Меню Рубрики

Неналоговые доходы федерального бюджета включают. Неналоговые доходы федерального бюджета российской федерации. Доходы федерального бюджета Российской Федерации

1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;

Части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
лицензионного сбора на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по нормативу 100 процентов;
прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий - по нормативу 100 процентов;
платы за пользование водными объектами - по нормативу 100 процентов;
платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним - по нормативу 100 процентов.
2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:
прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами;

Доходы от внешнеэкономической деятельности.


1. В БК РФ четко прописан состав неналоговых доходов и порядок их зачисления в бюджеты. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в порядке, предусмотренном в ст. 41-46 Кодекса.
Источниками неналоговых поступлений федерального бюджета являются:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;
3) части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размере, устанавливаемых Правительством РФ;
4) прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;
5) доходы от внешнеэкономической деятельности.
2. Пунктом 1 ст. 42 БК РФ предусмотрено, что в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности.
В Законе о федеральном бюджете на 2003 г. (приложение 5) отдельно выделены:
1) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
2) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, зачисляются в доходы федерального бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, в полном объеме.
3. Авторы БК РФ последовательно реализуют идею "большого бюджета", воплощают принцип полноты. В этой связи следует также обратить внимание на такой вид неналоговых доходов, как доходы от платных услуг. Фактически это означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве появилась впервые и направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в "выявлении" всех источников доходов в условиях хронического бюджетного недофинансирования. Только при изменении самой системы бюджетного финансирования - переходе на бюджетные нормы, в основе которых лежат минимальные государственные социальные стандарты, - возможно говорить об адекватном отражении всех источников в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и соответственно в составе доходов бюджета.
К числу доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, в соответствии с Законом о бюджетной (приложение 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации") отнесены:
1) консульский сбор, взимаемый на территории РФ;
2) плата за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные;
3) средства, полученные от аукционной продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области;
4) плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков;
5) плата за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов;
6) плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва;
7) другие средства, поступающие от основной и иной хозяйственной деятельности системы государственного резерва;
8) прочие доходы.
Такие доходы также зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством.
4. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).
Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 комментируемой статьи размеры части прибыли унитарных предприятий, поступающей в федеральный бюджет, устанавливаются Правительством РФ.
5. Осуществляя свои основные цели, ЦБР может попутно создавать прибыль. При этом в ст. 3 Закона о ЦБР особо оговаривается, что получение прибыли не является целью деятельности ЦБР.
Прибыль ЦБР определяется как разница между доходами от операций, которые вправе осуществлять ЦБР (ст. 46 Закона), а также доходами от участия в капиталах кредитных организаций, с одной стороны, и расходами, связанными с осуществлением ЦБР своих функций (ст. 4 Закона), с другой стороны.
В соответствии со ст. 26 Закона ЦБР перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной прибыли по итогам года после утверждения годового отчета ЦБР Советом директоров. Оставшаяся прибыль ЦБР направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. В доходах федерального бюджета прибыль ЦБР учитывается в размере, остающемся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
6. Доходы от внешнеэкономической деятельности. В соответствии со ст. 7 Закона о бюджете на 2003 г. доходы от внешнеэкономической деятельности направляются в федеральный бюджет в размере 100% поступлений. К числу таких доходов бюджетной классификацией отнесены:
1) процент по государственным кредитам, в том числе:
- оплата процентов иностранными государствами по иностранным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств;
- поступление средств от предприятий и организаций в оплату процентов и гарантий по кредитам, полученным РФ от правительств иностранных государств, банков и фирм;
- поступление средств от предприятий и организаций в оплату процентов и гарантий по кредитам, полученным РФ от международных финансовых организаций;
2) поступление средств от централизованного экспорта;
3) таможенные сборы;
4) прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

"...1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

абзац исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ;

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;

платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;

платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ, в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

консульских сборов - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

утилизационных сборов - по нормативу 100 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 128-ФЗ)

2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:

прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

доходы от внешнеэкономической деятельности;..."

