Меню Рубрики

Постановка звука двумя способами. Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция Постановка буквы ч

Шмакова Елена
Постановка звука [Ч] двумя способами

Постановка звука Ч .

Звук Ч можно поставить двумя способами .

Способ 1 . В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов) . Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч .

Способ 2 . Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь . Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно : «Как тикают часики?» «Ч-ч-ч» . «Как стрекочет кузнечик?» «Ч-ч-ч» . «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч» .

Постановка и автоматизация звука [Ч] .

Аффрикат, слитный (Т, Ш : Т - не язычно - зубной, а язычно альвеольный; Ш - верхнее, глухой, ротовой, смычно - щелевой.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы слегка выдвинуты вперёд. Расстояние между резцами (зубами) сжаты или сближены (2 - 3) мм. В первый момент кончик языка прижат к альвеолам - смычка. Во второй момент смычка размыкается с взрывом отходит в положение «верхнего» Ш. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, спинка и корень опущены. Весь язык имеет форму «чашечки» . Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть положение губ, что кончик языка вверху и положение боковых краёв. Можно осязать отсутствие вибрации и воздушную струю как при Ц.

Постановка . Слухо - зрительный анализ до звука , неоднократное повторение (Ш должно быть без дефектов) . Тактильно - вибрационные ощущения. АШ - АЧ (кончик языка не у верхних резцов, а у альвеол - продвигаем его дальше) . Опираемся на характер воздушной струи. Механический путь. На базе Ц, с помощью зонда, шпателя, пальца. Ц должен быть без дефектов. под кончик языка кладёшь шпатель : «Говори Ц - губы не лабиализованы, а при Ч - лабиализованы. Не спешить давать букву. Только когда можно будет убрать шпатель.

Виды неправильного произношения. «Призубный сигматизм» Ч=Ц. Кончик языка размыкается и опускается вниз, не сохраняясь в положении при звуке «Ш» .Слухо - зрительно + тактильно - вибрационные ощущения при при звуке Ш . Замена Ч на Ш. Кончик языка не образует смычки с альвеолами, нет толчкообразной струи, только сплошная. Эта фонема допустима по сокращённой системе фонем, только до постановки звука «Ч» . «Свистящий сигматизм» Ч = Ц. Кончик языка внизу, толчкообразную работу выполняет спинка. Ставить заново, но не на базе Ц. «Боковой сигматизм» . Раздувание щёк, брызгает слюна, работают боковые края; кончик языка образует смычку либо с альвеолами, либо с нижними резцами, либо закрывают щель между резцами. Звук ставим заново .

Автоматизация звука [Ч] . Правильно проговариваем звук [Ч] в слогах . ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ, ЧА-ЧО, ЧА-ЧУ, ЧА-ЧИ, ЧА-ЧЕ, ЧО- ЧА, ЧО-ЧУ, ЧО-ЧИ, ЧО-ЧЕ, ЧУ-ЧА, ЧУ-ЧО, ЧУ-ЧИ, ЧУ-ЧЕ. Выделяем ударные слоги ЧАЧА, ЧАЧАЧА, ЧАЧА, ЧАЧАЧА, ЧАЧАЧА

Проговариваем звук Ч в словах . ЧАС,ЧУДО, ЧУДОВИЩЕ, ЧУГУН, ЧИСТОТА, ЧЕЛОВЕК, ЧАЩА,ЧУЛОК. Автоматизируем звук [Ч] между гласными звуками АЧА , ОЧО, УЧУ, ЫЧИ, АЧО, УЧА, ОЧА, ОЧУ, АЧУ. Проговариваем звук Ч в словах . КАЧАЛКА, МОЧАЛКА, ТОЧИЛКА, КАЧЕЛИ, КОЧАН. Правильно проговариваем звук Ч в сочетании с согласной ЧВО, ЧВА,ЧЛО, ЧМО, ЧНО, ЧРО, ЧВА, ЧЛА, ЧМА, ЧНА, ЧРА, ЧВУ, ЧЛУ, ЧМУ, ЧНУ. Проговариваем звук Ч в словах . ДОЧКА,КОЧКА, ТОЧКА, НОЧКА ТУЧКА. Проговариваем звук Ч в обратном слоге АЧ, ОЧ, УЧ ЫЧ. Проговариваем звук Ч словах . ДОЧЬ, НОЧЬ, ГРАЧ, КАЛАЧ, ОБРУЧ, МЯЧ. Проговариваем звук [Ч] в предложениях . НА ДЕРЕВЕ ГРАЧ, У МАМЫ ДОЧЬ, НАСТУПИЛА НОЧЬ.

