Меню Рубрики

Буддийский лидер был убит. Лидер буддийских монахов бирмы обратился ко всему миру. Выступления бирманских монахов против рохинджа

Мировые СМИ, которые обычно не уделяют внимание странам третьего мира, сосредоточили внимание на событиях в Мьянме. Религиозный конфликт в западном штате этой страны привел к десяткам тысяч беженцев и нескольким сотням погибших.

Мусульманские страны и организации дружно обвиняют власти Мьянмы в этнических чистках. Митинги в поддержку последователей Ислама Мьянмы - рохинджа - прошли во многих странах. К примеру в России мусульмане уже заявили о "джихаде" против буддистов Мьянмы, а президент Турции - открыто назвал происходящее геноцидом.

Место действия

Штат Ракхайн (другое название - Аракан) находится на северо-западе Мьянмы. Населяет его две основные народности - араканцы и рохинджа. Первые буддисты, вторые преимущественно мусульмане.

Непростые отношения между двумя религиозными общинами начались еще во время колониального владычества Великобритании. Высшей точки они достигли в 1942 году, во время войны с Японской империей. Тогда представители рохинджа получили оружие от союзников для борьбы с японскими завоевателями, но направили его на своих буддийских соседей. Погибли более 50 тысяч человек.

Штат Аракан выделен красным

После обретения Мьянмой (тогда название страны было Бирма) независимости от Великобритании в 1948 году отношения в штате не улучшились. Последующий за независимостью хаос и гражданская война в итоге оставили буддистов и мусульман по разные стороны баррикад. Сильные позиции националистов и смена диктаторов в послевоенное время не давали шансов на стабилизацию межконфессиональной обстановки.

Во второй половине ХХ века в переживавшую экономический взлет Бирму начали массово съезжаться рабочие из соседних Индии и Бангладеш, преимущественно мусульмане, которые и заселяли ближайший к своей культуре штат.

На этом основании центральные власти полагают, что мусульманское население Ракхайна-Аракана - приезжее, что не совсем соответствует действительности. Общая религия, близкое культурное родство быстро объединило коренных мусульман-рохинджа и заезжих "заробитчан".

Официальная пропаганда не считает рохинджа коренными жителями. Фото Chaiwat Subprasom/Reuters

Следует также сказать о политической ситуации в самой Мьянме. Сейчас в стране происходит переход от диктатуры к демократии. В 2015 году президентом стал Тхин Чжо, первый за более чем 50 лет не военный правитель страны. Должность премьера (точнее, государственного советника) заняла Аун Сан Су Чжи - культовая фигура для бирманской общественности.

Дочь основателя вооруженных сил Бирмы долгое время была лишена возможности жить на родине. Аун Сан Су Чжи отстаивала демократический путь развития и противостояла хунте, за что даже получила Нобелевскую премию мира в 1990 году. На данный момент демократам Мьянмы приходится находить общий язык с военными, чьи позиции по-прежнему сильны.

Аун Сан Су Чжи критикуют за отсутсвие осуждения действий армии в Аракане, однако именно с ней мировые лидеры ведут переговоры об урегулировании конфликта.

С чего все началось?

Мелкие стычки на бытовом уровне продолжались начиная с обретения независимости. В XXI веке ситуация достигла апогея в 2012 году. Волнения начались после изнасилования и убийства молодой девушки-буддистки. В ее смерти обвинили мусульман, после чего последовали погромы торговых лавок и мечетей. Тогда же была создана радикальная "Армии спасения рохинджа Аракана" (АРСА). А в октябре 2016 организация с кричащим названием "Движение веры Аракана" совершила нападение на полицейские участки.

Началом новейшего противостояния можно считать нападение боевиков АРСА на 30 полицейских участков 25 августа 2017 года. После чего власти Мьянмы начали антитеррористическую операцию. По сообщениям военных, в результате боев в штате были убиты более 400 боевиков. Всего 12 военных и 14 мирных жителей погибли. Тысячи человек бежали в соседний Бангладеш. Не представляется возможным проверить данные об убитых и задержанных, так как доступ в Аракан для журналистов закрыт.

Власти обвиняют АРСА в связи с международным терроризмом, хотя сами боевики все отрицают, мотивируя свои действия защитой мусульманского меньшинства.

