработки несостоятельных учеников, - писал Ленин, - основание всего плана г-на Южакова». Всячески рекламируя свой план, Южаков уверял, что осуществление его обеспечит введение в России всеобщего среднего образования и к тому же без всяких финансовых затрат со стороны государства, земств и народа.
В. И. Ленин вскрыл антинародную сущность плана Южакова и противопоставил той путанице понятий, которая была у народников, четкое марксистское определение сущности сословной и классовой школы.
Сословная школа, писал В. И. Ленин, требует, чтобы ученик принадлежал к определенному сословию, а классовая школа ориентируется не на отдельные сословия, а на всех граждан. Она требует от учеников платы за обучение. Те, у кого нет средств, не получают среднего образования. Характерная особенность буржуазной школы заключается в юридическом равенстве всех граждан в отношении их права на образование и в фактической доступности образования только имущим.
Убедительно доказав, что во всех капиталистических государствах школа является классовой и служит интересам лишь небольшой прослойки населения, В. И. Ленин в то же время настойчиво подчеркивал, что в России школа все еще находится на пути превращения из сословной в классовую.
Анализируя статистические данные о социальном составе учащихся средней школы, В. И. Ленин отметил, что 50% учащихся являются в ней детьми дворян и чиновников, а количество детей крестьян совсем ничтожно. Они составляют всего 5,9%. В. И. Ленин разъяснил, что в период подготовки буржуазно-демократической революции необходимо решительно бороться за ликвидацию остатков сословности в образовании и за такую классовую школу, которая охватывала бы детей трудящихся в большей степени, нежели школа сословная.
С большим негодованием отверг В. И. Ленин попытку Южакова использовать великую идею соединения обучения с производительным трудом для реализации антинародного плана среднего образования. Он отметил, что у Южакова соединение обучения с производительным трудом было «не условием всеобщего и всестороннего человеческого развития, а просто платой за обучение в гимназии», и что, следовательно, народники исказили и опошлили важную марксистскую идею.
Глубокий анализ социальной и педагогической сущности проекта Южакова сочетался у В. И. Ленина с исключительным предвидением характера обучения в будущем. Он вскрыл важнейшее значение соединения обучения с производительным трудом для социалистического общества. В статье «Перлы народнического прожектерства» он писал: «нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания». В. И. Ленин назвал проект Южакова «крепостнически-бюрократически-буржуазно-социалистическим экспериментом».
Крепостническим он был потому, что вводил отработки, являющиеся, по определению Ленина, хозяйственной сущностью крепостного строя. Бюрократический характер плана был обусловлен сохранением казенной системы управления и руководства школой. Буржуазный характер «утопии» В. И. Ленин видел в том, что средняя школа остается по плану Южакова классовой школой, поскольку состоятельным людям, которые могут платить за обучение, предоставлялись классические гимназии, а сельскохозяйственные гимназии - фермы с отработками учащихся предназначались только детям несостоятельных крестьян, бедному люду.
Больше того, подчеркивал В. И. Ленин, «г. Южаков еще усилил против нынешнего классовый характер средней школы: по его «плану» состоятельные люди будут оплачивать лишь 28,7% стоимости своего учения, а несостоятельные - всю стоимость своего учения, да еще отработки в придачу!».
Наконец, социалистическими моментами в плане Южакова были организация труда многих рабочих по общему плану и соединение обучения учащихся с производительным трудом. Выявив антинародный характер народнической утопии, В. И. Ленин развил ряд положений основоположников марксизма о воспитании и наметил пути дальнейшей борьбы пролетариата за демократизацию школы и образования.
