Меню Рубрики

Беседа «Полезные и вредные привычки. Беседа: «Вредные привычки Полезная информация о вредных привычках беседа диалог

Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании.
  • Дать понять о последствиях употребления психоактивных веществ.
  • Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Основные понятия: полезные и вредные привычки, вредные вещества, психоактивные вещества, алкоголь, курение, наркотические вещества, токсикомания их неблагоприятное влияние на органы и системы, организм человека.

Ход занятия

I . Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Определение эмоционального состояния присутствующих: Ребята, Вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный сиреневый, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).

II. Вступление учителя . Сообщение темы и цели занятия.

Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!

Ребята, Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Девизом нашего занятия станут слова:

Я умею думать, умею рассуждать,
Что полезно для здоровья буду выбирать.

Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.

Какие бывают привычки? (слайд №2)(ответы детей)

Привычки бывают полезные и вредные.

Какие привычки мы называет полезными?

Назовите полезные привычки. (ответы детей) (слайд №3)

Какие привычки мы называем вредными?

Назовите вредные привычки. (ответы детей) (слайд №4)

Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики,токсикомания) (слайд №5)

- “Что же происходит при курении табака?” (слайд № 6)

Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.

Практическая работа.

Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?

Ребята, а что интересного вы можете рассказать о табаке? (ответы детей)

Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья. (слайд №7)

Следующая опасная привычки – это алкоголь. (слайд №8)

Алкоголь – это вещество, которое содержится в сиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.

Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)

Как ведут себя такие люди? (ответы детей)

Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)

Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.

По данным министерства здравоохранения:

  • пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;
  • курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;
  • Курение притупляет вкусовые ощущения;
  • причиной многих пожаров является сигарета.

Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья.(слайд № 9)

Наркотики относятся к вредным привычкам. (слайд № 10)

Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики.Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю.Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.

Вывод: Наркотики – это гибель для человечества. (слайд № 11)

Токсикомания также относится к вредной привычке. (слайд № 12)

Токсикомания – это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Человек становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких – то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Ему мерещатся всякие страхи, состояние тревожное. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов: развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки почки выходят из строя. При передозировке, возможны летальные исходы.

Вывод: Токсикомания – это яд для здоровья человека. (слайд № 13)

- Чем похожи алкоголь, наркотики, табак, токсикомания? (ответы детей)

- Как влияют на организм ПАВ?

Учитель:

Ну что ж, мой друг,
Решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой,
Ты согласиться можешь, но отказ,
Окажется получше в сотню раз,
Ты вправе жизнь свою спасти,
Подумай, может, ты на правильном пути,
Но если всё – таки успел свернуть,
То потрудись себе здоровье ты вернуть.

III . Работа в группах

А сейчас поиграем. Проведём конкурсы между группами.

Деление на группы (сила, молодость, здоровье).

Конкурсы.

1 конкурс.

Назовите причины, которые заставляют употреблять ПАВ. (слайд № 14)

(Итог: ПАВ помогают выглядеть старше, заполняют время когда скучно, помогают сбросить вес, интерес, за компанию).

ПАВ НЕ ПОХОДЯТ БЕССЛЕДНО.

2 конкурс.

Несколько способов сказать «НЕТ».

Ребята, представьте такую ситуацию: «Вам предложили попробовать наркотики, покурить или выпить пива или вина. Ваша задача отказаться. (слайд № 15)

3 конкурс

Ролевая игра:

Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Их действия?

Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия?

Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения.

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.

Учитель: (чтение стихотворения) (слайд 16)

Вредным привычкам – нет!
Скажи всем друзьям.
Вредным привычкам – нет!
Скажи себе сам.
Вредные привычки – плохо!
Знай всегда.
Вредные привычки – смерть!
Убьёшь себя.

Многие люди, живущие на планете мечтают быть здоровыми и прожить долгую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам «9 заповедей здоровья» (слайд 17)

  • четкий режим дня;
  • свежий воздух;
  • больше смеха;
  • физическая активность;
  • правильное питание;
  • не пить, не курить;
  • личная гигиена;
  • любовь к себе и другим;
  • занятия по душе.