Кто виноват?

Однозначно ответить на вопрос "кто виноват?" - невозможно. Бесспорным является наличие радикальных элементов среди рохинджа, к примеру АРСА и "Движение веры Аракана" - заигрывающие с радикальным исламом.

Со стороны буддистов значима фигура лидера радикальной организации "969" Ашина Вирату. Буддистский монах, отсидевший в тюрьме за ненависть к мусульманам, призывает "окончательно решить исламский вопрос". Не стесняясь в выражениях, Вирату завоевал поддержку среди радикально настроенной общественности.

За свои высказывания монах неоднократно подвергался критике со стороны видных буддистских деятелей. К примеру, Далай Лама призвал власти Мьянмы поддержать мусульман, да и раньше духовный лидер Тибета высказывался с осуждением политики властей в Аракане.

Однако, является ли религия основной причиной противостояния? И да, и нет. Нищета, отсутствие образования и доступной медицины создают благодатную почву для радикализации религиозного населения.

Реакция мира

Новый виток противостояния вызвал бурную реакцию в мире. К примеру мусульманские страны осудили действия военных Мьянмы, назвав боевые действия этническими чистками и даже - геноцидом. Соседние Малайзия, Индонезия предложили приютить рохинджа на своей земле. Высказались и США, призвав остановить силовое решение вопроса в Мьянме.

Акция в поддержку рохинджа в Бангладеш. Фото АВС

Более осторожную позицию выбрал Китай, заинтересованный в Мьянме, как в экономическом партнере и союзнике в регионе. Вполне вероятно, что Пекин не позволит ООН ввести ощутимые для Нейпьидо санкции.

В случае, если армия продолжит операцию в Аракане - рост недовольства в исламском мире привлечет добровольцев для войны с буддистами. При таком раскладе появление бирманской ячейки "Исламского государства" не заставит себя ждать.

Обострение ситуации в Мьянме может поставить под удар не только рохинджа, но и буддистов в тех странах, где они соседствуют с мусульманами - а это страны Индокитая и даже Россия.

В Мьянме есть штат Ракхайн, который населяет этническое и религиозное меньшинство – народ рохинджа, или рохинья. Его представители в основном являются приверженцами ислама, тогда как большинство населения страны исповедует буддизм. Причём даже в Ракхайне, регионе компактного проживания рохинджа, буддисты преобладают.

Власти Мьянмы считают рохинджа незаконными иммигрантами из соседнего Бангладеш (поэтому на гражданство жители Ракхайна могут не надеяться), а после резни 1942 года, когда мусульмане убили десятки тысяч буддистов, – почти что оккупантами. Современная история противостояния рохинджа и бирманских властей насчитывает уже десятки лет.

Летом 2017 года боевики рохинджа совершили ряд нападений на полицейские и пограничные посты Мьянмы. В ответ власти организовали карательную экспедицию, которая и привела к новому витку насилия в регионе.

Нашёл в казахстанском интернет-журнале "Vласть" , директора фонда им. Фридриха Эберта в Мьянме. В ней он подробно рассказывает об обстановке в стране и корнях гуманитарного кризиса. Я её немного сократил и оставил только суть.

"25-го августа произошло резкое обострение ситуации на севере бирманского штата Ракайн (Rakhine). Массы беженцев-рохинья покидают свои деревни и лагеря и пытаются пересечь границу с Бангладеш. По сегодняшним оценкам их кол-во может достигать 90.000, есть информация о десятках людей, утонувших в приграничной реке Наф.

Причиной массового исхода рохинья стала массированная карательная операция бирманской армии, по последним официальным цифрам, которые могут быть чрезвычайно занижены, в столкновениях уже погибло около 400 человек. Бирманские вооруженные силы начали зачистки на севере Ракайна после нападения вооруженных экстремистов на полицейские и приграничные посты бирманских властей.

Мьянма - бывшая британская колония на индокитайском полуострове. Большинство ее жителей – буддисты-бамар, но страна очень гетерогенная, официально правительством признаны 135 этнических группы. С момента обретения независимости в 1948 году страна завязла в череде внутренних конфликтов, многие из которых продолжаются по сей день, считается что «бирманская гражданская война» - самая продолжительная в современной мировой истории.