Разоблачение В. И. Лениным и партийной прессой реакционной политики самодержавия в области народного просвещения. На страницах ленинской «Искры» и других революционных центральных и местных газет (на Кавказе, в Прибалтике, Белоруссии и на Украине), в листовках и прокламациях местных комитетов РСДРП, в статьях и выступлениях В. И. Ленина систематически обличалась политика самодержавия, направленная на то, чтобы затормозить распространение знаний в народе, заглушить его стремление к образованию. Указывалось на абсолютное недоверие правительственных чиновников к общественным начинаниям, разоблачались их действия по подавлению национальной культуры.
«Искра» вскрывала вредный для народного просвещения союз самодержавия с православной церковью, разоблачала стремление церкви захватить в свои руки школы.
В. И. Ленин и революционные социал-демократы вели активную борьбу за учащуюся молодежь. На страницах «Икры», в прессе, прокламациях и листовках местных комитетов РСДРП обличался затхлый полицейски-бюрократический режим в средних учебных заведениях. Большевики указывали, что в учебных заведениях развращают сознание учащихся религиозно-монархической идеологией, великодержавным шовинизмом, господствует система полицейского сыска и преследования малейшего проявления критического отношения молодежи к окружающему.
Партия вскрывала фальшь правительственных попыток реформировать школу. «Искра» предупреждала, что бюрократическая возня с проектами реформы средней школы никого не должна вводить в заблуждение. В ответ на опубликованный рескрипт царя, в котором предлагалось новому министру Ванновскому иметь «сердечное попечение» об учащихся, «Искра» заявляла, «что политика сердечного попечения ничего, кроме нового срама, не принесет русскому правительству».
Революционные социал-демократы боролись против реформистских стремлений либеральной буржуазии в вопросах народного образования. В. И. Ленин высказал в 90-е годы XIX века мнение революционных социал-демократов по вопросу о введении всеобщего начального обучения. Критически анализируя одну из статей народнического журнала «Отечественные записки», он по поводу слов автора статьи: «образование должно даваться всем и каждому» - заметил: «Всем и каждому»... - именно этого хотят марксисты. Но они думают, что это недостижимо на почве данных общественно-экономических отношений, потому что даже и при даровом и обязательном обучении для «образования» нужны будут деньги, каковые имеются только у «выходцев» (т. е. кулаков.- М. Ш.). Они думают, что и тут, следовательно, выхода нет вне «суровой борьбы общественных классов».
Революционные социал-демократы не были, разумеется, принципиальными противниками реформ, но они не придавали реформам самодовлеющего значения, а подчиняли их революционной борьбе за свободу, за социализм.
Партия активно привлекала к революционному движению лучших представителей демократической интеллигенции, с особым вниманием она относилась к работе среди народного учительства. 80000 народных учителей, находившихся в самых глухих уголках России, представляли значительную силу, которая могла сыграть большую роль в воспитании молодого поколения, в деле вовлечения крестьян в революционную борьбу. О том большом значении, которое В. И. Ленин придавал работе народных учителей, говорит тот факт, что в первом же номере «Искры» была помещена обширная статья, посвященная народным учителям, в которой они призывались активно участвовать в борьбе рабочих против самодержавия.
Вопросы воспитания и просвещения на II съезде РСДРП. Общественно-политическая обстановка, сложившаяся в России к началу XX века, настоятельно требовала точного определения как конечных целей рабочего движения, за осуществление которых должен был бороться пролетариат и его партия, так и ближайших целей и конкретных требований пролетариата на этапе буржуазно-демократической революции. Эти требования были приняты II съездом РСДРП, состоявшимся в 1903 году.
Программа РСДРП требовала, чтобы конституция будущей демократической республики, возникшей в результате низвержения царского самодержавия, обеспечила в области народного образования осуществление следующих мероприятий:
«8. Право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием за счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ...
13. Отделение церкви от государства и школы от церкви.
14. Даровое и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства».
Наряду с этим выдвигались требования:
«5. Воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет) и ограничения рабочего времени подростков (16-18 лет) шестью часами.
7. Устройства при всех заводах, фабриках и других предприятиях, где работают женщины, яслей для грудных и малолетних детей...»
Кроме этих пунктов, к делу народного образования имели отношение и политические требования, предусматривавшие свободу совести, слова, печати, собраний, стачек, союзов, уничтожение сословий; полную равноправность всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности.
Разъясняя крестьянам программу РСДРП, В. И. Ленин писал в статье «К деревенской бедноте» (1903): «Дети должны получать даровое образование до 16 лет и потому не должны быть допускаемы на работу по найму до этого возраста».
Принятые II съездом программные требования в области народного образования стали знаменем объединения передовых сил общества на борьбу за полную демократизацию школы. Они воплотили то лучшее, что выдвигалось прогрессивными педагогами и деятелями в области народного просвещения в России и в других капиталистических странах. Являясь по своему характеру демократическими, программные требования РСДРП в то же время были требованиями пролетарской демократии. Это делало их принципиально новыми и нашло свое выражение в последовательной революционности этих требований, а также в том, что они были для пролетариата не самоцелью, а необходимой и неизбежной ступенью в борьбе за осуществление демократии высшего типа - социалистического общественного строя, при котором только возможно полное удовлетворение духовных запросов рабочих и всех трудящихся, всеобщее обучение детей, всестороннее их развитие.
По настоянию В. И. Ленина II съезд РСДРП обсуждал вопрос об отношении к учащейся молодежи. Ленинский проект резолюции по этому вопросу вызвал яростное сопротивление со стороны оппортунистической части съезда. Острая полемика возникла вокруг второго пункта ленинского проекта: «во 2-х, остерегаться тех ложных друзей молодежи, которые отвлекают ее от серьезного революционного воспитания пустой революционной и идеалистической фразеологией и филистерскими сетованиями о вреде и ненужности горячей и резкой полемики между революционными и оппозиционными направлениями, ибо эти ложные друзья на деле распространяют только беспринципность и легкомысленное отношение к революционной работе...»
Выступая на съезде, В. И. Ленин говорил, что в то время, когда «ложные друзья» обращаются к молодежи с уверениями, что ей не надо разбираться в политических течениях, революционеры призывают молодежь вырабатывать цельное материалистическое мировоззрение и связываться с социал-демократическими комитетами для совместной революционной деятельности.
Хотя второй пункт резолюции был все же отклонен съездом, ленинская резолюция сохранила значение руководящего документа в последующей борьбе большевиков за идейно-политическое воспитание учащейся молодежи.
Марксисты-ленинцы считали, что активное участие учащейся молодежи в революционном движении представляет собой подлинное служение родине. Они также доказывали, что в условиях самодержавия настоящей школой, способной сделать молодых людей сознательными и полезными гражданами, является их самоотверженная борьба с царским произволом и насилием, что непосредственное участие молодежи в борьбе с врагами трудящихся формирует у нее благородные нравственные качества, а подлинной наукой, изучение которой развивает у нее политическое сознание и создает научное мировоззрение, является марксизм.
