Меню Рубрики

Консультация для родителей по декоративному рисованию. Консультация для родителей «Нетрадиционные формы рисования. «Если дома нет кисточки. Консультация для родителей на тему

Создана: 09.04.2017

Обновлено: 09.11.2018

Консультации для родителей по изобразительной деятельности.

«Как понимать и ценить детские рисунки»

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?
Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными.
Авторитетные, знающие и понимающие люди: психолог, педагог, художник, часто дают абсолютно противоречивые оценки.
Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог.
Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить посоветует педагог.
Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник.
Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.
У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не «чувствует» цвета, что не «живописец». Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.
Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать «Я и моя мама». Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным.
В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.
К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка.
И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, «красиво».
Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других игры, пение, танцы, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.
В 6-7 лет наступает «золотой век» детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.
Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.
А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.

Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:
а) обсуждать с ребенком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок и т.д.)
б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.)
г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами.
д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.
е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.
ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.
В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младших групп, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце занятия порадовался, проявил положительные эмоции.
Можно обратить внимание всех детей на хорошо переданную форму, цвет (не называя авторов), на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать.
Дети среднего возраста проявляют все больший интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе.
Начиная со старших групп, следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей. Дети начинают понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленных задач, и видеть положительные стороны рисунка и указать на ошибки.
Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не «напоказ».
В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуктирование.
Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

Консультация для родителей:

«Как организовать домашнее занятие по рисованию»

Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.
По этому так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.
Для рисования, прежде всего, потребуется бумага - листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.
Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких либо предметов (посуды, одежды).
Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.
Первые краски, с которыми знакомится малыш- гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок.
Гуашь- это кроющая, непрозрачная краска, по этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны.
Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 18-20.
Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование.
Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.
Для рисования ребёнку можно давать и пастель - короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.
Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши.
Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.

Как правильно подготовить рабочее место.
Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования.
Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.
Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.
На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, А теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: Что это такое?, Что у тебя получилось?. Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.

Как оформить детские рисунки.
Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите её на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, большой по размеру лист бумаги, цвет которого вы выберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте "картину" так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками.

Консультация для родителей:

«Изобразительная деятельность в семейном воспитании»

Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретно-образного мышления- эти особенности психического развития детей 3года жизни определяют характер их изобразительной деятельности.
С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа в рисунке, как о зарождении художественного творчества. Изобразительная деятельность детей направлена на развитие художественного творчества, формирование способностей приобретать необходимое для этого умения.
С учётом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей должно быть направлено на руководство содержательной стороной этой деятельности: обучение изобразительными навыкам и умениям, развитие воображения, целенаправленного восприятия, умения "читать" графические изображения.
Следует помнить о значении изобразительной деятельности для эстетического развития детей, приобщении их к искусству. Чтобы реализовать эти задачи, обращайте внимание ребёнка на окружающий предметный мир, вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятий рисованием и лепкой. Покажите, как промывать кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш, вести линию, не прорывая бумагу, рисовать на всём пространстве листа.
Ребёнок с интересом будет экспериментировать с красками, карандашами, глиной, пластилином, создавая простейшие композиции из штрихов, мазков, пятен, линий, форм. Пусть он по своему желанию выбирает цвета красок, цвет бумаги для создания образа.
Способность передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у ребёнка развито воображение владеет ли он приёмами рисования, лепки. Всё, что дети воспринимают в окружающим остаётся в их памяти и служит основой для последующей творческой деятельности.
Помогите малышу выбрать наиболее типичные, яркие явления, события. Для этого рассматривайте вместе с ним доступные его пониманию произведения изобразительного искусства, картинки с изображением явлений природы в разное время года, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.
Эмоционально реагируйте на изображение, помогайте ребёнку научиться видеть наиболее существенное в образе каждого персонажа, понимать смысл «происходящего» на картинке.
Знакомьте ребёнка с предметами декоративно-прикладного искусства: рассматривайте цветы на деревянной лошадке качалке, любуйтесь нарядным сарафаном матрёшки. Вызывайте у него радость, желание ещё раз самостоятельно рассмотреть тот или иной предмет, картинку, народную игрушку, добивайтесь эмоционального отклика.
Для этого используйте потешки, песенки, которые помогают ребёнку запомнить тот или иной персонаж, вызывают доброжелательное отношение к нему.
Взрослый, обучая ребёнка, формирует у него отдельные навыки и умения, воспитывает активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к изображаемому, так как процесс рисования, лепки - это не только передача отдельных черт, свойств, но и активное вхождение в "образ". В зависимости от содержания нужно менять цвет бумаги, на которой рисует ребёнок: сочетание фона, цвета линий, мазков вызывает ассоциации с определёнными образами - зимы, весны, лета, осени, дождя.
В раннем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, ассоциативные образы возникают быстрее.
Ещё один совет - использовать крупные кисти с мягким ворсом и гуашь разного цвета, тогда ребёнок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем.
На занятиях по изобразительной деятельности взрослый использует ряд эффективных методов и приёмов.
Например, метод «пассивных» движений: взрослый берёт руку ребёнка в свою и начинает рисовать круги, проводит линии в разных направлениях («ленточки», «дорожки», «круги» и т. д.). Действуя вместе с ребёнком, родители учат его рисовать, лепить. Подражая им, малыш затем самостоятельно осваивает движения карандашом, кистью.
Игровые приёмы создают эмоциональные отношения к процессам рисования, лепки. Как и в более раннем возрасте, в процессе обучении используется сотворчество взрослого с ребёнком.
Например, на большом листе вы изображаете деревья, дома, дороги и т.п. (всё это можно выполнить аппликативным способом), а ребёнок дополняет эти картины.
Повторим: процесс создания образа в рисунке, лепке должен вызывать у ребёнка положительное отношение к изображаемому.
Например: научить малыша рисовать овальные, круглые формы красками, фломастерами, карандашами возможно путём механического, многократного повторения движений, лишённых образного содержания. Эти примеры показывают, что становление образа происходит более успешно, если изобразительная деятельность имеет сюжетно - игровую основу, а сам процесс направлен на развитие у ребёнка воображения.
Тогда полученный художественный опыт помогает ему овладевать более сложными изобразительными навыками и умениями. В основе руководства изобразительной деятельностью - наблюдение, восприятие предметов, явлений окружающей действительности. При изображении отдельных предметов надо обращать внимание на разнообразие их форм и цветовой гаммы. Всё это способствует передаче образа в рисунке: «яркие цветы», «праздничные огоньки», «зайчики на полянке», «колючий ёжик в траве». Созданию образа помогают творческие задания, которые направлены на более полное отражение действительности. Можно организовать игру с вылепленными формами, используя для этого известные стихи, сказки, потешки, мелкие игрушки. Немалое содействие в этом оказывает совместное рассматривание рисунка, лепки «Куда едет машина?», «А кому ты подаришь красивые цветы?» и т.д.) Такие краткие комментарии не только фиксируют внимание детей на том, что изображено, но и дают толчок к развитию воображения. Разнообразные формы, цветовые композиции придают рисункам выразительность, вызывая у детей эстетические чувства, желание самостоятельно повторить действия с карандашом, кистью на бумаге. Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке, пока ещё просты по форме выражения: дети радуются яркому пятну, получившемся формам. Но этот процесс важен, ребёнка всё больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, форм, персонажа, предмета. Процесс становления образа в рисунках имеет значение для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Он с интересом экспериментирует с материалами и способами изображения, с помощью которых находит новые варианты, иногда оригинальные по содержанию. Если родители уделяют должное внимание изобразительной деятельности в семье, то дети третьего года жизни проявляют интерес к рисованию, лепке. Учатся создавать цветовые и графические образы красками, карандашами, фломастерами изображают явления окружающего, эмоционально реагируют на изображаемое, выбирают по своему желанию материалы и способы рисования, принимают участие в сотрудничестве с взрослым, проявляют интерес к результату своей изобразительной деятельности.

Консультация для родителей

«Пальчиковая палитра»

Не беда, что нет кисточки. Палец можно опустить в краску и нарисовать, другой в другую краску, третий - в третью. «Чем не палитра?»

