Меню Рубрики

О передаче сальдовых остатков в налоговые органы. Некорректная передача сальдо из пфр в ифнс Пенсионный фонд выгрузка в налоговую

С 01.02.2017 в связи с передачей функций администрирования страховых взносов в налоговые органы Отделением ПФР по Челябинской области (далее - Отделение ПФР) осуществляется передача сальдовых остатков по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в УФНС по Челябинской области для дальнейшего взыскания задолженности.

В соответствии с утвержденным порядком обмена информацией территориальных отделений ПФР с управлениями ФНС по субъектам Российской Федерации от 21.09.2016 № ММВ-23-1/20/4Н, передача информации между двумя ведомствами осуществляется на региональном уровне.

В настоящее время передача сальдовых остатков по страховым взносам в автоматическом режиме завершена. Вместе с тем, возникает необходимость корректировки переданных в налоговые органы данных.

Совместным письмом Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 06.09.2017 № НП-30-26/13859/ЗН-4-22/17710@ регламентирован порядок взаимодействия двух ведомств при возникновении вопросов о корректировке переданных сведений (далее - Порядок взаимодействия), который вступает в силу после утверждения форматов обмена и доработки программного обеспечения. До настоящего времени указанный Порядок взаимодействия в силу не вступил. При необходимости корректировки сальдовых остатков, выгрузка данных осуществляется по обращениям плательщиков.

Анализ рассмотрения обращений плательщиков показал, что проблемы имеются как на стороне органов ПФР, так и на стороне налоговых органов. Большинство обращений вызвано тем, что в налоговых органах информация из переданных файлов о платежах, произведенных плательщиками в 2016 году, не отражается в карточке расчета с бюджетом. Как следствие, плательщику направляется требование по уплате несуществующей задолженности и производится списание денежных средств с расчетных счетов.

В настоящее время между ведомствами достигнута договоренность о принятии максимально возможных мер для урегулирования ситуации в случае некорректно переданных (принятых) данных.

При обращении плательщиков в территориальные органы ПФР, после проведения сверки расчетов с плательщиком, выдается справка о состоянии расчетов, заверенная печатью и подписью руководителя, которая является подтверждением факта отсутствия задолженности. При ее предъявлении территориальные налоговые органы региона приостанавливают процедуру взыскания в пределах пресекательных сроков.

При обращении плательщиков в налоговые органы будет произведен детальный анализ по наличию и корректности информации, переданной из Отделения ПФР. В случае необходимости, без перенаправления плательщика между ведомствами, УФНС по Челябинской области будет направлен запрос в Отделение ПФР для корректировки сальдовых остатков по страховым взносам.

После реализации Порядка взаимодействия по всем обращениям плательщиков, в случае необходимости, будет принято Решение о корректировке, которое будет направлено в УФНС по Челябинской области для приведения в соответствие данных по расчету с бюджетом.

«Самое обидное, что специально в декабре все взносы заплатили, чтобы было всё по нулям, т.к. предполагали, что какие-то косяки с передачей сальдо могут быть. Но в голову не могло прийти, что устроят нам такой беспредел. И главное, практически нет механизма решить эти вопросы».

ФНС и ПФР молчат

Руководство ФНС и ПФР о проблеме публично не заявляет и никаких разъяснений не дает. Хотя не знать о происходящем они не могут. Время от времени появляются письма, рассказывающие о том, как и куда платить или как возвращать взносы, в том числе и неправомерно взысканные. И только.

Поскольку информация отсутствует, начинают плодиться слухи. В частности, о том, что выгрузок из ПФ больше не будет, поэтому что передали, с тем плательщики и останутся. Или о том, что в ПФ есть негласная директива никому ничего не возвращать без суда и т.д.

Зато, скорее всего, в ближайшее время ФНС опять отчитается о повышении сборов страховых взносов. А чего бы им не расти, если взыскиваются несуществующие миллионные долги?

В заключение отметим, что в программном обеспечении как ФНС, так и ПФ вложены миллиарды рублей. Тех самых рублей, которые уплатили налогоплательщики нашей страны и которых сейчас так беззастенчиво грабят.