Школа, учителя и учащиеся в период революции 1905-1907 годов. В великие исторические дни 1905 года русский пролетариат поднял на борьбу миллионы трудящихся России. «Он завоевал себе в несколько месяцев 1905 года такие улучшения,- говорил В. И. Ленин, - которых рабочие десятки лет тщетно ждали от «начальства». Пролетариат завоевал всему русскому народу, хотя и на короткое время, невиданную на Руси свободу печати, собраний, союзов».
Пролетариат, руководимый партией большевиков, обеспечил в боевые дни революции 1905-1907 годов передовым учителям и революционно настроенным учащимся реальную возможность изменить (хотя и на короткое время) работу школы. Учащиеся переживали революционные настроения, некоторые учебные заведения сделались центром объединения местных революционных сил. Передовые учителя, пользуясь поддержкой восставшего народа, могли работать вопреки прежним официальным установкам и распоряжениям, на основе революционных идей.
По всей России развернулась упорная борьба трудящихся за свободное открытие школ, без контроля правительства, за расширение объема преподавания. На окраинах России нерусские народы боролись также против русификации школы, за введение преподавания на родном языке.
В уездах, охваченных крестьянскими волнениями, население явочным порядком закрывало церковноприходские школы. В 1905 году было закрыто 1049 церковноприходских школ и открыто 1355 светских школ, главным образом земских. Удельный вес церковноприходских школ в школьной сети неуклонно снижался.
В средних школах революционные настроения все глубже захватывали учащихся; ширилась антиправительственная деятельность ученических организаций. В гимназиях и реальных училищах возникали «беспорядки», как называла официальная печать выступления и забастовки учащихся.
Учащиеся на своих собраниях и сходках выдвигали требования, касающиеся работы школы, они настаивали на изменении установившегося школьного режима, на отмене контроля за внеклассным чтением, выполнением религиозных обрядов и посещением уроков закона божьего. Требовали расширения курсов родного языка и литературы. Учащиеся добивались создания различных обществ и кружков, введения новых методов обучения, расширения объема преподавания по литературе, истории, естествознанию и изменения содержания этих курсов соответственно достижениям науки.
Высокий подъем творческих стремлений наблюдался в среде демократического учительства. В 1905 году народные учителя объединились в профессиональный Всероссийский учительский союз (ВУС). Учителя средней школы учредили в 1906 году свой союз, находившийся под руководством кадетов. Возникли учительские союзы различных народов России.
Под давлением общественного движения министерство народного просвещения было вынуждено внести некоторые изменения в учебные планы и программы средних школ.
Кроме того, в 1905/06 учебном году были:
1) отменены некоторые прежние распоряжения, преграждавшие молодежи из демократических слоев населения доступ в высшую школу (отмена выписки из кондуита при поступлении в высшую школу, облегчение возможности держать испытания на аттестат зрелости и др.);
2) даны отдельные льготы частным учебным заведениям. Наиболее значительные уступки общественным требованиям содержались в циркуляре, изданном министерством просвещения в ноябре 1905 года. Он разрешил педагогическим советам отступать, по согласованию с попечителем учебного округа, от действующих правил для учащихся, правил об испытаниях, инструкций для классных наставников и т. п. Было предоставлено право проводить при средних школах общешкольные и поклассные совещания и выбирать на них родительские комитеты.
Сделав эти частичные уступки, правительство рассчитывало отказаться от них, как только в стране изменится соотношение общественных сил в пользу самодержавия.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Самодержавного строя, который явственно ощущался уже в конце XIX в., бурные события начала XX в. - все это наложило неизгладимый отпечаток на русскую культуру. В самых разных ее сферах нашли отражение и те катаклизмы, которые потрясали Россию в это время, и то присущее многим представителям творческой интеллигенции томительное предчувствие еще более страшной трагедии, которую сулило недалекое будущее.