Игры для детей младших групп
1. «Рассыпались мамины бусы» или
2. «Посыпался весёлый горох». Падают они, подпрыгивают. Вот так высоко и весело! (Знакомим детей с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве).
3. «Кто здесь прошёл»
Надеть на тыльную сторону ладони мордочку котёнка, и два пальца ноги, которые умеют ходить. На пути цветная лужица (краска в розетке или на поролоне). Пройдут ноги по лужице, а потом по дорожке. Что за смешные следы появились на ней? (Продолжать знакомить с цветом, ритмом, учить рисовать сразу двумя пальцами).
4. «Разноцветный дождик».
5. «Одуванчики».
6. «Падает пушистый снег».
7. «Украсить ёлку к Новому году».
Учили рисовать разноцветные пятна, уверенно использовать этот приём, рисовать 2-3 пальчиками.
8. «Весёлые цыплята»
У наседки появилось много пушистых, весёлых, озорных цыплят. Приложим большой палец- это туловище, а теперь указательный- это голова. Возьмём фломастер или кисть и нарисуем глаза, лапки, клювы. Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши!

«Печать от руки»
Обмакнём ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить ладонь разной краской. Что получилось? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, потом всё смелее и смелее.
Игры:
1. «Потеряли котятки свои перчатки»
Приложим руку к листу бумаги - одна перчатка нашлась! А теперь левая рука будет рисовать - вторая нашлась.
2. «Кузька (или Гном) заблудились»
Отпечаток ладони (без пальцев) похож на часть лица, осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.
3. Плывёт «Утка» («Лебедь», «Гадкий утёнок»)
Четыре пальца и ладонь - туловище, отставленный в сторону большой палец-шея. Подрисовывай, фантазируй.

«Печатка»
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки. Печатки есть стандартные - фабричные, а можно сделать из ластика. Надо нарисовать на нём задуманное и срезать всё ненужное. Можно использовать любые предметы: пуговицы, кубики, стаканы, мыльницы, кусочки поролона и т.д. Печатка прижимается к подушечке с красками, а затем к листу бумаги. Получается ровный, чёткий отпечаток, затем его можно закрасить карандашами, фломастерами или дополнить изображение недостающими деталями.
1. «Идёт телепередача»
2. «Зайцы гуляют по лесу»
3. «Красивая поляна»

«Тампонирование»
Увлекательное занятие. Надо только сделать тампоны из поролона. Штемпельная подушечка будет палитрой. Наберём краски, и лёгким прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, прозрачное, лёгкое - воздушное (облака, сугробы, пушистых цыплят, снеговиков). Дети с удовольствием используют эту технику с техникой «Трафарет».
Трафарет прижимается к листу бумаги, обводится по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимается. Чудо! Чёткий и пушистый остался на бумаге зайчик, лиса, медведь и т.д.

«Монотипия»
Для этого нужна гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисовать что-нибудь (кляксу) на одной стороне листа, другую прижать к правой и разгладить. Откроем лист. Что получилось, угадай?
Вначале эту технику надо использовать для развития фантазии, воображения, чувства цвета, получения другого цвета при смешивании красок.

«Кляксография»
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Поставим большую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на неё (или наклонять лист в разные стороны). Побежала она, оставляя за собой след. Можно добавить кляксу другого цвета. Пусть встретятся. На что это всё похоже? Подумай!

«Рисование по сырой бумаге»
Для рисования этой техникой нужна влажная салфетка и ёмкость с водой.
Намочим бумагу и поместим её на влажную салфетку (чтобы бумага не высохла), возьмём акварельный мелок или краску и нарисуем всё. Что угодно. Изображение получается расплывчатым, не имеет чётких границ.

«Рисование восковыми мелками или свечой»
Такой способ издавна использовался мастерами. Суть его состоит в том, что краска скатывается с поверхности, на которой провели мелком или свечой. Берём большую кисть или тампон и наносим краску на лист. На цветном фоне появляется рисунок.

Вывод. Игры с красками - это увлекательный процесс, эксперимент. В результате, которого дети узнают многое о красках, цветах и его оттенках.
У детей развивается воображение и неординарное мышление, а самое главное дети получают огромный, положительный и эмоциональный заряд и желание что-то сделать своими руками.