Источник:

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

  • - "...1. используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 2...

    Официальная терминология

  • - в РФ - федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной...

    Финансовый словарь

  • - по законодательству РФ - - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности...

    Финансовый словарь

  • - в РФ - сводная бюджетная роспись, составляемая Министерством финансов РФ и утверждаемая Министром финансов РФ. передается на исполнение Федеральному казначейству.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - "...Кассовый расход - операция по списанию средств со счета органа федерального казначейства в оплату принятых в установленном порядке денежных обязательств получателя средств федерального бюджета..." Источник: <...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...3...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...2.1...

    Официальная терминология

  • - см. Доходы бюджета; Собственные доходы бюджетов...

    Большой юридический словарь

  • - один из видов доходов государственных и местных бюджетов...

    Большая Советская энциклопедия

"Неналоговые доходы федерального бюджета" в книгах

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,

11. Доходы бюджета

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

11. Доходы бюджета Структура доходной части состоит из налоговых, неналоговых доходов. Перечень налоговых поступлений зависит от законодательно закрепленных налогов и сборов. При этом существует распределение доли налоговых источников между бюджетами различных

28. Доходы федерального бюджета

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого

13. Доходы бюджета

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

13. Доходы бюджета Доходы бюджета– денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти соответствующих субъектов РФ и

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Неналоговые доходы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Вопрос 2 Доходы федерального бюджета

автора

Вопрос 2 Доходы федерального бюджета При анализе состава и структуры доходов федерального бюджета интерес, прежде всего, представляет доля доходов федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета РФ (табл. 4.1).В доходах консолидированного бюджета 2007 г.

Вопрос 5 Неналоговые доходы бюджетов

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 5 Неналоговые доходы бюджетов Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджета относятся: доходы от использования

автора Коллектив авторов

Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Статья 49 Утратила

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:налога на прибыль организаций по ставке, установленной для

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета 1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 57. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 96.6. Нефтегазовые доходы федерального бюджета 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.2. К нефтегазовым

Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Статья 49. Виды доходов федерального бюджетаУтратила силу. – Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ.Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ)В федеральный бюджет зачисляются налоговые

Согласно действующим законам РФ перечень неналоговых отчислений в бюджет включает:
  • любые финансовые средства, полученные от использования, продажи или отчуждения имущества, находящегося в собственности государства или муниципалитета;
  • доходы за оказание платных услуг бюджетными организациями, органами местного самоуправления или госорганами;
  • денежные поступления, взимаемые по административному или уголовному производству (штрафы, пени, возмещение вреда окружающей среде от предприятий и пр.);
  • платежи, начисляемые за использование природных ресурсов.
На практике, основная доля неналоговых поступлений образуется в результате арендной платы за имущество, находящегося в государственной собственности или выплаты дивидендов по акциям предприятий, в которых государство имеет определенный пай. Четкие ставки для подобных поступлений не применяются, но уровень неналоговых доходов в бюджет государства жестко планируется исходя из показателей предыдущего года.

Особенности неналоговых поступлений

Основное отличие этой формы неналоговых отчислений — добровольность внесения. То есть, физическое или юридическое лицо вносит платеж за услугу или работу, которую желает получить. Имеются и исключения из этого правила — это денежные средства, которые взимаются в виде штрафов и прочих мер ответственности в области уголовного, гражданского или административного права.

Для неналоговых доходов в бюджет характерны такие особенности, как регулярность, стабильность, поступление из разных источников, мобильность — например, в текущем отчетном периоде доходы поступают в казну одного региона, в следующем — пополняют бюджет уже другого региона.