Письмо Федеральной налоговой службы, Правления Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования РФ от 26.01.2017 г. № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П

Налоговые органы наделены полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС.
С 1 января 2017 г. страховые взносы, в том числе за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., уплачиваются с использованием КБК, закрепленных за ФНС России.
Необходимо внимательно заполнять платежные поручения и указывать реквизиты налогового органа.
Приводятся сроки уплаты страховых взносов. Прописаны особенности представления отчетности.
Расчеты по страховым взносам, в том числе на дополнительное социальное обеспечение, за расчетный период 2016 г. и уточненные расчеты за периоды 2010-2016 гг. представляются в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по формам и форматам, действовавшим в соответствующий период.
Расчеты начиная с отчетности за I квартал 2017 г. представляются в налоговые органы по форме и формату, утвержденным ФНС России.
Расчет по страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС представляется в территориальные органы ФСС РФ начиная с отчетности за I квартал 2017 г.
Прописано, как передается сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, как представляются справки о состоянии расчетов, об исполнении обязанности и акты совместной сверки. Урегулировано, как принимаются отдельные решения (о привлечении к ответственности за нарушения законодательства о страховых взносах, о возмещении расходов страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о возврате излишне уплаченных страховых взносов).

В рамках организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей соответствующих полномочий налоговым органам Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) сообщают следующее.
1. Уплата страховых взносов
1.1. Оформление платежных поручений
С 1 января 2017 года уплата страховых взносов, в том числе за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, должна производиться с использованием кодов бюджетной классификации (далее - КБК), закреплённых за ФНС России приказом Минфина России от 07.12.2016 № 230н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н».
При заполнении платежных поручений особое внимание необходимо обратить на указание следующих реквизитов платежных поручений:
«ИНН» и «КПП» получателя средств - значение «ИНН» и «КПП» соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
«Получатель» - сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
код бюджетной классификации - значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение «182» - Федеральная налоговая служба в соответствии с таблицей соответствия;
«Статус плательщика» - показатель «14» - налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам.
При перечислении страховых взносов за себя в поле «Статус плательщика» указывается одно из следующих значений:
индивидуальный предприниматель - «09»;
нотариус, занимающийся частной практикой - «10»;
адвокат, учредивший адвокатский кабинет - «11»;
глава крестьянского (фермерского) хозяйства - «12».
2. Представление отчетности по страховым взносам
Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также расчеты по начисленным и уплаченным взносам на дополнительное социальное обеспечение за расчетный период 2016 год и уточненные расчеты за периоды 2010 - 2016 гг. плательщики страховых взносов представляют в территориальные органы ПФР и ФСС России по формам и форматам, действовавшим в соответствующий расчетный период.
Расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года, представляются плательщиками страховых взносов в налоговые органы по месту их учета по форме и формату, утвержденным приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2016 регистрационный номер 44141).
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС, утвержденный приказом ФСС России от 26.09.2016 № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» (зарегистрирован в Минюсте России 14.10.2016 регистрационный номер 44045), представляется плательщиками страховых взносов в территориальные органы ФСС России, начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года.
3. Передача сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также сведений о задолженности по страховым взносам
В соответствии с Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/3И и № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П) сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должно быть передано по утвержденным форматам в электронной форме (от 03.11.2016 № ЗН-4-1/20983@/5И и № ЗН-4-1/20997@/02-11-02/06-4803П) в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС России) от территориальных органов ПФР и ФСС России в срок до 01.02.2017.
4. Представление справок о состоянии расчетов по страховым взносам, справок об исполнении обязанности и актов совместной сверки расчетов по страховым взносам
До передачи территориальными органами ПФР и ФСС России в УФНС России сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017, представление справок о состоянии расчетов по страховым взносам и осуществление совместной сверки расчетов по страховым взносам производится территориальными органами ПФР и ФСС России по формам, действовавшим до 01.01.2017.
Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@, который зарегистрирован в Минюсте России (регистрационный номер 45194) и опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 13.01.2017, и, соответственно, вступает в силу с 24.01.2017.
Учитывая вышеизложенное, представление акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам с учетом сумм страховых взносов возможно только после получения сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по установленным форматам от органов ПФР и ФСС России.
Справки о состоянии расчетов, а также справки об исполнении плательщиком обязанности по уплате до вступления в силу приказов, утверждающих новые формы указанных справок, представляются по формам, утвержденным приказом ФНС России от 05.06.2015 № ММВ-7-17/227@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме» (зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2015 регистрационный номер 37841) и приказом ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@ «Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2014 регистрационный номер 33929).