Публикации по теме:

Презентация «Сказка про лису - рыжую красу» постановка звука «С» Жила – была на лесной опушке Лиса – рыжая краса. И всё-то у неё было хорошо, да только не умела лиса произносить звук [с]. Сидит она и.

Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]» I.Тема занятия: “Советы Михаилу”. Рабочая тема: “Постановка звука [Л]”. II. Программное содержание. Цель:. постановка звука [Л] в рамках.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Цель: постановка звука [Л] Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [щ]» Тема: Постановка звука [Щ] Цель: 1. Образовательные: -закреплять умение правильно произносит звук [щ]; 2. Коррекционные: -развитие фонематического.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш] Цель: - уточнение артикуляции звука [Ш]; - постановка звука;.

Губы, зубы, боковые края языка, небная занавеска, голосовые складки при произношении ц находятся в таком же положении, что и при произношении с (см выше.

В артикуляции звука ц выделяются два этапа (переход от Т к С) I этап (т): кончик языка опушен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов.

II этап (с): передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка образуется желобок.

Нормальная артикуляция звуков ш, ж, щ, ч

При произношении всех шипящих губы округлены, несколько выпячены вперед.

Между зубами щель примерно 1,5 мм.

При произношении звуков ш, ж образуются одновременно две щели, два шумообразующих фокуса - передний и задний.

Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам (первое сужение - фокус). Передняя часть спинки языка опушена, задняя часть спинки языка приподнята к началу мягкого неба (второе сужение). Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Язык имеет форму чашечки /ковша/.

Небная занавеска поднята и смыкается с задней стенкой глотки.

При произношении звука ж наблюдается незначительная вибрация кончика языка.

Вариант нормы - нижняя артикуляция (обычно бывает при высоком небе) - опущенный кончик языка несколько оттягивается назад, а спинка значительно выгибается вверх.

При произношении звука щ по сравнению со звуками ш, ж

Положение боковых краев языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.

По сравнению с ш - язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам /как при ш/ (при нижней артикуляции - опущен к нижним зубам). Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед.

При произношении звука ч

I этап (ть): кончик языка и передняя часть спинки языка смыкается с поверхностью у корней верхних резцов. Средняя часть языка приподнята (часто кончик языка опущен, а смычка происходит от соприкосновения передней части спинки языка с верхними деснами - нижняя артикуляция).

II этап (шь): после взрыва передняя часть спинки языка образует щель, отодвигается от верхних резцов к альвеолам. В логопедической работе по коррекции дефектов звукопроизношения более эффективным является формирование верхнего произношения шипящих звуков.

Нормальная артикуляция звуков л, л"

Положение губ и зубов зависит от последующего гласного.

Кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу л является апикальным. Язык имеет форму седла. Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Согласные л, л", таким образом, являются боковыми. Небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, го­лосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном (мягком) л" средняя часть спинки языка и его передняя часть приподняты, корень языка опущен. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

| ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т", щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т . То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т ; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т .

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть - оч, вместо уть - уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

Звук Ч относится к шипящей группе, поэтому его артикуляцию обычно дети осваивают к 3-4 годам. Его артикуляция несколько отличается от Ш, Ж, поэтому для коррекции используют специфические упражнения. Искажение Ч может появиться при различных речевых расстройствах. Заниматься его постановкой нужно после того, как у ребенка будет сформировано правильное произношение Ш, являющегося базовым для группы шипящих.

Произношение в норме

Звук Ч занимает особое место среди шипящих − из-за особенностей его артикуляции. Он получается путем соединения Т и Ш. Когда человек произносит Ч, его губы слегка округляются, выдвигаются вперед. Зубные ряды сомкнуты, между ними образуется маленькая щель.