Отдельно следует упомянуть неналоговые доходы местного и регионального значения. В региональный бюджет неналоговые поступления приходят из следующих источников:

  • платежи за аренду имущества;
  • штрафы и прочие взыскания, назначенные по результатам административного или уголовного производства;
  • плата за услуги, предоставляемые местными органами власти;
  • экологический сбор (отчисления промышленных предприятий за вред, наносимый окружающей среде);
  • поступления за использование лесных ресурсов сверх установленного лимита.
Практически десятая часть региональных бюджетов пополняется за счет поступления неналоговых платежей.

Источники поступлений в казну местных бюджетов аналогичны (кроме экологического сбора и отчислений за сверхлимитное использование лесных богатств). Дополнительно, при формировании местной казны могут быть использованы различные платежи во внебюджетные фонды, инвестиции от физических лиц и компаний или финансовая поддержка, выделяющаяся на возвратной основе.

Для повышения эффективности неналоговых поступлений в бюджет необходимы меры по инвентаризации государственного имущества. Это определит, какие активы можно задействовать, чтобы они не простаивали и приносили доход. Еще одно важное направление — регулировка работы межведомственных организаций для исключения возможности уклонения от обязательных платежей в пользу бюджета.

  • Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
    • Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
    • Содержание и принципы финансовой деятельности государства
    • Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
    • Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
  • Финансовый контроль в Российской Федерации
    • Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы
    • Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
    • Правовые основы аудита в Российской Федерации
    • Методы финансового контроля
  • Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
    • Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
    • Бюджетная система Российской Федерации
    • Внебюджетные фонды
    • Бюджетные доходы и бюджетные расходы
    • Бюджетный процесс
  • Государственные доходы
    • Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
    • Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
    • Налоговые и неналоговые доходы
  • Государственные расходы
    • Государственные расходы: понятие, виды и принципы
    • Правовые формы реализации государственных расходов
    • Расходные обязательства публично-территориальных образований
  • Налоги и налоговые правоотношения
    • Налоги и сборы: понятие и функции
    • Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
    • Классификация налогов
    • Налоговые правоотношения
  • Государственный кредит и государственный долг
    • Государственный кредит (государственное кредитование)
    • Государственный долг
  • Государственное страхование
    • Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
    • Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
    • Виды страхования, имеющие государственную основу
  • Правовые основы банковского дела
    • Банковская система Российской Федерации
    • Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
    • Центральный банк РФ (Банк России)
    • Банковское регулирование и надзор
  • Банковский кредит и кредиты Банка России
    • Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
    • Банковский кредитный договор
    • Кредиты Банка России
  • Денежная система и денежная политика Российской Федерации
    • Понятия «деньги» и «денежная система»
    • Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
  • Правовые основы денежного обращения
    • Понятие «денежное обращение»
    • Наличное денежное обращение (денежный оборот)
    • Безналичное денежное обращение
    • Методы регулирования денежного обращения
  • Правовые основы расчетов в Российской Федерации
    • Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
    • Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
    • Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
    • Расчетные операции кредитных организаций
    • Формы расчетов: юридическое закрепление
  • Валютное регулирование и валютный контроль
    • Валютное регулирование и валютные правоотношения
    • Валютные операции
    • Валютный контроль: понятие и содержание

Налоговые и неналоговые доходы

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (налогам посвящается отдельная тема).

Например, согласно ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее - Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20%;
  • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100%;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100%;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50%;
  • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100%;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100%;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40%;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100%; сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20%;
  • водного налога - по нормативу 100%;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) - по нормативу 100%.

Аналогично регулируются налоговые доходы субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся доходы от следующих региональных налогов (ст. 56 БК РФ):

  • налога на имущество организаций - по нормативу 100%;
  • налога на игорный бизнес - по нормативу 100%;
  • транспортного налога - по нормативу 100% и др.