За последние годы правительству Мьянмы удалось подписать договоры о перемирии с 15 вооруженным этническими группами, около восьми продолжают находиться в открытой конфронтации.

Штат Ракайн - это узкая полоска земли вдоль Бенгальского залива, упирающаяся своим северным концом в Бангладеш. Ракайн, как и остальная Мьянма, далеко не гомогенна, в ней проживают не менее 15 этнических групп разных вероисповеданий, буддисты, мусульмане, христиане. Ближе к северу, к границе с мусульманским соседом Бангладеш, мусульмане составляют большинство населения.

Ракайн, как и многие другие территории страны, не относящиеся к «истинной Бирме» (Burma Proper), это зона затяжной политической и военной борьбы за самостоятельность или даже независимость. В то же время, это самый сложный из всех бирманских конфликтов, поскольку только рохинья не признаются правительством как часть многогранного и сложного народа Мьянмы.

Рохинья – мусульманский этнос, который насчитывает около миллиона человек на территории Мьянмы. Бирманцы-буддисты зачастую отказываются называть их этим именем и предпочитают использовать термин «бенгальцы», указывающий на исторические корни этой группы. Бирманские националисты утверждают, что «рохинья» - выдуманная концепция, а на самом деле речь идет о мусульманских переселенцах из британской Индии, массово перемещенных на территорию Бирмы в 19-ом веке.

Отношения между мусульманам-рохинья и буддистами-бамар исторически - очень сложные. Во время Второй Мировой войны рохинья сражались на стороне британских частей, в то время как ракайнские буддисты были на стороне японской армии. Лидер нации и основатель современной, независимой Бирмы генерал Аун Сан (кстати, отец Аун Сан Су Чжи, нынешней соправительницы Мьянмы) обещал рохинья свой статус и равные права. После войны и до военного переворота 1962 года, немало рохинья служило на высоких позициях в бирманском правительстве.

После прихода к власти военной хунты началась фаза систематического притеснения и дискриминации. Рохинья до сих пор отказано в получение бирманского гражданства, они не могут попасть на государственную службу, для них обозначена черта оседлости и их не принимают в государственные образовательные учреждения. Даже сегодня, в самых образованных и продвинутых кругах бирманских элит бытовый расизм по отношению к рохинья – не моветон. Периодически вспыхивали этнические стычки, погромы, за которыми следовали жесткие чистки – так было, например, в 1978, 1991, 2012 годах. После 2012 в Бангладеш накопилось почти полмиллиона беженцев-рохинья. Бангладеш не в состоянии предоставить им долгосрочные перспективы и многие из них пытались бежать в Австралию, сотни погибали по пути. ООН считает рохинья самой большей в мире группой людей без гражданства.

25-го августа, ранним утром, бойцы так называемой Араканской Армии Спасения Рохинья (Arakan Rohingya Salvation Army или ARSA , ранее известной как Harakah al-Yaqin или Faith Movement) совершили координированное нападение на целый ряд приграничных и полицейских постов бирманских властей. Впервые эта группа заявила о себе в октябре прошлого года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладеш и, видимо, завладев оружием и боеприпасами, использованными на прошлой неделе.

Группировкой ARSA руководит Ата Улла, боевик родом из Карачи. Правительство Мьянмы утверждает, что он проходил подготовку в лагерях талибов в Пакистане и имеет поддержку среди влиятельных кругов Саудовской Аравии.

Главнокомандующий вооруженными силами Мьянмы , Мин Аунг Хлайн, руководит операцией зачистки приграничной территории. По его собственным словам, армия «завершает недоделанную работу времен Второй Мировой». Эта формулировка предельно жестко показывает логику действий вооруженных сил и военной элиты Мьянмы. По словам этого де-факто правителя страны, армия сделает все, чтобы предотвратить повторение 1942 года, когда бригады рохинья пытались «вырвать Ракайн из тела Бирмы».

В официальном брифинге для дипломатов и иностранной прессы представители бирманских силовиков заявили, что сверхзадачей ARSA является создание «исламского государства» на территории между Бангладеш и Мьянмой. Армия готова применить «необходимые меры», чтобы предотвратить возвращение малазийских, мальдивских, индонезийских бойцов ИГИЛа из Ближнего Востока в регион и поэтому собирается полностью зачистить северный Ракайн от «террористических» элементов.