5. Прием решений от ПФР и ФСС России
ФНС России совместно с ПФР и ФСС России утверждены форматы, используемые при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части регулярного обмена информацией от 30.12.2016 № ПА-4-1/25597@/7И и от 29.12.2016 № ЗН-4-1/25450@/02-11-08/11-08-5765П.
В соответствии с данными форматами сведения о суммах страховых взносов, доначисленных (уменьшенных) по итогам проверок за периоды до 01.01.2017, сведения из решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, сведения из решений о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и сведения из решений о возмещении расходов страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляются в электронной форме.
Вместе с тем до реализации участниками информационного обмена соответствующего программного обеспечения указанные сведения из решений представляются в УФНС России территориальными органами ПФР и ФСС России в следующем порядке.
5.1. Прием решений о привлечении (отказе в привлечении) плательщика к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и дополнительном социальном обеспечении и о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, вступивших в силу с 01.01.2017
Решения о привлечении (отказе в привлечении) плательщика к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и дополнительном социальном обеспечении и решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, вступившие в силу с 01.01.2017, представляются уполномоченными сотрудниками территориальных органами ПФР и ФСС России в установленные сроки в УФНС России в виде заверенных копий на бумажном носителе на основании реестра (рекомендуемый образец реестра прилагается) и далее оперативно передаются УФНС России в виде сканированных образов и нарочным на бумажном носителе в ИФНС России по месту постановки на учет плательщиков страховых взносов для исполнения. Реестр принятых решений оформляется в двух экземплярах.
В случае направления ранее таких решений по почте заказным письмом с уведомлением о вручении необходимо обеспечить подтверждение органами ПФР и ФСС России направления указанных решений соответствующим реестром.
После начала информационного обмена в электронной форме ранее переданные решения на бумажном носителе повторно в налоговые органы в электронной форме не направляются.
При этом суммы, доначисленные по указанным решениям, вступившим в силу с 01.01.2017, а также суммы страховых взносов, отраженные в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, камеральная проверка по которым завершена в январе 2017 года, не должны быть отражены в сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам на 01.01.2017.
Сведения о суммах страховых взносов, пенях, штрафах из соответствующих решений, представленных на бумажном носителе, вводятся вручную с помощью режима «Документы с начислениями, отсрочками, рассрочками и зачетами» сотрудником, назначенным руководителем ИФНС России, в карточки «Расчеты с бюджетом» (далее - КРСБ) с изменением главы администратора доходов (1-3 разряд КБК) на «182», за исключением КБК:
39211620010066000140;
39211620050016000140;
39311620020076000140.
Порядок реализации решений, в которых указаны вышеупомянутые КБК будет определен дополнительно.
После отражения соответствующих сведений в КРСБ ИФНС России в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, формируется требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов и направляется плательщику страховых взносов.
УФНС по субъекту Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением процедур взыскания по данным решениям.
5.2. Прием решений о возмещении расходов страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Сведения из решений о возмещении расходов страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством принимаются только в электронной форме по утвержденным форматам.
5.3. Прием решений о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов за периоды до 01.01.2017
Статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС России в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (в случае представления страхователем уточненного расчета - в течение 10 рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета).
При этом решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС России направляют его в УФНС России.
До реализации участниками информационного обмена соответствующего программного обеспечения указанные решения представляются уполномоченным сотрудником территориальных органов ПФР и ФСС России в УФНС России в виде заверенных копий на бумажном носителе на основании реестра, составленном в двух экземплярах, и далее передаются в ИФНС России по месту постановки на учет плательщика страховых взносов для исполнения.
При этом после начала информационного обмена в электронной форме ранее направленные решения на бумажном носителе повторно в УФНС России в электронной форме не направляются.
Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов ИФНС России оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Формирование ИФНС России заявок на возврат на основании полученных на бумажном носителе решений осуществляется при наличии открытых КРСБ только после получения и отражения сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и форматами в соответствии с пунктом 3 настоящего письма.
УФНС России направляет территориальным органам ПФР и ФСС России в рамках Соглашений об информационном обмене между ФНС России и ПФР и ФСС России (от 30.11.2016 № ММВ-23-11/26@/АД/09-31/сог/79 и № ММВ-23-11/26@/12-11-13/06-5262П) выписку из расчетных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов (в части ПФР за периоды до 01.01.2017).
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, отделениям ПФР в субъектах Российской Федерации, отделения ФСС России в субъектах Российской Федерации довести указанное письмо до сведения соответствующих территориальных органов.