22. Просвещение. Печать. Наука.

В XX век Россия вступала, имея обширную и разветвленную систему образования . Она включала в себя три ступени: начальную (Церковно-приходские школы, народные училища), среднюю, классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую (университеты, институты). Однако все эти учебные заведения существовали и развивались в неодинаковых условиях.

Тяжелей всего было положение начальной школы. Об этом свидетельствовал очень невысокий процент грамотных в стране: в 1899 г-> 30%, в 1917 г.

В начале ХХ в- Россия татила на на родное просвещение всего 43 коп. на душу населения, в то время как Англия и Германия - 3,8 руб. Правда, после первой российской революции началось резкое увеличение ассигнований на начальное образование. В 1905 г. во II Думе даже рассматривался проект о введении всеобщего начального образования России, но он так и не получил силу закона.

Несколько лучше обстояло дело со средними учебными заведениями. В России еще в первой половине XIX в. была создана целая сеть гимназий с хорошо разработанными учебными программами и довольно сильным штатом преподавателей. Однако в 1860-х гг. в целях борьбы с <опасным> увлечением нигилистисчески настроенной молодежи естественными науками эта цельная система была искусственно деформирована. С одной стороны, учреждались классические гимназии, где основной упор был сделан на преподавание древних языков, с другой - реальные училища с узкопрофессиональной технической ориентацией,

В начале XX в. под влиянием требований общественности уродливые стороны среднего образования постепенно выправляются. В гимназиях было ослаблено классическое направление, больше времени отводилось на преподавание естественных науки математики. Была ликвидирована и излишне узкая специализация в реальных училищах, перед выпускниками которых открывались теперь более широкие возможности для получения высшего образования, чем раньше. Все большей популярностью в начале XX в. пользовались коммерческие училища, сеть которых была создана по инициативе и на средства торговой и промышленной буржуазии. Эти училища имели лучшую материальную базу, чем другие средние учебные заведения, они давали xoрошее образование, в них практиковалось небывалое в России совместное обучение юношей и девушек.

Что касается высших учебных заведений - институтов и особенно университетов, то по уровню организации преподавания они не уступали лучшим европейским образцам. Однако именно на эту сферу российского просвещения трагические события начала XX в. оказали самое роковое воздействие. Студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни уже с 1860-х гг. Но именно в это время они приняли совершенно небывалый размах. В 1899 г. власти усугубили жесткий административный надзор так называемыми <Временными правилами>, согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия, диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 г. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжались почти непрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. В годы революции студенчество стало одним из самых активных ее участников. Правда, Столыпину, действовавшему самыми жестокими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях.

1911 г. вспыхнула общая студенческая забастовка, в результате которой было исключено из университетов несколько тысяч студентов. Вслед за этим начался <исход> из Московского Университета профессуры, составлявшей его цвет: в знак протеста против репрессий в отставку подали Н. Д. Зелинский, П.Н Лебедев, К. А. Тимирязев и многие другие. Таким образом, конца XIX в. нормальная жизнь в высших учебных заведениях была напушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку.

Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом в России периодической печати и книжного дела. Манифест 17 октября 1905 г. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним числом подвергаясь судебным и административным преследованиям за публикации антиправительственного характера. Хотя понятие <антиправительственный> толковалось властями чрезвычайно широко, все же перспективы издательской деятельности стали теперь гораздо более привлекательными, чем раньше.

Если в начале XX в. в стране выходило 125 легальных газет, то в 1913 г.- более 1000. Число журналов достигло к этому времени еще более крупной цифры - 1263. При этом, наряду с традиционными <толстыми> журналами, рассчитанными на образованные слои общества, все в большем количестве начинают выходить <тонкие> - сугубо развлекательные, <для семейного чтения>, женские, для детей и юношества и т. п. Некоторые из них пользовались большой популярностью и выходили массовыми тиражами.

Значительно расширился выпуск книг: по общему количеству издаваемой литературы Россия в это время вышла на третье место в мире (после Германии и Японии). Заметным явлением русской культуры становится деятельность многих книгоиздателей, среди которых своим размахом выделялись И. Д. Сытин и А. С. Суворин. Сытин прославился изданиями, доступными массовому читателю: лубочными книжками, разнообразными брошюрами, школьными учебниками. В том же русле действовал и Суворин, массовыми тиражами издававший <Дешевую библиотеку> - сочинения русских и иностранных авторов, книги по искусству, научно-популярные произведения. В то же время возникают издательства, например братьев Сабашниковых, специализирующиеся на издании серьезной научной литературы.

В конце XIX - начале XX в. российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появляся ученые, чьи открытия меняют традиционные представления окружающем мире. В сфере естественных наук такую революционную роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова, разработавшего принципиально новую методику исследования живых организмов. За открытия в области физиологии пищеварения ему, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия (1904 г.). Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX - начале XX в. В. И. Вернадским.

Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гидро- и аэродинамики. В 1902 г. под его руководством была сооружена аэродинамическая труба - одна из первых в Европе; в 1904 г. создан первый в Европе аэродинамический институт. Ярчайшим явлением не только русской, но и мировой науки стали труды К- Э. Циолковского, заложившего основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Революционная обстановка в России начала XX в. сопровождалась подъемом всеобщего интереса к политике, к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, праву. Эти науки из <кабинетных> превращались в публицистические, ряд ученых стал заниматься и политической деятельностью. В конце XIX -начале XX в. особое значение приобретает религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым.