Елена Бабаева
Консультация «Нетрадиционное рисование»

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности : в игре, в рассказах, в рисовании , в лепке и т. д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать :

- рисование пальчиками

- рисование ладошками

Печать из ниток

Печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать :

Отпечатки-картинки

Печать пластилином

Масляная пастель + акварель

Отпечатки листьев

Рисунки из ладошки

- рисование ватными палочками

Волшебные ниточки

Монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники :

- рисование мыльными пузырями

- рисование мятой бумагой

- рисование солью

Кляксография

Пластилинография

Граттаж

Фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы : 1. Пластилин 2. Карандаш 3. Краска 4. Губка 5. Кисть 6. Бумага 7. Баночка для воды

2. Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Материалы : 1. Нить шерстяная 2. Основа 3. Краска 4. Кисть 5. Бумага 6. Баночка для воды

3. Картинки-отпечатки

Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы : 1. Пенопластовая форма 2. Карандаш 3. Краска 4. Кисть 5. Бумага 6. Баночка для воды

4. Отпечатки «листики»

Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы : 1. Листик 2. Краска 3. Кисть 4. Бумага 5. Баночка для воды

5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком

Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать . Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы : 1. Овощ/фрукт 2. Краска 3. Кисть 4. Бумага 5. Баночка для воды

РИСОВАНИЕ РУКАМИ

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками . Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

Материалы : 1. Пальчиковые краски 2. Бумага 3. Кисть 4. Баночка для воды

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками , оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы : 1. Пальчиковые краски 2. Бумага 3. Карандаш/Фломастер 4. Баночка для воды

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы : 1. Соль 2. Краска 3. Кисть 4. Бумага 5. Баночка для воды

КЛЯКСОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье : силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали : листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы : 1. Акварель 2. Трубочка 3. Кисть 4. Бумага 5. Баночка для воды

НИТКОГРАФИЯ

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки» . Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы : 1. Нить 2. Краска 3. Бумага 4. Баночка для воды

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.

Принцип данной техники прост : ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован .

Материалы : 1. Ватные палочки 2. Краска 3. Бумага 4. Баночка для воды

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ

«ЧЕМ МОЖНО РИСОВАТЬ»

Уважаемые родители!

Сегодня мы познакомимся с развитием моторики рук у детей в различных видах деятельности. Навыки тонкой моторики способствуют развитию речи и мышления ребенка; подготавливают руку к письму в школе; помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет; выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее; способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

Тема этой консультации – рисование, но рисование необычное.

Давайте вместе с вами подумаем, чем можно рисовать?

Первое, о чем все подумали – цветные карандаши, фломастеры, краски.

Да, действительно, рисовать можно цветными карандашами, фломастерами, красками, но не только. Рисовать можно разными инструментами - кисти, ватные палочки, пальцы рук, печати, бумага, растения, ткань, нитки, клеенка, поролон; и разными материалами - краски, карандаши, фломастеры, мелки, крупа, клейстер, цветная бумага.

Дети очень любят рисовать, да и взрослые, думаю, тоже. Стоит только попробовать.

Для детей главное не получение изображения, а сам процесс рисования, так что не ругайте ребенка, если он увлекся и забыл, что собирался изобразить.

Особенно детям нравятся рисовать красками: проводить на бумаге различные линии, смешивать их, брызгать, трогать руками.

У многих наших ребят слабо развита моторика руки и зрительно-двигательная координация, поэтому трудно выполнить задуманное изображение. A когда не получается, то и продолжать не хочется.

Поэтому хочу вам предложить познакомиться с некоторыми техниками рисования, которые не требуют от детей высокого уровня развития изобразительных навыков и в тоже время они развивают моторику рук. A так же они необычны и интересны.

Но сначала подготовим рабочее место.

Для работы с мелками и карандашами не требуется специальной подготовки.

Для работы с красками понадобится:

Большая клеенка на стол;

Кисточки, ватные палочки или другие инструменты - в зависимости от выполняемой техники;

Подставка для кисточки;

Емкость с водой около 1 литра, лучше прозрачная;

Тряпочка или бумажные салфетки для промакивания кисточки и вытирания рук;

Бумага для рисования, лучше плотная;

Краски гуашевые или акварельные, тушь или другие материалы.

Рабочее место готовится в зависимости от выполняемой техники.

РАЗДУВАНИЕ ТУШЬЮ:

«Осеннее дерево», «Осенний букет», «Рябина», «Веточка в вазе» и т.д.

Для работы понадобятся: тушь, лист бумаги, кисть, кусочки жесткой бумаги, трубочки для раздувания (от ручки, фломастера и др.), емкость c водой, подставка для кисточки, салфетки или тряпочка, клеенка на стол, гуашь.