Но некоторые, жители планеты Земля имеют вредные привычки и ни хотят от них избавляться. Если Вы захотите присоединиться к ним, или уже присоединились, то послушайте « Разрешалки» от вредной привычки и тогда может быть ваше мнение изменится.

Разрешалки от вредной привычки: (слайд 18)

Употреблять наркотические и токсические средства, алкоголь, курить - можно:

  • Если ты хочешь прожить короткую жизнь;
  • Если хочешь отставать в учебе;
  • Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;
  • Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;
  • Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами;
  • Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;
  • Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;
  • Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;
  • Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;
  • Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».

Начать легко. Бросить – не тут-то было.

Подумай над этим!

Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки
Они ведь вредны для земли
В употреблении людьми.
Они мешают людям жить,
Так, что хочется аж выть.
Сигареты, водка – ни к чему
Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»
А наркотики сейчас
Устрашают просто нас.
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.

IV . Итог урока:

Что полезного и интересного вы узнали на занятии?

Какой можно сделать вывод? (слайд 19)

  • Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек!
    Наш совет: “Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические и токсические вещества”!

Учащимся класса раздаются памятки « Разрешалки от вредной привычки».

ПРЕДУПРЕЖДЕН! ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН!(слайд 20)

Ребята, вначале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).

V . Домашнее задание: Сочинить сказку «Путешествие в страну вредных привычек».

Беседа: «Вредные привычки»

Цели:

1. Закрепление знаний о вреде курения, алкоголизма, наркомании;

2. Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания;

3. Воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Практическое задание.

Воспитатель : У каждого на парте лежит набор букв. Сложите из них 2 слова, с которыми мы уже встречались ранее. Что получилось? /Вредные привычки/.

3. Тема занятия.

Воспитатель : Тема нашего занятия – вредные привычки. /На доске тема занятия/ . Мы с вами уже много говорили о вредных привычках. Сегодня мы подведём итог по данной теме.

4. Беседа.

Воспитатель: Какие вредные привычки вы можете назвать? /Курение, алкоголизм, наркомания, ложь, пропуски занятий, уход из школы, воровство и другие/.

/На доске вывешиваются таблички: “Табакокурение”, “Алкоголизм”, “Наркомания”/.

Воспитатель : Почему они считаются вредными? /Наносят вред организму человека /. А вот какой вред они причиняют организму человека мы сейчас вспомним.

5. Работа над пройденным материалом.

Воспитатель : Итак, первая вредная привычка, о которой мы будем говорить, “Табакокурение” .

Это слово состоит из 2 частей. Каких? /Табак и курение/ .

Как в России появился табак? /Завезли купцы из Америки/ .

Что такое табак? /Однолетнее растение/ . Это однолетнее растение, в листьях которого содержится вредное вещество. Какое? /Никотин/ . Это сильный яд, в чистом виде представляет собой маслянистую жидкость. Учёные установили, что извлечённый из 5 сигарет никотин убивает кролика, а из 100 сигарет – лошадь. Вот какой губительной силой обладает никотин.

6. Разгадывание кроссворда.

1.Листья, которые сушат на солнце, затем сворачивают в трубочки. /Табак/ .

2.Что остаётся от недокуренной сигареты. /Окурок/ .

3.Сильный яд, находящийся в табаке. /Никотин/ .

4.Часть сигареты, которая задерживает некоторые вредные вещества, содержащиеся в сигарете. /Фильтр/ .

5.Чем добывают огонь. /Спички/ .

7.Так называют человека, который много курит. /Курильщик/ .

7. Беседа .

Воспитатель: Следующая вредная привычка “Алкоголизм” .

Что такое алкоголь? / Вещество, которое содержится в алкогольных напитках/ .

Скажите:

— Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые выпили много алкогольных напитков? (Ответы детей)

— Как ведут себя такие люди? (Ответы детей)

— Какое чувство они вызывают у вас, у окружающих? (Ответы детей)

— Можно ли отмечать праздники без алкогольных напитков? (Ответы детей)

Подведение итога : Алкоголь опасен в любом возрасте, особенно детском и подростковом. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Такую ошибку исправить нелегко.

8. Работа с басней.

Послушайте басню С.Михалкова “Непьющий воробей”.

Случилось это

Во время птичьего банкета:

Заметил Дятел-тамада,

Когда бокалы гости поднимали,

Что у Воробушки в бокале –

Вода! Фруктовая вода!!