Проявление насилия экстремистами-рохинья стало идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса. По спутниковым снимкам видно, что сжигаются целые деревни, причем сжигаются систематично, поскольку сейчас сезон дождей и сложно представить себе стихийное распространения огня. Бирманские власти утверждают, что экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях.

Но на самом деле есть жертвы и со стороны буддистских жителей Ракайна. Около 12.000 жителей штата буддистского вероисповедания были эвакуированы вглубь центральных территорий, есть информация о случаях нападений на буддистские монастыри, в которых остановились буддистские беженцы из конфликтной зоны. И без того хрупкий мир последних лет стремительно распадается.

Итого:

Вооруженный экстремизм среди рохинья реален . Наличие такой организации как ARSA, способной координировать повстанческие операции, производить пропаганду, возможно поддерживать связи с группами за рубежом, неоспоримо.

Систематичные притеснения рохинья реальны . После десятилетий дискриминаций и гонений они вынуждены существовать в предельно маргинализованной ситуации. А это всегда идеальный инкубатор для экстремизма, исламского или любого иного.

Мы всё ещё знаем очень мало . В зону конфликта нет доступа международным наблюдателям или журналистам. Все что мы читаем в СМИ, основывается на интервью с рохинья, которым удалось пересечь границу в Бангладеш. Организованный властями два дня назад пресс-тур в Маунгдо, город в Ракайне, в котором все началось, никакой надёжной информации не дал.

Это очень старый и очень сложный конфликт , он уходит корнями глубоко в колониальную историю. Есть все основания опасаться, что бирманская армия воспользуется шансом спровоцировать массовый исход рохинья из Ракайна.

Трансформации Мьянмы – это самый сложный и комплексный переходный процесс современности. С ним, пожалуй, может сравниться только уровень комплексности когда-нибудь предстоящего севернокорейского транзита.

Новой Мьянме всего полтора года. Военный режим трансформируется в демократическую систему. Конфликтно-кризисная экономика трансформируется в мирную. Изоляция трансформируется в открытость, самодостаточность и дефицит сменяется потребительским капитализмом масс. Общество отходит от закрыто-казарменной мобилизации и переходит к мирной жизни. Слабое государство трансформируется в функциональную бюрократию.

Все одновременно. Все сразу. На этом фоне альянс Аун Сан Су Чжи и военной элиты неудивителен. Как бы это не было горько, для них вопрос рохинья до 25-го августа был абсолютно не приоритетен. А теперь остается только гадать, насколько радикально они готовы его решать".
<...>

В минувшее воскресенье в Москве и других городах мира прошли митинги мусульман против дискриминации исламского населения Мьянмы. В августе члены вооруженной группировки «Армия спасения Аракан рохинджа» атаковали несколько десятков военных объектов. В ответ власти Мьянмы развернули обширную антитеррористическую операцию, в ходе которой погибли десятки мусульман, и которую международное сообщество называет геноцидом исламского населения страны. В чем причины и почему этот конфликт нельзя назвать религиозным – в материале «Футуриста».

Что происходит в Мьянме?

Республика Союз Мьянма - так страна стала называться недавно, избавившись от военной диктатуры, которая пребывала у власти с 1962 года. Она состоит из семи провинций, населенных бирманцами-буддистами, и семи национальных штатов, которые никогда не признавали центрального правительства. В Мьянме насчитывается более ста народностей. Разнообразные этнические, религиозные, криминальные группы, населяющие эти регионы, десятилетиями ведут гражданские войны — против столицы и друг против друга.

Конфликт между мусульманами рохинджа и буддистами продолжается долгие десятилетия. Рохинджа - мусульманское этническое меньшинство Мьянмы. Они составляют примерно 1 млн. человек из более чем 52 млн. жителей Мьянмы и проживают на территории штата Аракан, граничащего с государством Бангладеш. Правительство Мьянмы отказывает им в гражданстве, называя нелегальными бенгальскими иммигрантами, в то время как рохинджа утверждают, что являются коренными жителями Аракана.