С чрезвычайной силой и убедительностью он выступил против господствовавших в русской науке материализма и позитивизма, попытавшись обогатить философию идеями, почерпнутыми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам путей, на которых человечество могло приблизиться к Господу и создать истинно христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк и др.

В это время появляется целый ряд очень ярких работ, связанных с различными областями исторического исследования: <Очерки по истории русской культуры> П. Н. Милюкова, <Крестьянская реформа > А. А. Корнилова, <История молодой России> М. О. Гершензона. Все большее внимание историков привлекают проблемы экономического характера: серьезные исследования по истории русского хозяйства создали <легальные марксисты> М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Своеобразным показателем высокого уровня отечественной исторической науки стал блестящий лекционный курс по русской истории В. О. Ключевского, изданный в начале XX в.

С именами русских языковедов Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, Н. В. Крушевского связаны разработки целого ряда фундаментальных вопросов общего языкознания и зарождение лингвистики как науки. В литературоведении начала XX в. самой заметной фигурой был А. Н. Веселовский - один из создателей сравнительно-исторической школы, много работавший над явлением литературных памятников различных эпох и разных народов.

1. Оцените состояние российского образования в конце XIX - начале XX вв. Сравнении с пореформенным периодом. Почему историки считают, российское образование на рубеже веков развивалось от <просвещенй монархии к монархическому просвещению>?

2. Назовите признаки демократизации издательской деятельности в России, начавшейся после 1905 г. на примере одного из изданий. Дайте развернутую характеристику демократической прессы.

3. Подготовьте сообщение об одном из российских ученых конца XIX - начала XX в. Проследите, как в его жизни и научной деятельности отразились сложные, противоречивые процессы этого периода отечественной истории.

Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10 -11 классы. - М.: Просвещение, 2002

Учебники по всему предметам скачать , разработка планов уроков для учителей, История для 11 класса онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, «классических» языков (древнегреческого и латыни) и Реальные училища, где большее внимание уделялось естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во 2 половине XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии. К началу 80-х годов в стране было уже семь университетов. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений.

Чертой своеобразия русской культуры 2 половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.

Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания: И.М.Сеченов (изучение головного мозга и нервной системы), И.П.Павлов (теория рефлексов), И.И.Мечников (иммунология, эмбрионология, проблемы старения, патологии и пр.)

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии: А.М.Бутлеров (теория химического строения веществ), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов).

В физике конец XIX – начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий: А.Г.Столетов (вопросы электричества, магнетизма, физической природы света, первый закон фотоэффекта), П.Н.Яблочков (дуговая лампа, «свеча Яблочкова»), А.Н.Лодыгин (лампа накаливания), А.С.Попов (радио), А.Ф.Можайский (самолет), К.Э.Циолковкого (проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями).

Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В.И.Вернадскому, бывшему родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере, новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее, не вся земная поверхность была изучена равномерно. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П.П.Семеновым-Тянь-Шанским (исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию), Н.М.Пржевальским (изучение Центральной Азии), Н.Н.Миклухо-маклай (исследование Новой Гвинеи и Океании).

Значительно и развитие исторической науки в этот период: Во 2 половине XIX века С.М.Соловьевым написана остающаяся до сегодняшнего дня самой полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29 томах; В.О.Ключевский пишет труды по агиографии и истории средневековой Руси.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А. Н. Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа Ф. И. Буслаева.

Общественный подъём 60-х годов сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. В столице издается много учебников, религиозных книг, беллетристики, наблюдается рост выпуска серьёзной социально-экономической и естественнонаучной литературы.

В связи с культурнической деятельностью интеллигенции выросло количество общедоступных изданий для народа, для людей, занимающихся самообразованием.