С передачей налоговым органам функции по администрированию страховых взносов (с 1 января) бухгалтеры на практике столкнулись с множеством вопросов. В частности, как добиться отмены неправомерного требования об уплате страховых взносов за 2016 год, что делать с прошлогодней переплатой или недоимкой и почему у налоговиков неверные данные по страховым взносам. На эти и другие вопросы в рамках конференции "Налоговое законодательство 2017: итоги и перспективы" ответила заместитель начальника Управления по работе с задолженностью и банкротством ФНС России Ульяна Вотякова .

Напомним, что в связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ " " (далее – Закон № 250-ФЗ). Вместе с тем, как рассказали участники конференции, не все данные, переданные ПФР и ФСС России в налоговую, корректны.

Какими контрольными полномочиями обладают ФСС России и ПФР? Узнайте из материала "Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (по 31 декабря 2016 года)" в"Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

По словам представителя ФНС России, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в фонды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС России (). В связи с чем плательщику страховых взносов необходимо направить обращение по вопросу некорректных сумм задолженности, отраженных в составе сальдо расчетов по страховым взносам за прошлый год, в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда (). "Взыскание сумм – это последующий этап после начисления, поэтому если плательщик не согласен с какими-то начислениями, то нужно изначально решать вопрос с правомерностью действий фондов. Если принимается решение, что начисления были произведены неверно, то мы оперативно отменяем принятые налоговой меры, – отметила Ульяна Вотякова. – Взыскивать несуществующую задолженность ФНС России смысла нет".

Таким образом, плательщику страховых взносов следует обратиться в органы ПФР и повести с ними сверку расчет за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. По итогам сверки должен быть оформлен акт, который будет подтверждать наличие или отсутствие недоимки страховых взносов (ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " ", действующий до 2017 года).

Такая процедура уточнения сведений в ПФР обусловлена в том числе тем, что ФНС России не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного электронной цифровой подписью, вносить корректировку в данные ПФР и ФСС России, переданные в налоговые органы (). Однако, как рассказала Вотякова, в целях обеспечения достоверности информации о состоянии расчетов плательщика по страховым взносам между ФНС России и отделениями ПФР и ФСС России установлена договоренность по организации работы по передаче уточненного сальдо расчетов. "При обращении плательщика непосредственно в налоговый орган с вопросом о состоянии расчета по страховому счету, ФНС России в срок не позднее трех дней с момента обращения направляет запрос в соответствующее отделение внебюджетного фонда. В случае, если будет установлен факт передачи недостоверного сальдо расчетов отделение ПФР направляет в электронном виде в налоговый орган уточненные сведения, которые в оперативном порядке будут отражены в лицевом счете плательщика. Кроме того, ПФР должен направить ответ с приложением откорректированных сведений в адрес заявителя", – пояснила она.