К налоговым доходам бюджетов поселений относятся (ст. 61 БК РФ) налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

  • земельного налога - по нормативу 100%;
  • налога на имущество физических лиц - по нормативу 100%.
  • налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 10%;
  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 35%;
  • государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, - по нормативу 100%.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Так в России, по данным Минэкономразвития, в 2011-2013 гг. доход государства от приватизации может составить 600-700 млрд. рублей. В 2011 г. государство получило от приватизации более 200 млрд. рублей. По данным Минфина, в доход федерального бюджета должны поступить средства от продажи (приватизации) государственных долей в таких структурах, как Транснефть, Роснефть, ФСК ЕЭС, Рус Гидро, Сбербанк, ВТБ, РЖД, Совкомфлот, Россельхозбанк и др.;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

Например, согласно ст. 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными кредитами;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Закон регулирует также источники неналоговых доходов в зависимости от того, в бюджет какого уровня они зачисляются. Например, в соответствии с ст. 50 БК РФ к неналоговым доходам федерального бюджета относятся доходы за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100%;
  • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 Кодекса, - по нормативу 100%;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
  • лицензионных сборов - по нормативу 100%;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100%;
  • платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100%;
  • оплаты за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100%;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100%;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%;
  • консульских сборов - по нормативу 100%;
  • патентных пошлин - по нормативу 100%;
  • платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100%;
  • сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100%.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Все эти бюджетные доходы включаются в состав государственных доходов.

Собственные доходы федерального бюджета в соответствии со ст. 47 БК РФ формируются за счет:

а) налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

б) неналоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) доходов, полученных федеральным бюджетом в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Кроме того, к доходам федерального бюджета относится часть прибыли Центрального банка, остающейся после уплаты налогов и сборов, а также доходы от внешнеэкономической деятельности (ст. 50, 51 БК РФ).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также пеней и штрафов по ним.

В соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет полностью зачисляются следующие налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Налоговые доходы федерального бюджета закреплены на постоянной основе полностью или частично в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах и являются собственными доходами бюджета. Виды налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, а также нормативы отчислений, в соответствии с которыми налоговые доходы поступают в федеральный бюджет, установлены в ст. 50 БК РФ. Закрепление в Бюджетном кодексе РФ вида налоговых доходов и нормативов их отчислений позволяет повысить уровень прогнозирования налоговых доходов бюджета. В Федеральном законе от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"*(87) содержатся нормативы распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов тех доходов, которые не установленные Бюджетным кодексом РФ. Например, в приложении 1 к данному Закону установлены нормативы распределения доходов в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Неналоговые доходы зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Виды неналоговых доходов определены в ст. 41, 42, 46 БК РФ. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

б) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;

в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия по нормативам, указанным в ст.

41 БК РФ;

д) средства самообложения граждан;

е) иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы федерального бюджета, которые полностью являются источником формирования федерального бюджета, следующие:

Частично неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

а) части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

б) платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%. Полностью к неналоговым доходам федерального бюджета относятся также

следующие суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации.

Суммы денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 50%.

Отдельно в доходах федерального бюджета выделяются нефтегазовые доходы федерального бюджета, которые не относятся к собственным доходам, имеют целевой характер и используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. К нефтегазовым доходам федерального бюджета в соответствии со ст. 96.6 БК РФ относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

а) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

б) вывозных таможенных пошлин на сырую нефть;

в) вывозных таможенных пошлин на природный газ;

г) вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Таким образом, в состав нефтегазовых доходов включены как налоговые доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, горючий природный газ из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья), так и неналоговые доходы (вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, на природный газ, на товары, выработанные из нефти).

Полномочиям Российской Федерации на формирование доходов бюджетов посвящены некоторые статьи Бюджетного кодекса РФ. Так, в соответствии со ст. 7 БК РФ к бюджетным полномочиям Российской Федерации относится определение основ формирования доходов бюджетной системы РФ. Полномочия Российской Федерации как субъекта бюджетного права на формирование доходов бюджетов конкретизированы в ст. 53 БК РФ. Формирование доходов бюджетов осуществляется на основании трех отраслей законодательства РФ - бюджетного законодательства РФ, законодательства о налогах и сборах и об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).