Подняли гости шум, все возмущаться стали,

Штрафной” налили Воробью.

А он твердит своё: “Не пью! Не пью! Не пью!”

Не поддержать друзей? Уж я на что больная, —

Вопит Сова, — а всё же пью до дна я!”

Где ж это видано, не выпить за леса

И за родные небеса?!” —

Что делать? Воробей приклювил полбокала.

Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!

Раз взялся пить, так пей до дна!

А ну, налить ему ещё вина!”

Наш скромный трезвенник недолго продержался –

Все разошлись, а он под столом остался…

С тех пор прошло немало лет,

Но Воробью теперь нигде проходу нет,

И где бы он не появился,

Везде ему кричат и шепчут вслед.

Ах, как он пьёт!”, “Ах, как он разложился!”,

Вы слышали? На днях опять напился!”,

Вы знаете? Бросает он семью!”

Напрасно Воробей кричит: “Не пью-ю! Не пью-ю!!”

— Скажите, что случилось с воробьём?

— Почему воробей не сумел отказать, сказать НЕТ?

Также происходит и в жизни. (Ответы детей)

9. Игра “Выбери ответ”.

Воспитатель : А сейчас я предлагаю сыграть в игру Выбери ответ . Внимательно послушайте вопрос:

— Как бы вы ответили, оказавшись на месте воробья? Почему?

На доске варианты ответов. Выберите один из вариантов ответа и встаньте возле него.

А) спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления;

Б) спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты;

В) спасибо, но сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители;

Г) спасибо, с удовольствием попробую.

(Ответы детей)

Вывод : Есть ещё много вариантов ответа. Но самые правильные те, в которых есть слово НЕТ .

10. Беседа .

Воспитатель : Ещё одна вредная привычка – “Наркомания”. Другими словами употребление наркотиков. Наркомания также как алкоголизм и табакокурение – это тоже серьёзная опасность для человека. Сейчас мы с вами вспомним какая это опасность. У вас на партах лежат листочки с напечатанным текстом. По очереди, вслух читаете этот текст и вывешиваете на доске.

— Наркомания – это ловушка.

— Наркомания – это самообман.

— Наркомания – это медленное самоубийство.

— Наркомания – это тюрьма.

— Наркомания – это тяжёлые болезни.

— Наркомания – это больной мозг.

— Наркомания – это предательство.

— Наркомания – это потеря всего.

— Наркомания – это смерть.

Вывод : Это этапы жизни наркомана, другими словами, его судьба. Страшная судьба.

11. Игра “Пирамида”.

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю сыграть ещё в одну игру “Пирамида” . Я приглашаю 1 человека, он выходит и приглашает к доске следующего и т.д. Пока не выйдут все учащиеся.
Идёт игра .

Воспитатель : Посмотрите, мы с вами построили пирамиду. И на это ушло очень мало времени. Вот также быстро табак, алкоголь, наркотики овладевают организмом человека и разрушают его.

12. Итог.

Воспитатель : Я надеюсь, что вы никогда не будете курить, употреблять алкоголь и наркотики. Надеюсь, что все вредные привычки, о которых мы говорили, обойдут вас стороной. А для этого вы должны уметь сказать Нет вредным привычкам ”. Давайте вместе вслух произнесём эту фразу.

Дети громко произносят эту фразу.

Цели: дать понятие устойчивого здорового развития личности;

Задачи: объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход;

объяснить, что табак, алкоголь и наркотики–вещества, приносящие вред здоровью.

Помочь понять детям, что свое здоровье нужно беречь.

Время: 30 мин.

Материал: плакат для таблицы.

Ход классного часа

Воспитатель: Еще древние римляне говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как вы считаете, что подразумевается под “здоровым телом”? (Ответы детей).

Воспитатель развивает мысль о здоровом теле, о развитии человеческого тела как организма со свойственной ему симметричностью, устойчивостью. При травмах можно помочь различными способами. Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа, кости, волосы, зубы, внутренние органы.

У древних “здоровый” и “красивый” обозначались одним словом. А что такое “дух”? (Подсказка – совокупность мыслей, поступков, знаний, стремлений, чувств).