Одно из самых кровавых столкновений произошло в 2012 году. Поводом стала гибель 26-летней буддистки. Тогда погибли десятки человек, а десятки тысяч мусульман были вынуждены покинуть страну. Международное сообщество не пыталось урегулировать конфликт.

Очередное обострение конфликта случилось 9 октября 2016 года, когда около 200 неопознанных боевиков атаковали три мьянманских погранпоста. А в августе 2017 года бойцы местной вооруженной группировки "Армия спасения Аракан рохинджа" напали на 30 армейских объектов и полицейских участков и убили 15 человек. Они объявили это актом отмщения за преследования соотечественников.

Ответную антитеррористическую операцию международное сообщество называет геноцидом мусульман штата Аракан - не только рохинджа, но и представителей других этносов. Сотни человек арестованы по подозрению в терроризме. По данным властей Мьянмы, на 1 сентября было уничтожено 400 «повстанцев» и 17 мирных жителей. Спасшиеся бегством жители лагеря беженцев сообщили агентству Reuters, что армия совместно с буддистскими добровольцами поджигает деревни мусульман, заставляя их бежать в Бангладеш. Утром 1 сентября бангладешские пограничники нашли на берегу реки тела 15 утонувших во время переправы беженцев, из них 11 - дети. По данным ООН, за последние две недели в Бангладеш переправилось более 120 тыс. беженцев, что порождает миграционный кризис.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава Чечни Рамзан Кадыров потребовали от ООН вмешаться и прекратить насилие. В Москве у посольства Мьянмы мусульмане устроили стихийный митинг против геноцида.

За что буддисты не любят рохинджа?

Есть несколько теорий о происхождении бирманских рохинджа. Часть ученых считает, что рохинджа мигрировали в Мьянму (тогда она называлась Бирмой) из Бенгалии прежде всего в период британского владычества. Британцы аннексировали претендовавший на самостоятельность штат Аракан в 1826 году и способствовали переселению туда бенгальцев в качестве рабочей силы. Часть рохинджа попали в Бирму после объявления независимости страны в 1948 году, а также после освободительной войны в Бангладеш в 1971 году. Традиционно у этого народа высокая рождаемость, поэтому численность мусульманского населения стремительно росла. Вторая теория (ее придерживаются сами рохинджа) предполагает, что рохинджа - это потомки арабов, колонизировавших побережье Индийского океана в Средние века и в том числе проживавших на территории штата.

Первым серьезным столкновением рохинджа и буддистов-араканцев стала ракхайнская бойня в 1942 году. Во время Второй Мировой войны Бирма, тогда еще зависимая от Британии, была захвачена Японией. Мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев, в то время как буддисты поддержали японцев, которые обещали стране независимость. Буддистские войска возглавил генерал Аун Сан - отец Аун Сан Су Чжи, нынешнего лидера демократической партии Мьянмы. По разным оценкам, были убиты десятки тысяч представителей обеих сторон, однако объективной цифры нет до сих пор. После ракханской бойни сепаратистские настроения в регионе обострились.

Военная диктатура, которая управляла Бирмой в течение полувека, в значительной степени опиралась на смешивание бирманского национализма и буддизма Тхеравады, чтобы укрепить свою власть. Этнические и религиозные меньшинства, такие как рохинджа и китайцы, подвергались дискриминации. Правительство генерала Нейна в 1982 году приняло закон о бирманском гражданстве, который объявил рохинджа нелегалами. Ожидалось, что с окончанием правления военных и приходом к власти соратников лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в конце 2015 года, рохинджа получат мьянманское гражданство. Однако власти по-прежнему отказывают рохинджа в политических и гражданских правах.

В чем проявляется дискриминация?

Рохинжа считаются «одними из самых преследуемых меньшинств в мире». Они не могут свободно передвигаться по территории Мьянмы и получать высшее образование, иметь более двух детей. Рохинжа подвергают принудительному труду, у них отбирают пахотные земли. В докладе ООН от февраля 2017 года говорится, что местные жители, армия и полиция избивали, убивали и насиловали рохинджа.