На сухой бумаге надо сделать тушью кляксу в центре или в нижней части листа, и раздуть ее из трубочки снизу вверх. Когда тушь высохнет, детали можно нарисовать гуашью мятой жесткой бумагой (смять небольшие кусочки жесткой бумаги, макнуть в гуашь и прикладывать к изображению, для разных красок использовать чистый кусочек бумаги) или кистью.

ПЕЧАТЬ РАСТИТЕЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ:

«Ветка рябины», «Цветы в вазе», «Листопад», «Осенний букет» и т.д.

Для работы понадобятся: клеенка на стол, лист белой бумаги для рисования, гуашь, подставка для печати (небольшие тонкие листы бумаги или газеты), палочка, широкая кисть или губка с зажимом, не сухие листья растений для печати, емкость с водой, салфетки или тряпочка для вытирания рук.

Взять лист растения и на подставке промазать его густо гуашью с помощью широкой кисти, затем прокрашенной стороной положить листик на бумагу, сверху на него положить тонкую бумагу (газету), чтобы прикрывала полностью листик, и прогладить или прижать ладонью, затем убираем тонкую бумагу и листик за черенок. Если краски достаточно, можно еще раз отпечатать этот же листик. Детали можно дополнить аппликацией, нарисовать пальчиком, палочкой или другими инструментами.

ПЕЧАТЬ РЕЛЬЕФНОЙ ТКАНЬЮ, БУМАГОЙ:

«Тучка и дождик», «Солнышко», «Гриб», «Домик», «Машина» и т.д.

Для работы понадобятся: тонированный лист бумаги, клеенка на стол, подставка для печати, небольшие тонкие листы бумаги для печати, широкая кисть для печати и тонкая или средняя для рисования, подставка для кисточек, емкость с водой, силуэт предмета из рельефной ткани или бумаги, гуашь, салфетки или тряпочка.

Нужно промазать силуэт из рельефной ткани или бумаги гуашью, и приложить прокрашенной стороной на лист бумаги, сверху положить тонкий лист бумаги и прогладить рукой, убрать тонкий лист и силуэт, на листе отпечатывается изображение. Дополнить изображение кистью или другими инструментами.

РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ:

«Снег идет», «Тучка и дождик», «Солнышко», «Цветы», «Узоры на одежде» и т.д.

Для работы понадобятся: лист белой бумаги, цветная гуашь, простой карандаш, ватные палочки для рисования, подставка для палочек, клеенка на стол, салфетки или тряпочка.

Сначала нужно нарисовать простым карандашом, цветным карандашом или тонкой кисточкой красками контурное изображение. Затем макать ватную палочку в краску и примакивать палочку с краской вертикально к контуру, не торопясь, аккуратно, располагая пятнышки рядом друг с другом. Можно раскрасить пятнышками только контур, а можно и все изображение. Ватной палочкой можно также проводить тонкие линии.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОМ:

«Цветок», «Яблоки на яблоне», «Солнышко» и т.д.

Для работы понадобятся: лист белой бумаги, простой или цветные карандаши, гуашь, клеенка на стол, емкость с водой, салфетки или тряпочка для вытирания рук.

Сначала нужно нарисовать простым или цветными карандашами контурное изображение предмета. Затем макать пальчик в краску и примакивать к нарисованному контуру, располагая пятнышки рядом друг с другом. Можно раскрасить пятнышками только контур, а можно и все изображение.

РАССКРАШИВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ:

«Снег идет», «Осеннее дерево», «Листья на деревьях», «Мишка», «Травка» и т.д.

Для работы понадобятся: лист белой бумаги, цветная гуашь, простой карандаш, небольшие (около 3см) кусочки жесткой смятой бумаги, кисточка для рисования, подставка для кисточки, емкость с водой, клеенка на стол, салфетки или тряпочка. Сначала нужно нарисовать простым карандашом или краской контурное изображение. Затем макать в краску кусочки мятой бумаги и примакивать к контуру, располагая пятнышки рядом друг с другом. Для каждого цвета нужно брать чистый кусочек бумаги. Также можно раскрасить и середину контура - пятнышками. Получается «пушистое» изображение.

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ И АКВАРЕЛЬЮ:

«Осеннее дерево», «Одуванчики в траве», «Петушок», «Кораблики» и т.д.

Для работы понадобятся: плотный лист белой бумаги, клеенка на стол, акварельные краски, широкая кисть или губка, подставка для кисти или губки, тряпочка или салфетки, восковые мелки.