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. То есть, человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отделение временного пребывания детей и подростков (стационарное)

Беседа

«ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ».

Воспитатель: Табакова С.С.

с. Андрюшино

2009г.

Беседа "Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков".

Цели: дать понятие устойчивого здорового развития личности;

Задачи: объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход;

Объяснить, что табак, алкоголь и наркотики–вещества, приносящие вред здоровью.

Помочь понять детям, что свое здоровье нужно беречь.

Время: 30 мин.

Материал: плакат для таблицы.

Ход классного часа

Воспитатель: Еще древние римляне говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как вы считаете, что подразумевается под “здоровым телом”? (Ответы детей).

Воспитатель развивает мысль о здоровом теле, о развитии человеческого тела как организма со свойственной ему симметричностью, устойчивостью. При травмах можно помочь различными способами. Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа, кости, волосы, зубы, внутренние органы.

У древних “здоровый” и “красивый” обозначались одним словом. А что такое “дух”? (Подсказка – совокупность мыслей, поступков, знаний, стремлений, чувств).

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. То есть, человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой.

Перед вами таблица частичных потребностей человека. Давайте попытаемся ее заполнить: (на доске вычерчена заранее таблица с заголовками, заполняют таблицу сами дети, например):

Без чего человек не может прожить

Без кого человек не может прожить

Можно прожить, но трудно

воздух

родители

телевизор

вода

животные

книги

еда

птицы

бытовые приборы

крыша над головой и т.п.

насекомые

посуда, мебель и т.п.

Воспитатель: Как вы думаете, от чего у человека может наступить зависимость? Какая зависимость сильнее всего отнимает силы и здоровье? (курение, алкоголь, токсикомания, несоблюдение гигиены, наркотики) – выходят дети с подготовленной информацией и рассказывают об этих вредных привычкам, мешающих здоровью человека.

1 ребенок: Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и получили название “табак”. У курящих быстро наступает тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали табак успокаивающим веществом и использовали его как лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них – яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к вредным привычкам. Никотин является веществом, изменяющим сознание, и является самым сильным наркотиком, кокаин стоит на втором месте после никотина.

2 ребенок:

Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы.

Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.

За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек.

Сейчас в Америке считается курить “немодным”.

Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.

Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество.

Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания, поражает нервную систему.

3 ребенок: Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков узнали за 8 тысяч лет до нашей эры, когда люди изготавливали спиртные напитки из меда, винограда, пальмового сока, пшеницы. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”. Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным.

4 ребенок: Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.

5 ребенок : Наркотики – это химические вещества растительного и химического происхождения. Их употребление вызывает наркотическое опьянение, а люди называются наркоманами. Назначение наркотиков – в медицинских целях для снижения болевых ощущений при операциях или тяжелых болезнях. К наркотикам привыкают очень быстро, а зависимость вылечить очень трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая галлюцинации, бред, иллюзии. Применение наркотиков вызывает химическую зависимость организма, а это часто смертельное заболевание.

6 ребенок : Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Наркоманы распространяют чаще других СПИД.

7 ребенок : Неправильно считать, что проблема с алкоголем и наркотиками появилась только сейчас. В древние времена жрецы и шаманы использовали наркотики для того, чтобы было легче управлять людьми. Алкоголь и наркотики служили наградой за послушание и помогали снимать страх перед трудностями. Подросток, попробовавший наркотик, к 25 годам становится законченным наркоманом, его личность деградирует, потому что его психика еще не сформирована, и вылечить его намного труднее.

8 ребенок : Токсикомания – это пристрастие к химическим веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей, ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно.

Воспитатель: Как видите, ребята, влияние вредных привычек только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?

Обсудите этот вопрос со своими друзьями, родителями дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы о вреде этих привычек и постарайтесь к ним не привыкать. За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом.

В конце концов человек оказывается перед выбором: вредные привычки или жизнь?


Вредные привычки у детей являются наиболее часто встречающейся проблемой, с которой родители обращаются к психологу. Сюда относятся такие дефекты поведения, как навязчивое желание сосать палец или грызть ногти, излишняя увлеченность мультиками и компьютерными играми, а также употребление в речи ребёнка бранных слов.