Участники конференции в свою очередь рассказали случаи, когда территориальные налоговые органы незаконно списали со счетов предпринимателей денежные средства из-за неверно переданных данных из ПФР. "Если деньги были уплачены вами повторно, значит они будут возвращены, но только после того, как эти сведения подтвердятся. Если переплата сформировалась до 1 января текущего года, то одна должна быть возвращена фондом, а за переплатой, образовавшейся после 1 января, нужно будет обращаться уже в налоговую инспекцию", – ответила представитель ФНС России. Напомним, что сумма переплаты будет возвращена плательщику только после погашения задолженности по соответствующим пеням и штрафам ().

В заключение Ульяна Вотякова пообещала, что до конца года ситуация с неправомерными требованиями об уплате страховых взносов будет исчерпана. "Все жалобы, которые возникают по возмещению задолженности по страховым взносам находятся на контроле в центральном аппарате, и по каждому из них будут приняты решения в индивидуальном порядке", – добавила она.

Отправить на почту

Руководитель проектов Департамента по зарплате и кадрам 1С-WiseAdvice

Передача некорректного сальдо по страховым взносам в налоговые органы привела к тому, что масса компаний в одночасье превратилась в злостных должников по взносам. Сами же налоговики с азартом взялись блокировать «недоимщикам» счета.

В такой ситуации оказался и наш клиент, крупная брокерская компания. Общая сумма «замороженных» на его счетах средств составила 120 млн руб. Хотя в действительности у компании имелась переплата по взносам.

Началось все с того, что в компанию прилетело требование из ИФНС о том, что у нее имеется недоимка по взносам в ПФР в размере 6 млн руб. Пока компания пыталась получить в ПФР справку о состоянии расчетов с бюджетом, дабы убедиться в отсутствии недоимки, ИФНС заблокировала сначала один, а буквально через один-два дня – все 20 расчетных счетов. Деятельность компании оказалась парализованной.

Важно!

Напомним, с 1 января 2017 года все взносы администрирует ФНС, соответственно, ИФНС выставляет недоимку по взносам. Однако при передаче остатков из ПФР в ФНС выгрузка данных прошла некорректно, в результате чего начисления по компаниям задваивались, и возникала «искусственная» недоимка.

В общей сложности сумма, замороженная на всех счетах нашего клиента, составила 120 млн руб.!

Усугублялась ситуация тем, что компания является крупным брокером, то есть налоговая парализовала работу клиентов компании, которые через эти брокерские счета совершают операции на бирже.

В связи с блокировкой счетов, наш клиент нес огромные репутационные потери и был вынужден оформлять кредиты у банка, чтобы сгладить недовольство своих клиентов – возместить им часть средств, которые оказались недоступными из-за блокировки счетов компании.

Пока идет сверка с ПФР – ИФНС блокирует счет

В чем сложность взаимодействия с ПФР? С ИФНС и с ФСС можно проводить сверки и запрашивать все выписки и справки по телекоммуникационным каналам связи. У ПФР такой возможности нет. В ПФР нужно ехать лично, отдавать письмо с запросом на проведение сверки. Сотрудники фонда в течение месяца могут обрабатывать этот запрос. Через месяц необходимо опять ехать в фонд и забирать акт сверки. Грубо говоря, только на получение акта сверки понадобится больше месяца. Более того, дозвониться до них невозможно, поэтому для поддержки взаимосвязи надо ездить ПФР лично, «вызванивать» сотрудников по внутренним телефонам, либо направлять курьера и проч. Пока компании пытаются выяснить «природу» возникшей недоимки и убедиться в отсутствии долга, ИФНС блокирует счет.

Алгоритм действий от юриста 1C-WiseAdvice

Стало ясно, что без грамотного юриста проблему не решить, и мы сразу подключили к работе специалиста, имеющего богатый опыт «общения» и урегулирования конфликтов с различными государственными структурами.

Юрист изучил нормативно-правовые акты по вопросу необоснованной блокировки счетов, судебную практику (которая, к слову, по подобным ситуациям – когда ИФНС блокирует счет из-за ошибочного долга ПФР, – еще не сложилась) и предложил оптимальный алгоритм решения вопроса, который в итоге оказался результативным.