На плотном листе белой бумаги надо нарисовать изображение предмета восковыми мелками, прокрашивая изображение с нажимом и стараясь не оставлять просветов. Затем прокрасить весь лист акварельными красками (фон) широкой кистью или поролоновой губкой по восковым мелкам. Акварельная краска стекает с восковых мелков, не закрашивает их.

РИСОВАНИЕ МЕТОДОМ ТЫЧКА:

«Животные», «Осеннее дерево», «Зимний лес» и т.д.

Для работы понадобятся: листы белой бумаги, простой карандаш, цветная гуашь, жесткая кисточка для рисования методом тычка и тонкая мягкая для дорисовывания деталей, подставка для кисточек, клеенка на стол, емкость с водой, салфетки или тряпочка для кисточек.

Сначала нужно нарисовать простым карандашом или тонкой кисточкой краской контурное изображение. Затем раскрасить изображение методом тычка жесткой кистью густой гуашью (кисть держать вертикально по отношению к листу бумаги, краску набирать на кончик кисти, тыкать кисточкой по готовому контуру). Мелкие детали можно дорисовать тонкой кистью.

РИСОВАНИЕ ГУАШЬЮ C МАНКОЙ:

«Овощи», «Фрукты», «Животные», «Гриб» и т.д.

Для выполнения работы понадобятся: гуашевые краски, манка, листы плотной белой бумаги, можно использовать трафареты, емкость с водой, баночки, ложечка, палочка на подносе для смешивания гуаши с манкой, тонкая мягкая и жесткая среднего размера кисточки для рисования, подставка для кисточек, клеенка на стол, салфетки или тряпочка для кисточки.

На листе бумаги надо нарисовать карандашом или гуашью тонкой кистью контурное изображение предмета, смешать манку и гуашь нужных цветов, раскрасить контурные изображения можно обычным способом или методом тычка.

РИСОВАНИЕ ДВУМЯ ИНСТРУМЕНТАМИ:

«Дождь», «Дорожка», «Волны», «Травка», «Узоры» и т.д.

Для работы понадобятся: лист бумаги, два фломастера или мягких цветных карандаша двух цветов, которые плотно соединены между собой скотчем на одном уровне.

Этим инструментом (двумя, соединенными вместе, карандашами или фломастерами) можно рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные или волнистые линии. Инструменты при работе надо держать перпендикулярно листу бумаги.

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ ЧЕРЕЗ ТРАФАРЕТ:

«Дождь идет», «Самолет», «Кораблик», «Лес», «Улица города» и т.д.

Для работы понадобятся: лист картона, лист тонкой белой бумаги, скрепки, трафареты - высушенные плоские растения, рельефная бумага или ткань и др., восковые мелки.

На листе картона нужно выложить различные плоские трафареты, стараясь оставлять расстояния, положить сверху тонкий лист белой бумаги (можно скрепить тонкий лист и картон скрепками). Затем проводить боковой стороной воскового мелка по бумаге в одном направлении, равномерно раскрашивая весь лист. На тонком листе остаются видны силуэты от трафаретов.

РИСОВАНИЕ АКВАРЕЛЬЮ ПО ТУШИ:

«Грузовик», «Сказочный домик», «Фрукты», «Овощи», «Платочек» и т.д.

Для работы понадобятся: плотные листы белой бумаги, тушь одного или нескольких цветов, небольшие емкости для туши, клеенка на стол, кисточки: тонкая для туши и средняя для акварели, акварельные краски, подставка для кисточки, емкость с водой, тряпочка или салфетки для вытирания кисти.

Сначала нужно нарисовать на листе плотной бумаги контурное изображение предмета тушью (одним или разными цветами) тонкой кисточкой. А когда тушь высохнет, раскрасить контур акварельными красками соответствующих цветов – тушь не растекается.

РИСОВАНИЕ ЦBETHЫM КЛЕЙСТЕРОМ:

«Домик», «Морозные узоры на стекле», «Красивая салфетка», «Одежда» и т.д.

Для работы понадобятся: листы белой плотной бумаги, простой карандаш, тонкая палочка, мягкая кисть среднего размера, баночки с цветным клейстером (смешать немного гуаши и клейстер), гуашь, подставка для кисточек, клеенка на стол, емкость с водой, бумажные салфетки.