Каждая из привычек по своему опасна для нормальной социализации, а некоторые из них способны навредить здоровью. Возникают они из-за неправильного или недостаточного воспитания, подражания ближайшему окружению и по причине укоренившегося способа борьбы со стрессом, чаще всего .

Специалисты установили, что одним из эффективных методов, способных не только устранить, но и предотвратить нежелательное поведение, является обычная беседа с детьми о вредных привычках. Она не требует директивного подхода, мягко воздействует на сознание ребёнка, создает условия для понимания ним разницы между «правильно» и «неправильно» и .

В статье будет детально рассмотрена информация о том, что такое привычка, в том числе вредная, какие бывают ее виды и как устранить этот поведенческий феномен с помощью беседы.

Привычка – что это такое?

В психологической науке под привычкой принято понимать непроизвольное и регулярно повторяющееся действие. Приставка «вредная» к ней добавляется в том случае, если часто повторяющееся поведение способно нанести физический или психологический вред тому, кто ее осуществляет.

Со временем любая привычка способна перерасти в неконтролируемое пристрастие, ограничение которого будет вызывать у индивида дискомфорт, чувство неполноценности и беззащитности. В таком случае можно говорить уже о полноценной зависимости.

Исследования показали, что на формировании устойчивой привычки уходит около трёх недель. При этом поведение должно повторяться хотя бы раз в сутки, чтобы привыкание к чему-либо не ослабевало. В процесс комплексно включаются физиологический и психологический аспекты.

Первый касается нейронных сетей, что возникают при неоднократном повторении одного и того же действия, доходящего в итоге до автоматизма. Это уменьшает затраты энергии для человека на осмысливание и анализ ситуации.

Что касается психологического аспекта, то он обязательно должен подразумевать в конце положительный результат. Проще говоря, индивид получит от реализации привычки удовольствие. Если этого нет, вероятность формирования снижается до нуля. Психология и физиология взаимодействуют друг с другом, что дает на выходе такой феномен поведения, как привычка к чему-либо.

Вредность или полезность привычки определяется отношением к ней со стороны социума. В случаи с детьми – со стороны их родителей. Ребёнок может не понимать, что ковырять в носу на людях признак дурного тона или не знать значения бранных слов, но употреблять их.

Поэтому папа с мамой обязаны привить малышу основы правильного поведения, отталкиваясь от которых он будет успешно социализироваться в обществе. Именно от этого зависит, насколько чадо будет успешно и популярно в садике или школе. Стоит упустить благотворный момент, и «переделывать» плохое поведение станет куда сложнее.

Виды вредных привычек у детей

Специалисты разделяют вредные привычки на две большие категории, к ним относятся:

  • патологичные – спровоцированы недостатком внимания со стороны мамы и папы, а также директивным воспитанием малыша, с применением силы и угроз. Чаще всего психологи диагностируют их у тех малышей, что были рано отняты от груди и которым не пели колыбельных и не читали на ночь сказок. Лежащий в темноте ребёнок пытался сам себя успокоить с помощью сосания пальца или игрушки;
  • непатологические – возникают по причине отсутствия надлежащего участия со стороны ближайшего окружения малыша в привитии ему культурных и гигиенических навыков.

Важно понимать, что любая вредная привычка, возникшая у ребёнка, так или иначе, отражает актуальную атмосферу в семье. Причем психологи отмечают, что наличие в поведении чада пары плохих привычек – это норма. Например, отвлекаться во время еды и покусывать губы во время волнения. Подобное свидетельствует о том, что воспитательный процесс протекает успешно, а семейная обстановка вполне комфортна для малыша.

Другое дело, если нежелательное поведение возникает спонтанно и массово, постепенно приобретая устойчивый характер в своих проявлениях. Специалисты убеждены, что такие явления могут быть спровоцированы сильнейшим психологическим дискомфортом или проблемами неврологического характера.

Статистические данные показали, что дети чаще всего страдают такими вредными привычками, как:

  1. Навязчивое дерганье себя за волосы . Причем в особо стрессовых ситуациях малыш может выдергивать их целыми пучками.
  2. Ковыряние в носу . Увлекшись, ребёнок способен спровоцировать кровотечение, чем и себя испугает, и родителей переполошит.
  3. Обгрызания ногтей . Привычка часто остается и во взрослые годы. Психологи относят ее к разновидности агрессии, направленной на самого себя. Малыш символически «наказывает» свое тело за совершенную провинность.
  4. Сосание пальцев и других предметов . Очень широко распространенная привычка, берущая начало из кормления грудью и сосания соски. Сам процесс успокаивает ребёнка, снижает его напряжение.