Коллапс с переносом остатков из ПФР в ФНС

Проблема массовая, с ней столкнулось огромное число компаний и индивидуальных предпринимателей. А все по причине того, что ПФР не смог организовать корректную выгрузку данных в ИФНС. Но никто из пострадавших так и не сумел найти способ решения проблемы, потому что по данному вопросу на государственном уровне «хромает» порядок взаимодействия между фондами и налоговой.

Пенсионному фонду надо было выгрузить в ИФНС электронный файл с корректными остатками по взносам, но у них отсутствовало программное обеспечение, которое позволяет его выгружать, и ПФР на все письма налогоплательщиков с просьбой разобраться в письменной форме отвечал, что якобы технической возможности для того, чтобы исполнить требование страхователя, нет. То есть сотрудники фонда честно признались, что в ИФНС передана некорректная информация, но при этом они ничего с этим поделать не могут. Это был их официальный ответ на все запросы «должников».

Налоговики в свою очередь ссылались на то, что у них есть внутренний регламент, и пока ПФР не пришлет им корректные данные в электронном виде, они ничего поделать с несуществующей задолженностью не могут – вот такой замкнутый круг.

Наш юрист сказал, что вести такую официальную бесконечную переписку с ПФР – бессмысленное дело. И предложил свой алгоритм решения проблемы.

1. Досудебное обжалование решения инспекции в УФНС

Когда компания пишет в гос. орган через Контур (отправляет какие-то просьбы) – это обращение не имеет никаких юридических последствий. Сотрудники инспекции или фондов могут ответить в течение 30 дней со дня получения сообщения.

Наша же цель ускорить процесс рассмотрения и тем самым выиграть время. Как это можно сделать? Единственно верный путь – обратиться с жалобой на решение инспекции в порядке досудебного обжалования.

Досудебное обжалование – обязательная процедура. Без нее компания не может пойти сразу с исковым заявлением в суд.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. То есть, если мы жалуемся на незаконное действие инспекции – жалоба подается в Управление налоговой службы (в нашем случае речь идет о необоснованной блокировке счета московской инспекцией, значит, жалобу надо подавать в Управление ФНС по г. Москве).

Все логично: если налоговая инспекция, основываясь на некорректных данных, принимает какое-то решение, в том числе, выставляет требование и блокирует счета компании, то она несет ответственность по гражданскому законодательству за убытки, которые своим решением может принести налогоплательщику.

Срок рассмотрения жалобы в УФНС России – 15 дней.

Почему так важно грамотно составить жалобу

Письма и различные обращения можно составлять в свободной форме. Однако жалоба в Управление налоговой службы должна быть составлена в определенной форме, с соблюдением ряда требований по стилю и содержанию, с использованием определенных формулировок.

Наш юрист составил грамотную жалобу на неправомерную блокировку счета. Кроме того, к жалобе в УФНС мы приложили пакет документов, которые доказывали, что компания корректно рассчитывала взносы и платила их в срок – отчет по взносам и платежки. Из приложенных документов было видно, что начисленные и уплаченные суммы совпадают, и недоимки нет.

Тем самым мы доказывали необоснованность применения мер – вынесения требования об уплате и последующую блокировку расчетного счета. А также дали понять, что располагаем всеми доказательствами, и следующим нашим шагом будет обращение в суд.

Наша компания за долгие годы работы приобрела бесценный опыт «общения» с государственными органами. И у нас есть четкое представление о том, какой пакет документов представить в тот или иной орган, какие бумаги являются доказательством. Также наши юристы набили руку на составлении жалоб.

И еще один важный момент: все жалобы мы отвозим лично, чтобы сэкономить время и убедиться в их получении.

2. Составление жалобы в Пенсионный фонд

Параллельно с жалобой в УФНС мы направили жалобы в Управление ПФР по Москве и Московской области, то есть не в то подразделение ПФР, которое некорректно отправило данные по нашему клиенту в ИФНС, а в вышестоящий орган. Это тоже важно, так мы сэкономили массу времени.

Срок ответа ПФР – месяц.