Но вместе с тем растёт и выпуск лубочных книг. К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной литературы. Это было вызвано успехами русской литературы, развитием отечественной науки, общественной мысли. Новый промышленный подъём конца 80-х - начала 90-х годов, революционное движение рабочего класса, деятельность первых марксистских организаций содействовали росту выпуска книг и других произведений печати, заметно изменили книжный ассортимент.

Число изданий к 1901 году достигло 10318, общий тираж - 56331 тысяч экземпляров. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX века оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.

Наполеоновские войны и последующее активное участие России в европейских делах резко сблизили Россию и Европу. К колоссальному подъему национального самосознания привела Отечественная война 1812 г.: под сомнение были поставлены вековые устои русской жизни - самодержавие и крепостничество. Возникли тайные кружки молодых дворян-гвардейцев (будущих декабристов). И хотя православная церковь еще в предыдущем веке была низведена до уровня государственного ведомства, в ней стали прослеживаться новые явления. Все заметнее становится деятельность монахов-подвижников - старцев, прославившийся своей мудростью и праведной жизнью. Наиболее известны были Серафим Саровский, причисленный позднее к лику святых, и старцы Оптиной пустыни - маленького монастыря под Калугой.

В начале века просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Создается Министерство народного просвещения. Увеличивается количество гимназий, возникают лицеи. Особенно прославился Царскосельский лицей (где впервые были запрещены телесные наказания), из которого вышли А. С. Пушкин - гордость нашей литературы, А. М. Горчаков - будущий министр иностранных дел и др. Во многих городах функционировали комитеты грамотности, содействовавшие распространению начального образования. Университеты существовали в Москве, Петербурге, Харькове, Дерпте (Тарту), Казани, Одессе, Томске. Основывается ряд научных обществ, развиваются периодические издания.

В 1839 г. была торжественно открыта обсерватория в Пулково под Петербургом с мощнейшим в мире в то время телескопом. Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792- 1856) разработал геометрию искривленного пространства, что знаменовало новый этап в развитии математики. В области физики ряд замечательных открытий принадлежит В. В. Петрову и Э. Х. Ленцу. Выдвигается целая плеяда русских химиков: Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, А. П. Бородин. В 1832 г. П. Л. Шиллинг, опережая С. Морзе, создает электромагнитный телеграф. Правительство поручило ему проложить телеграфную подземную линию, соединявшую все здания Адмиралтейства. Первый пароход был спущен на воду в 1803 г., а электроход создан Б. С. Якоби в 1839 г. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы в 1834 г. строят одну из первых в мире железных дорог на уральском заводе, а затем создают и паровоз.

Огромный шаг вперед был сделан в познании и осмыслении русского прошлого. Знаменитый историк и писатель Н. М. Карамзин (1766-1826) написал «Историю государства Российского». Труд его приобрел огромную популярность, благодаря ему многие россияне впервые узнали о богатстве и своеобразии русской истории.

Во второй половине века начинается новый подъем естествознания в Российской империи. В области математики и механики отечественную науку прославили П. А. Чебышев, А. М. Ляпунов, С. В. Ковалевская, А. Г. Столетов. Гордостью российского естествознания являются Д. И. Менделеев, П. Н. Лебедев, В. В. Докучаев, И. П. Павлов, А. С. Попов, И. И. Мечников.

Д. И. Менделеев (1834-1907) был ученым-энциклопедистом. В его обширном научном наследии, насчитывающем около 500 трудов, есть работы не только по химии, но и по физике, метеорологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике и т. д. Всемирную известность ученому принес открытый им в 1869 г. периодический закон химических элементов, находящихся в периодической зависимости от порядкового номера, или заряда ядра атома.

И. И. Мечников (1845-1916) - один из основоположников эволюционной эмбриологии и иммунологии. Совместно с Н. Ф. Гамалее основал первую в России бактериологическую станцию. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов, занимался проблемами старения.