Чтобы избежать насилия, рохинджа нелегально переправляются в Малайзию, Бангладеш, Индонезию и Таиланд. В свою очередь, эти страны не желают принимать беженцев - из-за чего подвергаются международному давлению и осуждению. В начале 2015 года по данным ООН около 24 тысяч рохинджа попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов. В заброшенных лагерях на юге Таиланда были обнаружены останки более 160 беженцев: контрабандисты держали рохинджа в заложниках, избивая их и требуя за их жизнь выкуп. Когда власти Таиланда усилили контроль за границей, контрабандисты стали бросать людей в "лодочных лагерях", где те умирали от голода и жажды.

Проблема беженцев до сих пор не решена. В частности, правительство Бангладеш в феврале 2017 года объявило о плане переселить всех беженцев рохинджа на остров Тенгар Чар, который образовался 10 лет назад в Бенгальском заливе - он подвержен наводнениям и там полностью отсутствует инфраструктура. Это вызвало возмущение правозащитных организаций.

Разве буддисты не против насилия?

«В мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — говорит востоковед Пётр Козьма, живущий в Мьянме. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осажденной крепости, а это прямой путь к радикализму».

Традиционно считается, что буддизм — одна из самых мирных религий. Но несмотря на то, что в этом конфликте задействованы буддисты и мусульмане, его некорректно рассматривать как межрелигиозный. Речь идет о статусе определенного этноса. Эксперты утверждают , что буддисты на протяжении веков уживались с мусульманами Мьянмы: индусами, китайцами, малабарами, бирманцами и бенгальцами. Рохинджа же, будучи беженцами по одной из версий об их происхождении, выпадают из этого "конгломерата народностей".

Москва осудила насилие в Мьянме. Владимир Путин выразил беспокойство из-за ситуации на саммите БРИКС в Китае, а российские мусульмане - в самом центре столицы. А затем многотысячный митинг против геноцида мусульман в провинции Аракан прошел еще и в Грозном. Так многие узнали, что в Мьянме с новой силой разгорелся старый конфликт. 25 августа боевики движения "Араканская армия солидарности рохинджа" совершили на западе Мьянмы нападение на несколько десятков опорных пунктов полиции. За неделю число жертв столкновений превысило 400 человек. В чем суть конфликта и почему он вызывал такую острую реакцию в России, объясняет Петр Дергачев.

25 августа на севере штата Ракхайн “Армия спасения рохинджа Аракана” атаковала сразу 30 полицейских постов и военную базу. В результате этих нападений погибли 10 полицейских, 1 солдат и сотрудник миграционной службы. Нападавшие же недосчитались около 80 боевиков.

Дело не ограничилось стычками между военными и террористами. За оружие взялись обычные крестьяне. Причем с обеих сторон. Нападения 25 августа стали сигналом к нападению рохинджа (этническое меньшинство в штате Ракхайн - прим.) на немусульман в окрестностях города Маундо. В первые же дни волнений беженцами стали около 10 тысяч индуистов и буддистов, проживавших в северном Ракхайне.

Армия Мьянмы жестко ответила на вылазку террористов. К сожалению, жертвами силовиков стали не только экстремисты, но и мирные жители. Десятки тысяч представителей народности рохинджа бежали в соседний Бангладеш. Дома рохинджа сжигались добровольцами, выступавшими на стороне правительственных войск.

Мировое сообщество резко осудило как нападения на мьянманских полицейских, так и перегибы армии страны в борьбе с террористами. Однако мировые и особенно западные СМИ сосредоточились только на проблеме нарушений прав рохинджа. Оно и неудивительно. Много лет Запад противостоял правительству Мьянмы, которое возглавляли военные. Предлогами для них были подавление демократических свобод, разгон т.н. “шафрановой революции” и притеснение по религиозному принципу. Не сказать, чтобы хунта была святой, но и Запад руководствовался отнюдь не принципами гуманизма.

Встреча лидера оппозиции Мьянмы Аун Сан Су Чжи c госсекретарем США Хиллари Клинтон в 2012 году

Но с 2016 года страной правят бывшие оппозиционеры Тхин Чжо и лауреат нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи. Последняя активно поддерживалась Западом во времена правления генералов. И теперь, когда необходимость в давлении на Мьянму отпала, хвост начал вилять собакой. От старого подхода к освещению проблемы прав рохинджа в Ракхайне уже невозможно отказаться. А проблемы у рохинджа действительно существуют. Они не признаются ни гражданами Мьянмы, ни Бангладеш. Они вынуждены жить в лагерях для беженцев и не имеют доступа к образованию и медицинской помощи. Рохинджа в Ракхайне в значительной степени зависят от международной помощи. Но эта помощь ограничивается поставками продовольствия и крокодильими слезами в прессе.