Чтобы правильно произнести этот звук, язык делают широким. Поднимают его и кончиком касаются твердого неба ближе к зубам. Средняя часть спинки опущена, боковые стороны касаются верхних зубов, таким образом, получается углубление. Выдох должен быть сильным, толчкообразным, чтобы пройти через щель, создаваемую альвеолами и передней частью языка.

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящих называется в современной логопедии сигматизм, а их замена другими звуками – парасигматизмом. Есть несколько вариантов искажения Ч, отличающиеся работой органов артикуляции в момент произношения. Данный звук образуется путем слияния Т и Ш, поэтому любое отклонение от их правильной артикуляции может стать причиной искажения Ч. Виды дефекта:

  • Отсутствие звука – ребенок не использует никакой упрощенный аналог этой фонемы.
  • Межзубное искажение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание Ч.
  • Призубный вариант получается из-за того, что передняя часть языка слишком напряжена, а воздух выходит не одной длительной толчкообразной струей, а несколькими толчками. Слышится мягкий вариант Т.
  • Губно-зубное произношение проявляется в виде того, что вместо Ч слышится Ф. Такой сигматизм получается из-за нижнего положения языка при поднятых боковых краях, подъема нижней губы к верхнему зубному ряду.
  • Боковой сигматизм возникает из-за слабости мышц языка, в результате воздух проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.
  • Шипящее произношение обусловлено повышенным тонусом языка, из-за чего он приподнят, а его кончик опущен. Получается мягкий аналог Ш.
  • Носовое произношение получается из-за нижнего положения передней части и поднятой спинки языка. Воздушная струя выходит через нос − получается Х с гнусавым звучанием.

Также Ч часто заменяют на свистящие или на Т. Причиной этого может быть как неправильная артикуляция, так и недоразвитие фонетико-фонематических процессов.

Артикуляционные упражнения

Прежде чем приступить к постановке Ч логопед проводит подготовительный этап. В занятия добавляют специальные артикуляционные и дыхательные упражнения:

  • Цель этого упражнения − формирование подъема передней части языка, также оно помогает укрепить его мышцы. Рот нужно открыть, язык сделать широким. На его кончик помещают маленькую конфету. Далее просят приклеить ее к небу, удерживать в течение нескольких секунд. В выполнении упражнения задействуется только язык, нижнюю челюсть поднимать не нужно.
  • Исходное положение – широко открытый рот, при этом уголки растянуты в улыбке, передняя часть языка находится за верхними зубами. Ребенка просят с усилием подуть на кончик языка так, чтобы выдох получился толчкообразным. Благодаря такому выдоху кончик отскакивает. Должен получиться аналог звука t как в английском слове «that». Постепенно к артикуляции добавляют голос и округляют губы. Чтобы упражнение получилось правильным, кончик языка должен упираться в альвеолы, а не верхние зубы.

Также в комплекс можно включить задания для формирования правильной артикуляции Ш и на формирование сильного выдоха. На подготовительном этапе отрабатывается четкое произношение Т, Ш.

Если у ребенка искажение этих фонем, то сначала корректируют их, а потом приступают к постановке Ч.

Варианты постановки Ч

Если в речи ребенка сформировано произношение Т, Ш, то фонему легко поставить путем подражания. Также есть два популярных способа постановки от мягкого варианта Т и сочетания этих двух звуков:

  • Произносят ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка нужно затрагивать основание верхних зубов. Далее медленно отвести его чуть вглубь, ребенок должен улыбаться. При правильном выполнении в речи появляется четкое произношение Ч.
  • Аналогично этому способу. Но только если в предыдущем варианте сразу был ускоренный темп, то здесь сочетание ТЬ-ШЬ начинают проговаривать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Губы принимают положение улыбки.

Ч можно скорректировать с механической помощью. Например, при межзубном искажении. Когда ребенок будет произносить Ч, черенком ложки поднимают кончик языка. Сначала до альвеол, пока не образуется смычка, затем аккуратно отодвигая его вглубь ротовой полости. Все это делается на одном выдохе.