В Пенсионном фонде по данной ситуации практики еще не было. И более того, ни ПФР, ни ФНС, не давали какого-то единого порядка действий в данной ситуации. В фонде каждый отдел и даже каждый сотрудник в одном и том же отделе по-своему видели эту ситуацию.

Проведя несколько дней «под дверями» ПФР и ИФНС, мы увидели, что пострадавших от некорректного переноса данных масса. Все бьются в истерике, а отделениях ПФР выставили охрану и никого не пускают.

Поэтому, честно говоря, мы не надеялись получить ответ от ПФР, который поможет нам решить проблему клиента. Но для нас было важно заполучить этот ответ на бумаге, чтобы уже с этим документом обращаться в суд.

Как это ни странно, ответ из ПФР пришел быстро, причем отправлен он был как самой компании, так и в адрес УФНС по г. Москве. Сотрудники фонда признали, что, действительно, остатки положительные, и недоимки за компанией не числится. Однако они ничем не могут помочь, поскольку у них нет технической возможности отправить корректный электронный файл в инспекцию. В приложении к письму «пенсионщики» привели таблицу с корректными остатками. А в конце письма ПФР обращается к УФНС с просьбой принять эти данные к сведению. Последнее, как уже говорилось выше, без корректных электронных сведений было невозможно.

3. Подготовка жалобы в Прокуратуру

Для подстраховки наш юрист написал жалобу еще и в Прокуратуру – на бездействие пенсионного фонда. И приложил «веселый» ответ ПФР как доказательство того, что сотрудники фонда мало того что бездействуют, так еще и отписываются, что ничего делать не будут.

Срок ответа прокуратуры – месяц. Мы стали ждать и параллельно начали готовиться к оформлению обращения в суд…

Важно!

Мы направляли жалобы в различные инстанции, в которых жаловались на разные действия и бездействие сотрудников ПФР и ИФНС, а не слово в слово переписывали одно и то же.

Наши доказательства оказались сильнее внутренних регламентов

Теперь, оглядываясь назад, можно смело говорить, что ситуацию спасла грамотно составленная жалоба в УФНС. Налоговики прекрасно понимали, что компания права и располагает всеми документами для доказательства своей правоты, и если дело дойдет до суда, то инспекторам придется отвечать за незаконную блокировку счетов. То есть налоговое управление также было «замотивировано» поскорее разрешить конфликт, чтобы избежать судебных разбирательств и финансовых потерь.

Важно!

Если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Они начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день незаконного приостановления операций по счетам. Проценты начисляются на всю зависшую на счете сумму.

Как выяснилось позже, по указанию УФНС инспекторы «вручную» поправили сальдо по взносам нашего клиента на основании таблицы из «бумажного» письма из ПФР (хотя это вроде как противоречит их внутреннему регламенту). Вскоре после этого в компанию по Контуру пришло сообщение из УФНС о том, что принято решение об отмене блокировки счетов.

Вот так, без каких-либо официальных разъяснений по сложившейся ситуации и наперекор внутренним регламентам взаимодействия между ПФР и ФНС, мы сумели защитить интересы нашего клиента. Нам удалось не только собрать убедительную для налоговиков доказательную базу, но и правильно оформить свой «заход» в УФНС – блестяще составить жалобы и подать их в нужные инстанции.

Налоговики удовлетворили нашу жалобу – мы победили!

Важно!

УНФС пугало всех внутренним регламентом, который, как оказалось, никакой юридической силы не имеет, в отличие от той доказательной базы, которая есть у налогоплательщиков. Но важно уметь ее «красиво подать».

К сожалению, большинство компаний в подобных ситуациях отправляют разбираться с ИФНС и фондами своих бухгалтеров. Но одному, даже высококвалифицированному, специалисту решить проблему не под силу. Здесь нужна слаженная командная работа – бухгалтеров, расчетчиков, юристов. Именно так все устроено в 1С-WiseAdvice.

Теперь можем смело заявить: у нас есть отработанное на практике решение – как действовать, кому и что писать, если налоговики заблокировали счет из-за несуществующей недоимки в ПФР.

Связаться с экспертом