И да, периодически возникают конфликты между рохинджа и остальными мьянманцами, от которых страдают обе стороны. Чаще причинами столкновений становятся бытовые и криминальные конфликты. Так было, например, в 2012 году, когда беспорядки начались после группового изнасилования представительницы одной народности представителями другой. Тогда СМИ умолчали о причинах обострения и продолжили лить воду на мельницу интересов Запада.

Лидер группировки “Армия спасения рохинджа Аракана” АтауЛлах Абу Аммар Джунуни (сидит) в окружении боевиков

Помогает ли однобокое освещение мьянманских конфликтов? Помогает. Только не их жертвам, а тем, кто пытается перехватить контроль над местным населением. В случае с рохинджа это “Армия спасения рохинджа Аракана”. Она была создана в октябре 2016 года. В том же месяце они атаковали погранпосты Мьянмы и убили 9 пограничников. Тогда, опасаясь мести со стороны армии страны, в Бангладеш бежали 90 тысяч рохинджа. Изначально боевики группировки готовились в тренировочных лагерях в Афганистане на деньги саудовских спонсоров и под руководством пакистанских инструкторов. Судя по всему, обучили их неплохо.

У террористов есть целый арсенал методов. И далеко не всегда они связаны с ведением боевых действий. Один из них - разделение на “своих” и “чужих”. Суть данного метода заключается в том, чтобы навязать людям представление о существовании непреодолимых границ между группами. Так осуществляется первоначальная вербовка. Сторонник этих взглядов уверен, что есть “мы”, а есть “они”, и между “нами” и “ими” огромная пропасть. “Они” никогда нас не поймут и всегда будут против “нас”.

И в случае Мьянмы мировые СМИ однозначно занимают сторону террористов, которые делят мир на “рохинджа” и “буддистов”. Вслед за СМИ позицию боевиков принимают истеричные активисты, близорукие религиозные и политические деятели. Здесь стоит упомянуть стихийный митинг у посольства Мьянмы, состоявшийся в воскресенье, 3 сентября, в Москве.

Несанкционированный митинг у посольства Мьянмы

То, что мусульмане России сопереживают рохинджа, не новость. В рунете уже который год появляются сообщения о “зверствах буддистов в Бирме”. Они, как правило, сопровождаются фотографиями истерзанных тел. Правда, далеко не всегда эти фотографии сделаны в Мьянме, а изображенные жертвы - рохинджа. И если раньше такие публикации можно было найти только на сайтах террористов, действующих в России, то в последнее время пропаганда перешагнула границы маргинальных сайтов и появляется уже на обычных ресурсах. В итоге пропагандистской психоз вылился в стихийный митинг у ворот посольства. И это яркий пример того, как происходит радикализация даже не участников, а свидетелей конфликта. Только поддержку получают уже не те самые рохинджа, а террористы, которые прикрываются мирными жителями. Поэтому, прежде чем поддержать кого-либо в любом политическом или военном конфликте, стоит крепко задуматься, а действительно ли вы собираетесь встать на защиту угнетенных, а не стать пешкой в руках злодеев?

Подписывайтесь на нас в Instagram:

удалено

У Гамбира, лидер Всебирманского союза монахов (All - Burma Monks Alliance) - организации, возглавлявшей протестные акции, прошедшие в сентябре по всей Мьянме, как назвала Бирму военная хунта, ушел после жестокого подавления мирных шествий войсками 26-27 сентября в подполье.

"Я в плохой ситуации, спал на улице уже две ночи. Мое состояние ухудшилось, а моя безопасность хуже некуда, - рассказал он 18 октября Radio Free Asia по телефону. – Теперь эти бандиты попытаются со мной разделаться. Если вы сейчас заговорите, то, как только повесите трубку, мне придется куда-то перебраться…"

"Самое важное, чтобы зарубежная сангха постоянно напоминала о бирманской проблеме, все вместе. Сейчас, понятно, мы ничего внутри Бирмы сделать не можем. На нас жестоко нападают. Лишь некоторые бежали, некоторые скрываются. Я пытаюсь уехать отсюда, но пока безуспешно".