Закреплять правильное произношение Ч сначала нужно изолированно, потом в слогах. Но переходить к этапу автоматизации можно только тогда, когда ребенок будет четко произносить нужную фонему.

Коррекция парасигматизма

Парасигматизмы возникают в результате неправильной артикуляции и недоразвития фонетико-фонематических процессов, а именно – фонематического слуха. Поэтому, кроме артикуляционной гимнастики, в подготовительную работу добавляют задания на развитие фонематического слуха:

  • При свистящем варианте дефекта (когда ребенок заменяет Ч на С) проводится тренировка по различению смешиваемых звуков. Логопед объясняет и показывает их артикуляцию, делая акцент на их различии. Также предлагаются задания на различение Ч и С на слух. Логопед предлагает сравнить выдыхаемую струю: при произнесении С она холодная, Ч – теплая. В артикуляционных упражнениях упор делается на формирование подъема языка и сильной толчкообразной воздушной струи.

  • При губно-зубном варианте проводится аналогичная работа, но только по различению Ч и Ф. Также логопед делает массаж губ, делает на них упор в артикуляционной гимнастике, а также на подъеме языка.

При носовом произношении упор в работе делают на формировании адекватного речевого дыхания. Ребенка учат различать ротовой и носовой выдох. В артикуляционных упражнениях подбирают задания на формирование подъема кончика языка и удержание его за верхними зубами, а также учат направлять на него воздушную струю.

Разница в коррекции звука у детей и взрослых

Отличий в постановке фонем у детей и взрослых нет. Особенность лишь в способе подачи информации. Если при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал и дополнять артикуляционную гимнастику стихотворениями, потешками, то со взрослыми логопедические занятия выстраиваются по типу беседы.

Также у взрослых подготовительный этап может занять больше времени. Это связано с тем, что неправильное произношение у них закреплялось долгое время. Но у взрослых проще выработать навык самоконтроля за речью. Тем не менее, независимо от возраста успех занятий зависит от правильности подобранных методик и соблюдения всех рекомендаций.

Задачи: Постановка отсутствующего звука «Ч».

Цели занятия:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «Ч».
- Укрепить мышцы языка посредством выполнения артикуляционной гимнастики.
- Закрепление правильного произношения звука [Ч].
- Формирование умения выделять заданный звук на фоне звуков, слогов и слова.
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие логического мышления;
- Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: Игрушка черепаха, картинки.

Организационный момент:
Логопед загадывает загадку про Черепаху:

Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...(черепашка)

Показ игрушечной черепахи.
Логопед:
Давай вместе с черепахой сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика:

1. «Лопатка».
Цель: Выработать навыки делать язык широким и спокойно удерживать его в расслабленном состоянии.
Губы в улыбке. Рот открыт. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10. Обратить особое внимание, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2. «Пирожок».
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

3. «Качели».
Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Маляр».
Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Грибок».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

7. «Гармошка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8. «Вкусное варенье»
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх - она должна быть неподвижной.

9. «Чашечка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

11. «Саночки».
Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

12. «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

Ход занятия.

1. Игра: «Поймай звук Ч».
Хлопни в ладошки, если услышишь звук Ч.
- П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч.
- ПА, НО, ЧЕ, СА, ЩА, ЧО.
- ЧАЙ, СОН, ЧАСЫ, ЩАВЕЛЬ, СОК, ШАПКА, МЯЧ.

2. Игровой приём постановки звука «Ч». (Постановка по подражанию).
Логопед:
-Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные.
-Черепахи любят тишину.
Когда громко, можно сделать так:
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…
Логопед уточняет артикуляцию звука «ч»:
При произнесении звука «Ч»
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Зубы сближены.
Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…

3. Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».
- "Сколько пыли, сколько сора –
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

4. Игра: « Найди картинку».
Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть звук «Ч».
Картинки: чемодан, часы, очки, бочка, пчела, качели, мяч, ключ, шапка, щука, ящик, цапля, тапок, танк.
Итог занятия:
-Какой звук, ты учился произносить? (Звук «Ч»).
Молодец!

Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается, то можно воспользоваться механическим способом постановки звука «Ч». При помощи зонда №5.Ребёнка просят произнести слог ать, зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.