Перечисленные формы навязчивого поведения не претендуют на полный список, так как вредных привычек у детей огромное множество. От ерзанья на стуле до жевания пищи с открытым ртом. Однако именно с этими разновидностями нежелательного поведения психологам приходится бороться чаще всего. Родителям важно понимать, что если игнорировать привычку, то она засядет в ребёнке надолго, значительно портя ему жизнь. А винить во всем он будет, естественно, папу и маму.

Поэтому начинать устранение навязчивых действий необходимо незамедлительно. Делать это нужно мягко и терпеливо, в виде беседы. Дополнительный эффект даст создание благоприятного климата внутри семьи. Мамам и папам не стоит забывать и о своих вредных привычках, если со временем они не хотят увидеть их у своих детей.

Профилактика вредных привычек у детей

Итак, узнав о том, что такое привычка, разобравшись с механизмом ее возникновения и видами, перейдем к конкретным профилактическим мерам. В первую очередь родители должны понять, что перекладывать всю ответственность за воспитание малыша на школу или садик ни в коем случае нельзя. Образование важно в коррекции нежелательного поведения, но порой его влияние на ребёнке не столь глубоко, чтобы привести к стойким изменениям. Поэтому устранять плохие привычки нужно пытаться и своими силами, в домашних условиях. Ниже будет продемонстрировано, как сделать правильно.

Правила беседы о вредных привычках

Психологи рекомендуют родителям вести беседу именно в виде разговора с малышом, а не с помощью нравоучительного монолога. Чтение нотаций способно вызвать у него раздражение и скуку. Избегайте употребления таких слов, как: «нужно», «должен» и «запрещено». Запретный плод сладок, и это еще больше подхлестнет ребёнка осуществлять привычку, выражая тем самым бунт против «скучных» взрослых.

Не пугайтесь внешней отстраненности малыша, внутри он будет глубоко переживать все, что вы ему скажите. Начинать беседу следует спонтанно, не ожидая очередного проявления привычки. Перед этим подготовьте достаточно логичных доводов и аргументов, способных укрепить вашу позицию. Не апеллируйте к чувствам и эмоциям чада и не пытайтесь вызвать жалость или сожаления о неправильном поведении малыша. Психологи убеждены, что подобная стратегия не является крепким фундаментом для предотвращения укрепившихся поведенческих реакций.

Важно, чтобы отец и мать придерживались одного мнения по поводу проявляющейся у ребёнка вредной привычки. В противном случае это вызовет у чада когнитивный диссонанс, основанный на том, что мама против того, что он грызет ногти, а отец относится к этому равнодушно или снисходительно. Перемежайте беседу реальными примерами из жизни, возможно даже из собственного прошлого. Допустимо использовать юмор и анекдотические ситуации.

Идеальное время для проведения профилактических бесед начинается с того момента, когда ребёнку исполнится 10-12 лет. В этот период авторитет родителей еще высок, а чадо еще довольно внушаемо, чтобы психотерапевтический эффект разговора оказал максимальное влияние. Разрешается начинать беседы и с более раннего возраста. Главное, чтобы они были поданы в интересной и доступной форме.

Мультфильмы о вредных привычках

Одной из самых доступных и эффективных форм донесения до ребёнка вредности привычки и ориентации его на здоровый образ жизни являются мультфильмы. В создании сюжетов мультиков принимают участие квалифицированные психологи, которые рекомендуют мультипликаторам наделять главных героев теми или иными качествами. Чадо с богатым воображением быстро усвоит, глядя на экран, что такое «хорошо» и «плохо». К тому же он может узнать в каком-либо нелицеприятном персонаже собственные вредные привычки, что поспособствует их устранению.

Однако мультики нужно смотреть правильно. Недостаточно просто посадить малыша перед экраном и пусть наслаждается. Мама с папой должны сесть рядом с ним, внимательно смотреть мультфильм, ставить на паузу в тех местах, которые считают важными для развития чада, и объяснять ему нюансы, углубляя тем самым понимание внутреннего смысла происходящего на экране.