"Г-н Гамбари, - обратился он к специальному посланнику ООН Ибрагиму Гамбари, - хочу попросить, сделайте, пожалуйста, что-нибудь действенное и практическое для Бирмы. Чтобы достичь политического решения с помощью таких мер, как экономические санкции и эмбарго на продажу оружия, потребуются годы. Важно то, что сработает сегодня-завтра".

Обращаясь "к буддистам всего мира, активистам и сторонникам бирманского движения" в поддержку демократии, он попросил "оказать помощь освобождению бирманского народа от этой катастрофической и безнравственной системы". Находящийся в подполье лидер монашеского союза воззвал "ко всем шести миллиардам человек в мире, к тем, кто сочувствует страданиям бирманского народа": "пожалуйста, помогите нам освободиться от этой ужасной системы. Множество людей убито, заключено в тюрьмы, подверглось пыткам, сослано в трудовые лагеря. Поэтому я искренне прошу международное сообщество: сделайте что-нибудь, чтобы прекратить эти зверства. Мои шансы на выживание сейчас очень невелики. Но я не сдаюсь, я сделаю все, что в моих силах".

"Может, мне немного осталось, - дополнил он. – Будет еще хуже, если хунта реализует свою дорожную карту [проект конституционного правления], поскольку тогда она сможет остаться у власти навсегда – и для нас это станет планом систематического преследования. Как только они учредят свою конституцию, бирманский народ будет испытывать страдания целыми поколениями".

По данным Radio Free Asia , власти Бирмы арестовали 19 октября еще пять активистов оппозиции, участвовавших в организации сентябрьских протестов. Как сообщил скрывающийся в изгнании активист антиправительственного движения Ни Ни (Nyi Nyi), примерн о в час ночи в Янгоне были арестованы его мать, 56-летняя Дав Сан Сан Тин (Daw San San Tin) и еще четыре противника военного режима, находившиеся в оппозиции с 1988 года; всего три женщины – его мать, 35-летняя двоюродная сестра Ма Тхет Тхет Аун (Ma Thet Thet Aung), 20-летняя Ма Но Но (Ma Noe Noe), и двое мужчин – 43-летний Ко Кьяв Сва (Ko Kyaw Swa) и 47-летний Ко Ко Ги (Ko Ko Gyi).

Ко Ко Ги был вместе с другим диссидентом Хтай Кайве (Htay Kywe ) во время ареста последнего 13 октября, однако Ко Ко Ги "сумел убежать". 8 октября власти едва не арестовали Тхет Тхет Аун и ее мужа Чит Ко Лина (Chit Ko Lin) возле рынка Мингалар в Янгоне, но Тхет Тхет Аун бежала и позже скрывалась. 17 октября военные власти арестовали ее мать и мать мужа. Куда именно хунта отправила арестованных, остается неизвестным.

МИД КНР сообщило 21 октября, что Китай обсудил напряженное положение в Судане и Мьянме с генеральным секретарем ООН Пан Ги-муном. Как отмечает Guardian, подробности телефонных переговоров между министром иностранных дел КНР Яном Цзечи и генеральным секретарем ООН, прошедших поздно вечером 20 октября, не раскрываются.

Китай не использует свое влияние на правительства Судана и Мьянмы, чтобы добиться прекращения крупных гуманитарных кризисов в этих двух странах. Некоторые правозащитные организации уже призвали в связи с таким поведением Китая к бойкоту Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Китай является одним из самых близких союзников Судана, покупая две трети добываемой им нефти и снабжая его правительство оружием. Пекин неоднократно призывали оказать давление на Хартум, чтобы ускорить размещение миротворческих сил Африканского союза и ООН в регионе Дарфур. В ходе длящегося уже 4 года конфликта в Дарфуре погибло более 200 тысяч человек, а 2,5 млн покинули свои дома.

Китай настойчиво призывают также использовать свое влияние на правящую хунту Мьянмы, чтобы потребовать от военного режима продемонстрировать отказ от репрессий после вооруженного подавления мирных акций протеста, во главе которых стояли буддийские монахи.

Портал-Кредо.ру