Надо нарисовать простым карандашом или кисточкой краской контурное изображение. Раскрасить изображение цветным клейстером. Пока цветной клейстер не высох, можно дорисовать узоры тонкой палочкой. Мелкие детали можно дорисовать тонкой кистью краской.

РИСОВАНИЕ БРЫЗГАМИ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАФАРЕТА:

«Самолет», «Облака», «Зайчик», «Снеговик» и т.д.

Для работы понадобятся: листы белой бумаги, цветная гуашь, жесткая кисточка для рисования брызгами и фломастер или тонкая мягкая кисточка для дорисовывания деталей, подставка для кисточек, клеенка на стол, емкость с водой, салфетки или тряпочка для кисточек и вытирания рук, трафареты.

Сначала нужно положить трафарет на лист бумаги, затем макать кончик жесткой кисточки в гуашь и пальчиком другой руки отгибать и отпускать щетинку на жесткой кисточке, направляя брызги на бумагу. Когда вся бумага покроется равномерным слоем маленьких точек, убрать трафарет. На листе под трафаретом остается непрокрашеное место. Детали можно дорисовать фломастером или тонкой кисточкой.

РИСОВАНИЕ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПИЩЕВОЙ ПЛЕНКИ И ТРАФАРЕТОВ:

«Котята», «Зайчик», «Самолеты», «Облака», «Снеговик» и т.д.

Для работы понадобятся: плотный лист белой бумаги, клеенка на стол, подставка для печати (можно использовать газету или ненужную бумагу), пищевая пленка для печати немного больше бумажного листа, трафареты, широкая кисть или губка для смачивания пленки и тонкая кисть или ватная палочка для рисования мелких деталей, подставка для кисточек, емкость с водой, гуашь, салфетки или тряпочка для вытирания рук, промакивания кисти.

Сначала надо выложить силуэты на листе. Затем на газете смочить краской (хорошо прокрасить) с помощью губки или широкой кисти пленку. Полиэтиленовую пленку перед началом работы можно смять. Положить пленку сверху на трафарет, чтобы она закрыла весь лист, слегка прижать, подождать пока подсохнет, затем снять пленку и трафареты. Должны получиться «пушистые» силуэты. Мелкие детали можно дорисовать тонкой кистью.

РИСОВАНИЕ ЦВЕТНОЙ ТУШЬЮ ПО МОКРОЙ БУМАГЕ:

«Цветы», «Тучка» и т.д.

Для работы понадобятся: плотные альбомные листы белой бумаги, кисточка для рисования, подставка для кисточки, клеенка на стол, емкость с водой, салфетки или тряпочка для кисточки, цветная тушь в неглубоких емкостях (крышки от пластиковых бутылок), перо для туши или фломастер.

Сначала надо смочить лист бумаги водой с помощью широкой кисти или губки. Затем по мокрой бумаге тушью сделать точки в форме цветка – тушь расплывается по бумаге. Когда изображение высохнет, обвести, дополнить детали тушью пером или фломастером.

РИСОВАНИЕ БУМАЖНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ:

«Яблоня», «Дерево», «Тучка» и т.д.

Для работы понадобятся: листы белой или очень светлой тонированной бумаги; жидкая краска (тушь или разведенная гуашь или акварель); инструменты для рисования: бумажные трубочки трех размеров (небольшие листы плотной бумаги скрутить трубочкой и склеить края) и бумажные уголки по количеству используемых красок (квадрат из плотной бумаги скрутить или сложить в виде конуса), клеенка на стол, подставка для инструментов, бумажные салфетки для рук.

С помощью бумажного уголка жидкой краской надо нарисовать контур предмета. Когда краска высохнет, контур предмета раскрасить таким же инструментом волнистыми линиями или, в пределах контура, отпечатать трубочкой из плотной бумаги, макая в краску только ее кончик (иначе изображение будет растекаться). Можно использовать для разных частей предмета трубочки разного размера.

Попробуйте дома с детьми нарисовать картинки с использованием этих техник и расскажите, что больше понравилось, что лучше получается, и конечно, если возникли еще какие-то интересные идеи, обязательно расскажите о них.

Успехов вам и вашим детям!

ГБДОУ «Детский сад № 91 комбинированного вида»

Консультационный центр

Выполнила воспитатель

высшей категории

Коршунова Е.В.

Севастополь

Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами»

Выполнила воспитатель высшей категории Коршунова Е.В.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель, тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т. д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё! ».

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.