Что качается выбора мультфильмов, то он достаточно богат.

Сюда относятся:

  • «Мойдодыр» — профилактика проблем в выработке привычек к гигиене у малыша
  • «Сестрички привычки» — в символической форме дан обзор на последствия от большинства вредных привычек
  • «Здоровье начинается дома» — прекрасная анимационная картина про важность повседневной гигиены.
  • «Лесные жители» — поможет снять боязнь походов к дантисту
  • «Под мухой» — для профилактики у подростков тяги к алкоголю

Сказки о вредных привычках

Сказкотерапия относится к молодым отраслям психологической терапии нежелательного поведения, однако она уже доказала свою поразительную эффективность. Суть в том, чтобы в повествовательной и доступной форме донести до малыша его проблему и методы ее решения. Хорошо продуманная сказка вызовет интерес даже у подростка, так что такой вид терапии подходит для детей всех возрастов.

Большинство литературы на этот счет пишется для взрослых, либо, если сказки именно для детей, стоят слишком дорого. Но никто не мешает родителям самим выступить сказочниками и придумать такую историю, где будет рассматриваться вредная привычка их малыша.

Это не так сложно, как кажется, достаточно взять любую сказку и легонько подкорректировать сюжет в нужном вам направлении. Также возможно создать и полностью оригинальный сюжет, ориентируясь на вкусы и предпочтения чада.

Напоследок хочется сказать, что родители обязаны не только бороться с нежелательным поведением своего ребёнка, но и уметь предотвращать его. В этом им помогут такие инструменты психологического воздействия, как беседа, мультфильм, сказка и различные игры. Устранять проблему нужно не силой и мольбами, а незаметно, с помощью деятельности, доставляющей малышу удовольствие.

«Беседа о хороших и вредных привычках»

Цель: актуализировать знания учащихся о здоровом образе жизни.

Задачи: формировать у учащихся понятия о хороших и вредных привычках, повторить правила хорошего тона, развивать у учащихся мыслительные процессы.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка?

Привычка - это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.

Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, т.к. о многих своих действиях он перестаёт задумываться, они словно совершаются сами собой.

Какие же это привычки? Чаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня, следить за своим внешним видом.

А какие ещё нужные действия мы совершаем автоматически?

Приходя с улицы, мы переобуваемся и надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешаем в шкаф.

А скажите, ребята, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?

Конечно, плохо. А почему?

Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потратите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть своё место. Класть вещи на место - полезная привычка:(поговорить о школьных вещах).

Привычка ценить время и своё, и своих родных, и друзей -замечательная привычка. Недаром говорят: « Точность - вежливость королей». Невежливо опаздывать на встречу с другом, на занятия в школу -это вредные привычки.

Ещё хочу напомнить о таких хороших привычках, как соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты, мытьё посуды.

Полезная привычка - соблюдение правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причёсанным -замечательная привычка.

Вот вам этикетная задачка - Вася забыл дома расчёску и стал просить её у своего товарища Серёжи. Но Серёжа не дал свою расчёску.

Ответ: Серёжа не жадный. Просто он знает, что расчёска- предмет личной гигиены и пользоваться своей расчёской может только один человок.

Разминка: Все ребята изображают часы. Две руки - это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата. Ведущий:

Тики - так, тики - так - Семь утра часы пробили,
Ходят часики вот так. Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом - бом. Ведущий:

Утро настало, Отвечайте - кА, ребята,

Солнышко встало... Что сказать, проснувшись, надо?

Дети: Доброе утро!

Стрелки снова ходят и показывают уже 12 часов дня. Ведущий:

Вот и день настал, ребята; Что сказать при встрече надо? Дети: Добрый день! Ведущий:

Стрелки тикали - ходили И шесть вечера пробили. Дети хлопают в ладоши шесть раз. Ведущий: Вечер наступил, ребята.

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый вечер!

Ведущий: Молодцы!

Да, ребята, существуют, к сожалению, и вредные привычки. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Это несоблюдение режима дня, малая подвижность, курение.