Труды И. М. Сеченова (1829-1905) и И. П. Павлова (1849-1936) обогатили мировую физиологию и явились прочной естественнонаучной основой для материалистического понимания таких сложнейших явлений, как физиологические и психические процессы у высокоразвитых животных и человека. Исследованиями в области электричества и магнетизма, а также фотоэффекта прославился А. Г. Столетов (1839-1896). В историю науки вошли А. С. Попов (1859-1905), изобретатель радио, и П. Н. Яблочков (1847-1894), изобретатель «дуговой лампы» (электрического освещения). В 1882 г. по чертежам А. Ф. Можайского (1825-1890) была завершена постройка самолета, пилотируемого человеком.

XIX в. особенно славен открытиями наших путешественников. Первое кругосветное плавание в отечественной истории (1803-1806) осуществил И. Ф. Крузенштерн. Экспедиция, возглавляемая Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым (1819-1821), вплотную подошла к «льдистому материку» - Антарктиде, что можно расценивать как открытие шестого континента.

Современные невесты долго изучают фото свадебных платьев в интернете, прежде чем остановить свой выбор и сделать покупку перед свадьбой.

Крупные достижения были сделаны и в области географии. Исследованием Центральной Азии занимался П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Его сподвижник Н. П. Пржевальский (1839-1888) исследовал Уссурийский край, Монголию, Китай, Тибет. Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) путешествовал и изучал регион Юго-Восточной Азии, острова Тихого океана. Научная деятельность этих ученых обогатила не только мировую географию, но и климатологию, биологию, геологию, а также этнографию и историю. Н. Н. Миклухо-Маклай жил среди папуасов Новой Гвинеи. Основываясь на результатах своих наблюдений и исследований, он доказал, что отсталость островных народов не связана с биологическими (расовыми) причинами, а носит исключительно исторический характер. Миклухо-Маклай активно выступал против расизма и колониализма. Привезенные им из экспедиций богатейшие этнографические и антропологические коллекции размещены в Музее антропологии и этнографии в Петербурге.

Необходимость демократизации общества - отмены самодержавия и ликвидации крепостничества нашла свое отражение в идейно-политических течениях западников и славянофилов. Западники рассматривали Россию как часть мировой цивилизации, считая, что она должна развиваться по прогрессивным моделям, как передовые страны Западной Европы. С 40-х гг. из этого течения выделилось радикальное крыло в лице В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др. , считавших, что невозможно трансформировать российское общество только посредством реформ. Славянофилы (братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) полагали, что у России свой, самобытный путь исторического развития, не совпадающий с «гнилым» Западом. Они идеализировали сельскую общину, видели либерализацию в идее возрождения Земских соборов, свободомыслии. Эпоха Великих реформ 60-70-х гг. началась с отмены в 1861 г. крепостного права. Это было отправной точкой превращения Российского государства из военно-феодально-бюрократического в буржуазно-демократическое.


Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А. Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Просвещение

"Культурный ренессанс" затронул, правда, в первую очередь, верхние, образованные слои населения. Проблема приобщения социальных низов к элементарной грамотности была еще весьма далека от разрешения. Правда, и здесь наметились сдвиги. Процент грамотности населения, поднялся с 31 для мужчин и 13 для женщин в 1859 г. до соответственно 54 и 26 в 1913 г. Число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, увеличилось с 37 тыс. в 1900 г. до 81 тыс. в 1914 г., а число учащихся в них с 2,6 млн. до 6 млн. человек. Кроме того, накануне первой мировой войны еще 2 млн. человек посещало церковно-приходские школы. Стремительно росло число различных добровольных образовательных обществ, народных университетов.

Расходы государства, органов местного самоуправления на нужды образования увеличивались весьма высокими темпами. Если в середине 90-х годов XIX в. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к 1914 г. уже 300 млн. Тем не менее в плане финансового обеспечения образования Россия уступала наиболее развитым государствам. Так, к 1914 г. расходы на просвещение в России, население которой по численности превышало население Англии в 4 раза, были больше, чем соответствующие расходы в Англии лишь в 1,5 раза.