Любят дети рисовать и… мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.

А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Зачем и почему рисуют наши дети? Да потому, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом.

Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, я могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Уважаемые родители! Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.

Веселые брызги

Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, листьев, зверюшек. Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми или раскрасить.

Отпечатки листьев

На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.

Отпечатки пальцев

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда. А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.

Каракули

Вместе с ребенком по очереди рисуйте на листке бумаги прямые и кривые линии, пересекающие друг друга. Затем можно закрасить участки, ограниченные этими линиями, карандашами или фломастерами разного цвета, заполнить их штрихами, крапинками, клеточками.

Картофельные штампы

Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте простой рельеф - цветок, сердечко, рыбку, звездочку. Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие - хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами: кругом, квадратом и т. д.

Рисование губкой

Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.

«Близнецы»

Этим вы, конечно, сами не раз занимались в детстве. Остается только показать своему малышу, как это делается. Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Закрашивание рельефов

Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок. - просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.

Использование нетрадиционных методов может привить детям желание рисовать, сделать ребенку занятие интересными и познавательными.

Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности - получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьез.

Консультация для родителей по ИЗО «Роль рисования в развитии старшего дошкольного возраста»

Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.

Для старших дошкольников рисование не просто забава, но еще и труд. Как и любое творчество, рисование требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить свои силы и внимание на том, что делаешь.

Ребенок старше 5 лет способен выдерживать длительную нагрузку, становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением и слухом.

Во время занятий рисованием ребенок развивает мелкую моторику руки, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Благодаря рисованию, у дошкольников формируется связная речь.

Для всестороннего формирования навыков по рисованию у детей, в нашем детском саду проводятся различные виды занятий: предметное рисование, с натуры, тематическое рисование, по представлению, сюжетное рисование, декоративное.

К сожалению, многие родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением, компьютерными играми, или другими, с их точки зрения, нужными занятиями.

Однако мы считаем необходимым навыки, полученные на занятиях в детском саду, закреплять дома.

Советы родителям

Желательно чтобы в распоряжении детей, всегда были на видном месте материалы и принадлежности для рисования. Дети смогут повторить рисунок, который выполняли на занятии по изо деятельности в детском саду, что-то дополнить, изменить в лучшую сторону, повысив свою самооценку.

Предложите ребенку изобразить свое настроение в красках, свои обиды и радости, впечатления за день, и вы заметите, как улучшится его самочувствие, он более станет спокойным.

При рисовании, обращайте внимание на адекватное использование цвета. Если в рисунке присутствует много темных, черных цветов – пообщайтесь с ребенком, поинтересуйтесь его проблемами на данное время, почему именно эти цвета он использовал в работе. Быть может, за этим скрываются психологические проблемы, зажимы, обиды, или негативное к нему отношение сверстников или в семье.

Таким образом, рисование не только обучает тем или иным навыкам, развивает творческие способности и эстетический вкус ребенка, а также раскрывает его как личность, помогая решить задачи психологического характера, выразить свое отношение к окружающему миру, быть более успешным в социуме, уверенным и активным.

Организация рабочего места

Чтобы вашему ребенку было удобно заниматься творчеством, организуйте ему рабочее место, соответствующее, росту дошкольника, достаточное освещение.

Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, лучше купить альбом с плотными листами. Пусть ребенок учиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней себя чувствовать на уроках в школе. Приобретите мягкие цветные карандаши, яркие краски, кисти разных размеров.

От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит карандаш или кисть, это может сказаться на подготовке к школе. Его рука не должна быть напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения.

Обратите внимание на осанку ребенка. Чтобы не утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течение длительного времени. Делайте динамические паузы. И не забывайте - лучший отдых, это смена занятия.

Надеемся, что наши советы помогут вам в развитии творческих способностей вашего ребенка!

Рисуют дети на стекле

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет еще на карте.

В руках мелки, карандаши...

Детишки - маленькие маги

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

Татьяна Щербакова.

Дорогие родители!

Приобретите Вашему ребенку краски, мелки, фломастеры, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей! Пусть он и дома может свободно заниматься творчеством. И не надо бояться, что все запачкает красками, пластилином и клеем. Для этого просто нужно организовать рабочее место и выделить свободных 20-30 минут. Даже когда Вы готовите ужин или читаете газету – пусть ваш ребенок рядом занимается творчеством.