Многие дети, видя, что взрослые курят, хотя подражать им, чтобы казаться взрослее и самостоятельнее, затягиваются сигаретой. Ничего хорошего из этого не получается: сразу начинает тошнить, кружится голова.

Курящие люди чаще болеют воспалением лёгких, бронхитом и бронхиальной астмой. Курильщики губят не только своё здоровье, но и здоровье окружающих. Человек, который провёл четыре часа в накуренном помещении, отравляется также как человек, выкуривший 4 сигареты. Такое вдыхание сигаретного дыма называют «пассивным курением». Если ребёнок рано пристрастился к курению, он плохо растёт, становится ниже ростом, слабее своих сверстников, у него часто болит голова.

Запомните! Курение и здоровье несовместимы!

К плохим привычкам относятся и такие, как если человек не здоровается, плохо ведёт себя за столом, в гостях, в транспорте.

А вот ещё одна этикетная загадка:

Именинница Леночка угощала гостей пирожными. Вася растерялся, не зная, какое из пирожных ему выбрать?

«Возьму - ка я то пирожное, что лежит ближе ко мне,» - подумал Вася и ухватился руками за угощение.

А потом вдруг передумал.

«Нет - нет! Очень уж оно маленькое! Возьму - кА я лучше то, что лежит в центре блюда!» Но и это пирожное Вася не взял: оно показалось ему недостаточно красивым. Наконец-то Вася выбрал себе пирожное. И хоть лежало оно далеко и дотянуться до него было трудно, Васю это не остановило.

Вопрос: Какое пирожное должен был взять Вася?

Ответ: Нужно было взять то пирожное, которое лежало ближе к Васе.

А сейчас ребята покажут нам сценку. Кто пришёл в нежданный час? Праздник здесь сейчас у нас. Мы гостей уже не ждали, Танцевали и играли, Веселились все на диво. И одеты мы красиво, А у этих странный вид! Что-то он не веселит. Кто такие? Отвечайте! Праздник нам не нарушайте!

Обжора: Я люблю покушать сытно, Много, вкусно, аппетитно. Ем я всё и без разбора, Потому что я.... (обжора).

Плакса: Ну, а я ленив и скучен,Я с платочком не разлучен. Не люблю играть и петь, Мне бы лучше пореветь. Главный нытик я из класса, А зовут меня все... (плакса). Грязнуля: Не люблю я, братцы, мыться, С мылом, щёткой не дружу. Вот поэтому, ребята, Вечно грязный я хожу.И сейчас не потому ли Назовут меня... (грязнулей). Неряха: Честно я скажу ребятам:Быть опрятным, аккуратным Очень трудно... Самому. Сам не знаю, почему. Вещи всюду я бросаю И найти их не могу. Что схвачу, в том и бегу. Где штаны, а где рубаха? Я не знаю. Я... (неряхая).

1 -ый ученик: Вы компания на славу.Только скучно что-то стало. Мы поём и веселимся, И играем, и резвимся. Ну, а вы- грустны, плаксивы, Вы неряхи и ленивы, И обжоры, и слепцы. Словом, попросту глупцы. Нам, увы, не по дороге. Уносите, братцы, ноги! Не найдёте среди нас Вы друзей себе сейчас!

2-ой ученик: Все мы любим умываться И опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода -Наши лучшие друзья. К спорту мы не равнодушны, Аккуратны и послушны. Вот любимые продукты:

Витамины, соки, фрукты... Мы сильны, крепки, красивы- Всем на зависть и на диво. Хором скажем вам сейчас...

НЕТ ВАМ МЕСТА СРЕДИ НАС!

Учитель: А сейчас поиграем с вами в игру «Полезные- вредные привычки» Полезные - большой палец вверх «да», Вредные - большой палец вниз «у-у».

1) Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер. У-у.

2) Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду. Да.

3) Пылесосом убираю, пыли я не оставляю. Да.

4) Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю. У-у.

5) Чисто с мылом я умоюсь, у меня опрятный вид. Да. Итак, какие же хорошие привычки, а какие вредные?

Расскажите о своих полезных привычках. Какие они?

А есть ли у вас вредные привычки?

Да, ребята, у нас есть и хорошие и вредные привычки. Редко встретишь

человека, у которого только хорошие привычки. Но с вредными привычками

надо бороться, а поможет нам в этом сила воля.